о признании права на получение жилищной субсидии лицу- инвалиду детства



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2011 года Дудинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего-судьи Маймаго Н.В., при секретаре Ивлевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Колмаковой Ларисы Борисовны в интересах Колмаковой Ольги Викторовны к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края о признании права на получение жилищной субсидии и постановке на учет по переселению из районов Крайнего Севера, суд

У С Т А Н О В И Л:

Колмакова Л.Б. обратилась в суд с иском к ответчику в интересах опекаемой Колмаковой О.В. о признании права на получение жилищной субсидии и постановке на учет по переселению из районов Крайнего Севера, указав следующее. Колмакова Ольга Викторовна, 15 января 1985 года рождения является ее родной дочерью, решением Дудинского городского суда от 06 февраля 2003 года она признана недееспособной и является инвалидом с детства. Постановлением Администрации города Дудинка №105 от 03 марта 2003 года Колмакова Л.Б. назначена опекуном Колмаковой О.В. В районах Крайнего Севера Колмакова Л.Б. проживает с 1976 года. 03.03.1984 года вступила в брак с Колмаковым В.В. В апреле 1984 года она встала на учет в женской консультации г.Дудинка Красноярского края в связи с беременностью сроком 6 недель. 20 июня 1984 года уволилась с работы, в конце июня 1984 года вылетела в г.Ачинск Красноярского края, оттуда направила документы для снятия с регистрационного учета, 13.06.1984 года была снята с регистрационного учета в г.Дудинка. 15 января 1985 года родила дочь Колмакову О.В. 20 февраля 1985 года семья вернулась в г.Дудинку, то есть спустя всего 7 месяцев, с тех пор постоянно проживает в г.Дудинке с двумя дочерьми, брак с мужем расторгнут. Проживая в г.Дудинка Красноярского края, 25.04.1985 года дочь заболела, наблюдалась у врачей, 10.09.1987 года была осмотрена психиатром, была выдана справка об инвалидности, в 1989 году была взята на учет детским психиатром с диагнозом «олигофрения в степени имбецильности, Эпилептиформный синдром», признана инвалидом с детства. В 1994 году медико-педагогической комиссией г.Дудинка дочь признана не обучаемой, нет речи. 15.01.2003 года дочери установлена первая группа инвалидности бессрочно. В настоящее время Колмакова Л.Б. намерена с дочерью выехать из районов Крайнего Севера. В постановке дочери на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт ее рождения в районах Крайнего Севера. Считает, что ее дочь вправе претендовать на постановку ее на учет по переселению из районов Крайнего Севера и получение жилищного сертификата. В соответствии с гражданским законодательством РФ имущественные права возникают у живых граждан, а также зачатых на момент возникновения такого права (ст.1116 ГК РФ-лица, которые могут призываться к наследованию). Исходя из положении п.2 ст.6 РФ, полагает, что по аналогии права ее дочь имеет право на постановку ее на учет по переселению из районов Крайнего Севера и получение жилищного сертификата в связи с выездом из районов Крайнего Севера. На основании изложенного, просит суд удовлетворить иск, заявленный в интересах недееспособного лица.

В судебном заседании истец Колмакова О.В. участия не принимала, в силу состояния здоровья.

В судебном заседании Колмакова Л.Б. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.

В судебном заседании представитель Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края по доверенности Жаркова О.И. исковые требования истицы не признала, указав следующее. Федеральным Законом №125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севере и приравненных к ним местностей» установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели… Статьей 2 Закона установлена очередность предоставления жилищных субсидий, в соответствии с которой во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Поскольку Колмакова О.В., согласно данных паспорта, не значится рожденной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то у нее право на получение жилищной субсидии не возникло. В соответствии с п. 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением правительства РФ от 10.12.2002 года №879 регистрация и постановка на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья носит заявительный характер, зависит от волеизъявления гражданина, не является обязанностью Администрации района. Просит в иске отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика-Министерство строительства и архитектуры Красноярского края в судебное заседание представило Отзыв, в котором иск не признало, ссылаясь на то, что вышеуказанными нормами предусмотрено предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не зачатым в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, считает правомерным отказа Администрации района в постановке на учет Колмаковой О.В. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет федерального бюджета в соответствии с ФЗ. Просит в иске отказать.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным Законом №125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севере и приравненных к ним местностей» установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели…

Статьей 2 Закона установлена очередность предоставления жилищных субсидий, в соответствии с которой во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая Программа «Жилище" на 2011 - 2015 годы».

Постановлением Правительства Красноярского края от 26.10.2010 года № 523-п утверждена долгосрочная целевая Программа "Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации" на 2011 - 2020 годы".

Законом Красноярского края от 21.12.2010 N 11-5582 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края" исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления Красноярского края, в том числе Таймырский Долгано-Ненецкий район, наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в соответствии с Федеральным Законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон), включающими в себя: а) прием и регистрацию заявления и документов от гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным Законом (далее по тексту статьи - заявитель); б) проверку документов заявителя; в) принятие решения в отношении заявителя о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (далее по тексту статьи - учет), или об отказе в постановке на учет в 15-дневный срок с даты регистрации заявления; г) направление заявителю уведомления о принятии решения о постановке на учет или об отказе в постановке на учет с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения; д).формирование на каждого гражданина, поставленного на учет, учетного дела, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет, с присвоением учетному делу номера, соответствующего номеру в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по соответствующему городскому округу (муниципальному району); е) формирование списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по категориям;… к) снятие гражданина с учета в случае изменения оснований, в соответствии с которыми он был поставлен на учет, и внесение соответствующих изменений в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья; л) направление уведомления гражданину о снятии с учета в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения; …

Статьями 2 и 3 этого же Закона исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления края, в том числе Таймырский Долгано-Ненецкий район, наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в соответствии с Законом края "О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края", а также в соответствии с Законом края "О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края, указанными в Законе.

Как установлено в судебном заседании истца Колмакова О.В. является родной дочерью Колмаковой Л.Б.

Как установлено в судебном заседании мать истицы Колмакова Л.Б. в районах Крайнего Севера проживает с 1976 года. 03.03.1984 года вступила в брак с Колмаковым В.В., проживала и была зарегистрирована в <адрес>. Как видно записи в медкарте от 17.04.1984 года Колмакова Л.Б. была осмотрена врачом гинекологом Андрющенко В.П., установлена беременность 6 недель, взята на «Д» учет в женской консультации г.Дудинка Красноярского края в связи с беременностью. 20 июня 1984 года уволилась с работы, в конце июня 1984 года вылетела в г.Ачинск Красноярского края, оттуда направила документы для снятия с регистрационного учета, 13.06.1984 года была снята с регистрационного учета в г.Дудинка. 15 января 1985 года в г.Ачинске Красноярского края родила дочь - Колмакову О.В. 20 февраля 1985 года семья вернулась в г.Дудинку, то есть спустя 07 месяцев. По прибытию в г.Дудинку родители истицы трудоустроились, были зарегистрированы в установленном порядке. Согласно данных амбулаторной карты на Колмакову О.В., с момента приезда в г.Дудинку она находилась под патронажем медперсонала и врачей детской больницы г.Дудинка. Согласно справки врача-психиатра Колмакова О.В. поставлена на учет у врача-психиатра в г. Дудинка в 1989 году, впервые обратилась к врачу психиатру 10.09.1987 года, по данным из амбулаторной карты Колмаковой О.В. ей была оформлена инвалидность с детства с 13.01.1989 года.. Колмакова О.В. с детства по настоящее время состоит на диспансерном учете у врача - психиатра. Колмаковой О.В. назначена и выплачивается пенсия по инвалидности. В 1994 году медико-педагогической комиссией г.Дудинка Колмакова О.В. признана не обучаемой, нет речи. 15.01.2003 года Колмакова О.В. достигла совершеннолетия, ей установлена первая группа инвалидности бессрочно. Решением Дудинского городского суда от 06 февраля 2003 года Колмакова О.В. признана недееспособной. Постановлением Администрации города Дудинка №105 от 03 марта 2003 года Колмакова Л.Б. назначена опекуном Колмаковой О.В. Согласно справки ЖЭУ ОАО «Таймырбыт» от 03.02.2011 года Колмакова Л.Б. с двумя дочерьми Колмаковыми О.В., 1985 года рождения и Е.В., 2000 года рождения проживает и зарегистрирована по <адрес>. Установленные обстоятельства подтверждаются указанными выше документами: копиями паспортов с указанием факта регистрации в г.Дудинка, справкой об инвалидности Колмаковой О.В., копией решения суда, удостоверением опекуна, справкой врача-психиатра, данными из амбулаторной карты на Колмакову О.В., данными медкарты на Колмакову Л.Б., копией трудовой книжки Колмаковой Л.Б.

Как следует из Ответа от 11.02.2011 года начальника Отдела по миграционной и жилищной политике Администрации района исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение о предоставлении жилищных субсидий, исходит из обязательности рождения инвалида с детства в районах Крайнего Севера (места рождения) для всех претендующих на получение жилищных субсидий граждан. Именно такое понимание оспариваемого положения послужило основанием к отказу в удовлетворении заявления опекуна истицы.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Из положений статьи 40 Конституции Российской Федерации вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, членам их семей, в том числе инвалидам с детства решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.

Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (ч.3 ст.37, ст.40,ст. 27ч.1,ст.35,ч.1 и ч.2) Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите.

Федеральный законодатель, закрепляя право граждан на получение выплат такого характера, как жилищная субсидия, и определяя условия его возникновения, вправе, как следует из статей 71 (пункты "в","е" и "з"),37 (часть 3), 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления жилищных субсидий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в Постановлении от 24 мая 2001 г. N 8-П по делу о проверке положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающим сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно п.1 статьи первой Закона Красноярского края №11-5540 от 21.12.2010 года «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городов округа город Норильск и городского поселения Дудинка Красноярского края» право на получение социальной поддержки имеют также соответствующие требованиям подпунктов "а", "б", "в", "г", "е" пункта 1 настоящей статьи:.. инвалиды с детства, родившиеся за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в случае, если на дату их рождения местом постоянного проживания матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Как установлено в судебном заседании Колмакова О.В. с рождения постоянным жителем городского поселении город Дудинка Красноярского края, признана недееспособной в связи с психическим заболеванием, нуждается в постоянном постороннем уходе и лечении, ее опекун и она намерены переселиться в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера, не имеет жилья в других регионах Российской Федерации.

Установив фактические обстоятельства по делу, факт постоянного проживания матери истицы в районах Крайнего Севера с 1976 года, зачатия ребенка в 1984 году в районе Крайнего Севера в городе Дудинка Красноярского края, вынужденном временном характере выезда в г.Ачинск Красноярского края в период беременности и родов, факта возвращения матери истицы с новорожденным ребенком обратно через 7 месяцев в район Крайнего Севера на постоянное место жительства, суд приходит к выводу о том, что у истицы Колмаковой О.В., ставшей инвалидом с детства именно в районах Крайнего Севера ( г.Дудинка), продолжающей по настоящее время проживать в указанном регионе, намеренной выехать из региона, возникло право на получение жилищной субсидии как у инвалида с детства, рожденного в районе Крайнего Севера и выезжающего из районов Крайнего Севера. Суд полагает, что принятие иного решения привело бы к нарушению конституционного принципа равенства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Колмаковой Ларисы Борисовны в интересах Колмаковой Ольги Викторовны удовлетворить.

Признать право Колмаковой Ольги Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида с детства, на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера.

Признать право Колмаковой Ольги Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида с детства состоять на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

Председательствующий (подпись) Н.В. Маймаго

Решение принято в окончат.

форме 06.04.2011 года. <данные изъяты>