Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2011 года г.Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Улановой О.К.,
при секретаре Герасименко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № иску Дудинского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ЗАО «ЕнисейТрансФлот» и ЗАО «Таймырнефтеразведка» о запрете эксплуатации разъездного теплохода «1388», разъездного теплохода «1020» и буксирного теплохода «Свежий» до предъявления судов для технического освидетельствования органам технического надзора и классификации судов и получения регистровых документов, подтверждающих годность судна к плаванию
У С Т А Н О В И Л:
Дудинский транспортный прокурор обратился в суд с исками в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ЗАО «ЕнисейТрансФлот» о запрете эксплуатации разъездного теплохода «1388», разъездного теплохода «1020» и буксирного теплохода «Свежий» до предъявления судна для технического освидетельствования органам технического надзора и классификации судов и получения регистровых документов, подтверждающих годность судов к плаванию, мотивируя свои требования следующим.
В рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере внутреннего водного плавания Дудинской транспортной прокуратурой была проведена проверка законности эксплуатации судов, заявленных к эксплуатации в навигацию 2010 года, но не имеющих действующих документов Регистра. По сообщению Енисейского филиала Российского Речного Регистра федерального государственного учреждения «Российский Речной Регистр» разъездной теплоход «1388», регистровый №230174, разъездной теплоход «1020», регистровый №208633, и буксирный теплоход «Свежий», регистровый №196662, находящиеся во владении ЗАО «ЕнисейТрансФлот», были заявлены в эксплуатацию к навигации 2010 года, но к ежегодному освидетельствованию Российскому Речному Регистру не предъявлялись, эксплуатируются владельцем незаконно, с нарушением требований о технической безопасности плавания судов.
Согласно ст.34, 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства, обязан обеспечить безопасную практику эксплуатации судов, поддерживать суда в техническом состоянии, которое должно соответствовать требованиям безопасности судоходства, установленным КВВТ РФ, подготовку судна к плаванию. Самоходные суда внутреннего плавания с главным двигателем мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река-море) плавания подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судом Российской Федерации, которыми является ФГУ «Российский Речной Регистр» и его филиалы.
В соответствии с пунктами 1.3, 5,3, 5.4 Положения «О классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания», утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации №136 от 01.11.2002 года целью классификационной деятельности Речного Регистра является обеспечение технической безопасности плавания судов в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, экологической безопасности судов. Судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете Речного Регистра, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно Речным Регистром. В случае не предъявления судна к освидетельствованию более двух лет при отсутствии обоснованной просьбы судовладельца, оно снимается с классификационного учета.
Суда «1020» и «1388» подлежали внеочередному освидетельствованию в апреле 2010 года и ежегодному освидетельствованию 06.07.2009 года; теплоход «Свежий» - ежегодному освидетельствованию не позднее 06 июля 2010 года. Однако, требования Речного Регистра о прохождении внеочередного и ежегодного осмотра ответчиком не выполнены. Обеспечить безопасную практику эксплуатации судна без предъявления его Российскому Речному Регистру для освидетельствования, в отсутствии заключения компетентного органа о годности судна к плаванию невозможно. Эксплуатация такого судна создает потенциальную опасность судоходства, угрозу жизни и здоровья судового экипажа, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, что нарушает интересы неопределенного круга лиц. В связи с чем, прокурор просит запретить эксплуатацию судов «1020» и «1388» и теплохода «Свежий», передачу другим лицам для эксплуатации до предъявления судов для технического освидетельствования (осмотра) органам технического надзора и классификации судов, получения регистровых документов, подтверждающих годность судов к плаванию.
В качестве соответчика по делу судом привлечено ЗАО «Таймырнефтеразведка».
В судебном заседании представитель истца - помощник Дудинского транспортного прокурора Шимохин Д.А., выступающий на основании поручения Дудинского транспортного прокурора, заявленные требования о запрете ЗАО «ЕнисейТрансФлот» и ЗАО «Таймырнефтеразведка» эксплуатировать разъездные теплоходы «1388» и «1020», и буксирный теплоход «Свежий» до предъявления судов для технического освидетельствования органам технического надзора и классификации судов и получения регистровых документов, подтверждающих годность судна к плаванию, и изложенные доводы поддержал.
Представитель ЗАО «ЕнисейТрансФлот» - адвокат Магрета Н.П., выступающий на основании ордера, требования Дудинского транспортного прокурора не признал, пояснив, что оснований применять положения ст.1065 ГК РФ не имеется, поскольку разъездные теплоходы «1388», «1020» и буксирный теплоход «Свежий» в навигацию 2010 года фактически не эксплуатировались; деятельность, для которой предназначены суда, в 2010 году не осуществлялась. Не заявлены суда к эксплуатации и на 2011 год. Доказательства, опровергающие данный факт истцом не представлены. В связи с тем, что эксплуатация судов в навигацию 2010 года не осуществлялась и не планировалась, данные суда не были предъявлены к ежегодному освидетельствованию в июле 2010 года. В настоящее время судно «1338» и теплоход «Свежий» на основании соглашения об отступном переданы в счет оплаты имеющейся задолженности ЗАО «Таймырнефтеразведка».
Представители ЗАО «Таймырнефтеразведка» Осипов Н.В. и Лебедев С.Ю., выступающие на основании доверенностей, иск не признали и пояснили, что на основании соглашения об отступном теплоход «Свежий» и теплоход «1388» ЗАО «ЕнисейТрансФлот» переданы ЗАО «Таймырнефтеразведка» в счет погашения долговых обязательств. Перерегистрация судов в связи со сменой владельца не произведена, так как ЗАО «ЕнисейТрансФлот» не переданы документы на данные суда. Данные суда ЗАО «Таймырнефтеразведка» не эксплуатируются и не запланирована их эксплуатация в навигацию 2011 года. Технический осмотр судна для подтверждения его годности к эксплуатации проводится на основании заявления судовладельца, если судно планируется к эксплуатации. Как полагают представители ответчика, не предоставление судна, которое не эксплуатируется, и эксплуатация которого не планируется, к ежегодному освидетельствованию, не нарушает чьи-либо права, в том числе право на безопасность. Отсутствие перерегистрации судов в связи со сменой владельца, также исключает их эксплуатацию.
Выслушав объяснения представителя истца, представителей ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.34, 35, 39 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства, обязан обеспечить безопасную практику эксплуатации судов, поддерживать суда в техническом состоянии, которое должно соответствовать требованиям безопасности судоходства, обеспечить подготовку судна к плаванию, обеспечить экологическую безопасность при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами. Самоходные суда внутреннего плавания с главным двигателем мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река-море) плавания подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна, и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Целью классификационной деятельности органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации, к которым относится Речной регистр, в силу пункта 1.3 Положения «О классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания», утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации №136 от 01.11.2002 года является обеспечение технической безопасности плавания судов в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, экологической безопасности судов.
Согласно пунктам 5.3 и 5.4 указанного Положения судовладелец обязан предъявлять суда, состоящие на классификационном учете Речного Регистра, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно Речным Регистром. В случае не предъявления судна к освидетельствованию более двух лет при отсутствии обоснованной просьбы судовладельца, оно снимается с классификационного учета.
Как установлено, ЗАО «ЕнисейТрансФлот» является собственником буксирного теплохода «Свежий» и владельцем разъездного теплохода «1020». До 02 декабря 2010 года во владении ЗАО «ЕнисейТрансФлот» находился разъездной теплоход «1388». 02 декабря 2010 года теплоход «Свежий» и теплоход «1388» были переданы во владение ЗАО «Таймырнефтеразведка». Суда состоят на классификационном учете в Енисейском филиале Российского Речного Регистра ФГУ «Российский речной Регистр»: теплоход «Свежий» с 2005 года (регистровые №196662), теплоход «1388» - с 2007 года (регистровый № 230174), теплоход «1020» - с 2006 года (регистровый № 208633), и до настоящего времени числятся за ЗАО «ЕнисейТрансФлот».
06 июля 2009 года было произведено классификационное освидетельствование теплоходов «Свежий», «1388» и «1020», по результатам которого суда были признаны годными к плаванию, и подлежали ежегодному освидетельствованию 06 июля 2010 года. На навигацию 2010 года суда были заявлены к эксплуатации, однако фактически судовладельцем в навигацию 2010 года - не эксплуатировались, ежегодное освидетельствование у Речного Регистра не прошли, и к эксплуатации в навигацию 2011 года не заявлены, что свидетельствует о том, что деятельность по эксплуатации данных судов судовладельцем фактически приостановлена.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями Енисейского филиала Российского Речного регистра от 15 октября 2010 года и 02 марта 2011 года (л.д.6-7,157) согласно которым теплоход «Свежий», теплоходы «1388» и «1020» состоят на классификационном учете в Енисейском филиале Российского Речного регистра, числятся за ЗАО «ЕнисейТрансФлот», были заявлены к эксплуатации в навигацию 2010 года, к освидетельствованию Российским Речным Регистром в 2010 году не предъявлялись; свидетельством о праве собственности ЗАО «ЕнисейТрансФлот»» на судно «Свежий» (л.д.109); актами классификационного освидетельствования буксирного теплохода «Свежий» и разъездных теплоходов «1388», «1020» от 06 июля 2009 года (л.д.154-156) из которых следует, что суда по результатам освидетельствования признаны годными к плаванию, к следующему ежегодному освидетельствованию суда должны быть предъявлены судовладельцем 06 июля 2010 год; соглашением об отступном, заключенным 02 декабря 2010 года между ЗАО «ЕнисейТрансФлот» и ЗАО «Таймырнефтеразведка» (л.д.158-160) согласно которому теплоход «Свежий» и теплоход «1388» переданы в собственность «ЗАО «Таймырнефтеразведка» взамен исполнения обязательств по погашению задолженности, право собственности нового владельца не зарегистрировано.
В соответствии с ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Из смысла данной нормы следует, что основанием для удовлетворения иска в силу п.1 ст.1065 ГК РФ является ведение деятельности, в том числе эксплуатация предприятий, сооружений, иная производственная деятельность (если на момент рассмотрения спора деятельность не прекращена).
Бремя доказывания ведения деятельности, возможности причинения в будущем вреда в результате данной деятельности и необходимости запрещения деятельности путем предоставления соответствующих доказательств лежит, согласно ст.ст.14 и 50 ГПК РФ, устанавливающих состязательность сторон, на истце.
Вместе с тем, доказательства, подтверждающие, что после 06 июля 2010 года теплоход «Свежий», теплоходы «1388» и «1020», не прошедшие ежегодное освидетельствование на подтверждение годности к плаванию, эксплуатировались судовладельцем, что на данных судах имеются технические неисправности, которые несут какую либо угрозу причинения вреда независимо от их эксплуатации, истцом не представлены. В настоящее время суда в связи с зимним периодом также не эксплуатируются и в навигацию 2011 года не заявлены, что свидетельствует о том, что деятельность по эксплуатации судов судовладельцем фактически приостановлена.
Таким образом, истцом не представлены доказательства, подтверждающие, какая именно деятельность ответчиков может причинить в будущем вред, и в чем конкретно этот вред будет выражен.
Факт владения судами, при отсутствии доказательств их фактической эксплуатации, не свидетельствует о наличии деятельности по эксплуатации данных судов и опасности причинения в будущем вреда.
Доводы представителя истца о наличии опасности судоходству, возможном причинении вреда жизни и здоровью судового экипажа, перевозимым грузам, экологии носят предположительный характер и ничем не подтверждены.
Показания допрошенного в качестве свидетеля эксперта Енисейского филиала Российского Речного Регистра Паниот Ю.К. о том, что судно, сошедшее с дока, считается судном в эксплуатации, не являются основанием для удовлетворения иска по указанным выше основаниям.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истцом заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Дудинскому транспортному прокурору в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ЗАО «ЕнисейТрансФлот» и ЗАО «Таймырнефтеразведка» о запрете эксплуатации разъездного теплохода «1388», разъездного теплохода «1020» и буксирного теплохода «Свежий» до предъявления судов для технического освидетельствования органам технического надзора и классификации судов и получения регистровых документов, подтверждающих годность судна к плаванию отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Дудинский районный суд.
Председательствующий О.К.Уланова
Решение принято судом в окончательной форме 11 апреля 2011 года.