Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 октября 2012 года Дудинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего-судьи Маймаго Н.В., при секретаре Ивлевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № № по иску прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края к Администрации города Дудинка об обязании установить дорожные знаки, суд У С Т А Н О В И Л : Прокурор района обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ к ответчику с исковым заявлением об обязании установить дорожные знаки, указав следующие основания. Прокуратурой района совместно с ОГИБДД ОМВД России по Таймырскому Долгано-Ненецкому району была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области безопасности дорожного движения в части обеспечения жизни и здоровья несовершеннолетних, в том числе, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. В нарушение требований федерального законодательства на проезжей части вблизи ТМКОУ «Дудинская гимназия» по адресу: <адрес>, ТМКОУ «Дудинская средняя общеобразовательная школа№4», расположенной по адресу: <адрес>, а также ТМКОУ «Дудинская средняя общеобразовательная школа№5», расположенной по адресу: <адрес>, отсутствуют дорожные знаки 1.23. «Дети», что является нарушением ГОСТА Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Просит суд обязать Администрацию города Дудинка установить дорожные знаки 1.23 «Дети», предусмотренные Правилами дорожного движения на участках дорог, прилегающих к территории следующих образовательных учреждений: ТМКОУ «Дудинская гимназия» по адресу: ул. <адрес>, ТМКОУ «Дудинская средняя общеобразовательная школа№4» по адресу: <адрес>, а также ТМКОУ «Дудинская средняя общеобразовательная школа№5», по адресу: <адрес> срок до 31.12. 2012 года. В судебном заседании заместитель прокурора района Сердюк Е.А. исковые требования поддержал частично, уточнил их, поддержал исковые требования в части обязания установить дорожные знаки на участках дорог, прилегающих к территории общеобразовательного учреждения «Дудинская гимназия» по адресу: <адрес> и «Дудинская средняя общеобразовательная школа№5», по адресу: <адрес> срок до 31.12. 2012 года. Представитель Администрации города Дудинка по доверенности <данные изъяты> года Шульга Я.И. представила в суд Отзыв, в котором полагает исковые требования прокурора не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно ст. 12 указанного ФЗ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящиеся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актом контрольных осмотров, либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. В соответствии со ст. 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляется в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и осуществление мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными актами РФ и нормативно - правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и документации, утверждаемых в установленном порядке. В октябре 2012 года с начальником ОГИБДД отдела МВД России по ТДН району согласован проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах г. Дудинки. В ходе проектирования организации дорожного движения города Дудинки, был проведен анализ дорожной сети и анализ аварийности. В результате анализа были сделаны выводы о необходимости установить недостающие знаки. Так, например, согласно проекту необходимо дополнительно установить знак 1.23 «Дети» по <адрес> в районе моста, в районе <адрес>, дополнительно установить повторный знак с табличкой 8.2.1. Действовавшая схема дислокация дорожных знаков, утвержденная распоряжением Руководителя Администрации города Дудинки от 17.12.2010 № 316-Р, не предусматривала установку дорожных знаков 1.23 в вышеуказанных районах. Мероприятия по установке дорожных знаков, предусмотренных проектом, запланированы на 2013 год. Пунктом 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" предусмотрено, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками. Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения", дорожный знак "Дети" предупреждающий знак, который устанавливается вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и т.п.), где на проезжей части возможно появление детей. Аналогичное требование предусмотрено п. 5.2.25 ГОСТа Р 52289-2004. В заявлении прокурор требует установить дорожные знаки на участках дорог, прилегающих к территории образовательного учреждения «Дудинская СОШ №4». Вместе с тем, дороги, прилегающие к указанному образовательному учреждению, расположены в жилой зоне, где уже действует особый режим движения, поэтому нет необходимости устанавливать дополнительно знак 1.23 «Дети» (фото №№ 7,8,9). Пунктом 17.1 Правил дорожного движения предусмотрено, что "В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств". В соответствии с пунктом 17.4 Правил "Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории". «Жилая зона» в Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г., определена как специально обустроенная территория, на которой применяются специальные правила дорожного движения, и въезды на которую и выезды с которой обозначены соответствующими знаками (термин введен Европейским соглашением, дополняющим Конвенцию о дорожном движении, открытую для подписания в Вене, 08.11.1968). Статьей 27-бис Европейского соглашения установлено, что пешеходы могут передвигаться по всей ширине дороги. Разрешены детские игры; водители должны передвигаться с самой низкой скоростью в соответствии с предписаниями национального законодательства, в любом случае они не должны превышать 20 км (12 миль) в час; водители не должны подвергать пешеходов опасности или ограничивать свободу их передвижения, В случае необходимости они должны останавливать транспортные средства; пешеходы не должны создавать необоснованных помех автомобильному движению (подпункты а, Ь, с, d). Как и «Дудинская СОШ №4», ТМКОУ «Дудинская гимназия» также расположена в жилой зоне (фото №№ 1,2,3). Между тем, участок дороги <адрес>, расположенный вблизи образовательного учреждения, оборудован дорожными знаками «Дети» (фото №№ 4,5). Согласно фото № 6 на дорожном участке улиц Дудинская - Спортивная, в районе «Дудинской СОШ №5», также установлен дорожный знак «Дети». Таким образом, истец не привел доказательств реальной угрозы жизни и здоровью граждан, вынудившей его обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц. Кроме того, в силу ч.2 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации» при осуществлении надзора за соблюдением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. В соответствии с Положением о ГИБДД обязанность по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе, которыми устанавливаются требования к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения возложена на ГИБДД. Вопросы определения мест установки дорожных знаков не входят в компетенцию прокуратуры. С учетом изложенного, Администрация города просит отказать в исковых требованиях прокурора ТДН района в полном объеме, в виду их необоснованности. В судебном заседании представитель Администрации города Дудинка по доверенности Шульга Я.И. требования прокурора не признала по основаниям, изложенным в Отзыве. Доводы прокурора в исковом заявлении об отсутствии в городе дорожных знаков 1.23 «Дети», а также повторных знаков на участках дорог, проходящих вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми, считает голословными, поскольку такие знаки имеют место быть, о чем указано в Отзыве с приложением фотографий. Кроме того, при согласовании проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах г.Дудинка со стороны ОГИБДД не было предложений об установке дорожных знаков в местах, указанных в исковом заявлении. Просит в удовлетворении иска прокурора отказать. Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, изучив действующую в г.Дудинка схему дислокации дорожных знаков, выслушав государственного инспектора ОГИБДД ОМВД России по Таймырскому Долгано-Ненецкому району ФИО13., суд приходит к следующему. Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального Закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», а также п.5 ч.1 ст.16 Устава муниципального образования «город Дудинка» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов города Дудинки, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно ст. 12 указанного Федерального Закона ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящиеся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актом контрольных осмотров, либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. В соответствии со ст. 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляется в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и осуществление мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными актами РФ и нормативно - правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и документации, утверждаемых в установленном порядке. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно ст. 12 указанного ФЗ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящиеся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актом контрольных осмотров, либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. В соответствии со ст. 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляется в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и осуществление мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными актами РФ и нормативно - правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и документации, утверждаемых в установленном порядке. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года N711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» предусмотрено, что на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по изучению условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения. В соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению дорожного движения, закрепленных в Правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 предписано, что должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают - проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения. ГОСТ Р 32289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее ГОСТ) содержит правила применения дорожных знаков, общие технические требования к ним, устанавливаемых на проезжей части дорог и улиц местного значения в границах населенного пункта. Согласно п.5.2.25 ГОСТа Р 52289-2004 знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на который указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100 метров, повторный - на расстоянии не более 50 метров от начала опасного участка. Как установлено ДД.ММ.ГГГГ, комиссия в составе помощника прокурора района ФИО14 и зам командира взвода ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Таймырскому Долгано-Ненецкому району Кузьменко М.Н. провела обследование на территории города Дудинка: - участка проезжей части <адрес>, расположенной вблизи образовательного учреждения «Дудинская гимназия»; - участка проезжей части <адрес>, расположенной вблизи образовательного учреждения «Дудинская средняя школа №4»; - участка проезжей части <адрес>, расположенной вблизи образовательного учреждения «Дудинская средняя школа № 5». Согласно представленных Актов комплексного обследования автомобильных дорог на территории городского поселения Дудинка от 14 сентября 2012 года на указанных участках проезжей части отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети» в нарушение ГОСТА Р 52289-2004 ( л.д.6-8). На основании данных Актов прокурором был предъявлен в суд настоящий иск. Как установлено в судебном заседании в городе Дудинка действует схема дислокации дорожных знаков, утвержденная Распоряжением Руководителя Администрации города Дудинка от 17.12.2010 года № 316-Р. В октябре 2012 года с начальником ОГИБДД Отдела МВД России по ТДН району согласован проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах г.Дудинка. Данным проектом предусмотрено дополнительно установить дорожный знак 1.23 «Дети» по <адрес> в районе моста, а в районе <адрес> повторный знак с табличкой 8.2.1. Указанные мероприятия по установке дорожных знаков запланированы на 2013 год, финансирование указанных работ в проект бюджета не заложено. Государственный инспектор ОГИБДД ОМВД России по Таймырскому Долгано-Ненецкому району ФИО11 пояснил о том, что в 2012 году по г.Дудинке имело место 4 случая ДТП с участием детей. ТМКОУ «Дудинская гимназия» расположена в жилой зоне, на территорию школы пять заездов, действительно участок дороги <адрес>, расположенный вблизи образовательного учреждения, оборудован дорожными знаками «Дети». Полагает необходимым установить повторный знак с табличкой 8.2.1 с указанием протяженности участка дороги ( <адрес> или <адрес>.). Что касается ТМКОУ «Дудинская средняя школа №5», то на участке улиц Дудинская-Спортивная установлена информационная таблица с изображением детей, просьбой ограничить скорость движения, что не является дорожным знаком. Рядом с указанной таблицой необходимо установить дорожный знак 1.23 «Дети». На спуске по <адрес> необходимо также установить дорожный знак 1.23 «Дети». Необходимости устанавливать дополнительно знак 1.23 «Дети» в районе ТМКОУ «Дудинской средняя школа №4» не имеется, так как дороги, прилегающие к указанному образовательному учреждению, расположены в жилой зоне, где уже действует особый режим движения, дорожный знак 1.23 «Дети» имеется. Установив фактические обстоятельства по делу, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Администрацией города в городе были установлены дорожные знаки 1.23 «Дети», повторный знак с табличкой 8.2.1, планируется дальнейшая работа по установлению дорожных знаков 1.23 «Дети» на участках дорог, проходящих вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Однако, таких знаков недостаточно, что не исключает возникновение дорожно-транспортных происшествий, наступление тяжких последствий, и свидетельствует о нарушении права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, жизни и имущества. А потому уточненные требования прокурора подлежат удовлетворению. В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Отсутствие достаточных денежных средств для проведения работ по установлению дорожных знаков, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора, поскольку органом местного самоуправления вопрос об установке дорожных знаков, который отнесен к вопросам местного значения, не решен в полном объеме. При решении вопроса об установлении срока для выполнения работ по установке дорожных знаков, суд, учитывая, что бюджет на 2013 год находится на стадии формирования, установление указанных знаков связано с необходимостью обеспечения безопасности детей, считает необходимым установить срок до 31.12.2012 года. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Администрацию муниципального образования «город Дудинка» установить дорожные знаки 1.23 «Дети», предусмотренные Правилами дорожного движения на участках дорог, прилагающих к территории образовательных учреждений: ТМКОУ «Дудинская гимназия», расположенной по адресу: <адрес> и ТМКОУ Дудинская средняя общеобразовательная школа №5», расположенной по адресу: <адрес> в срок до 31 12.2012 года. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с подачей жалобы через канцелярию Дудинского районного суда. Председательствующий Н.В. Маймаго