РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 августа 2012 года г. Дудинка Судья Дудинского районного суда Красноярского края А.А.Калмыков, при секретаре Мостовой О.О., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-576 по заявлению Прутовых В.Ю. о признании незаконным бездействия Федеральной службы исполнения наказания, УСТАНОВИЛ: Прутовых В.Ю., отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в суд с жалобой, в указав, что условия содержания в учреждениях УИС не соответствует требованиям ни российского законодательства, ни международных норм. Нарушение его прав нашло подтверждение в ряде вступивших в законную силу решений Дудинского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. По мнению заявителя, УИС РФ не учитывает, нынешние международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества, которые признаны Правительством РФ. Подобные недостатки УИС РФ обусловили необходимость принятия Концепции развития УИС до 2020 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ № 1772-р от 14.10.2010 года. Для реализации Концепции предусмотрено утверждение Плана мероприятий и разработка соответствующих нормативно-правовых актов. Если План мероприятий по реализации Концепции утвержден Приказом № 167 Минюста РФ от 26 мая 2011 года, то разработка нормативно-правовых актов в этом направлении не ведется, что мо мнению заявителя нарушает его права, в том числе право на охрану и уважение достоинства личности. Бездействие заинтересованного лица, по мнению заявителя, заключаются в том, что нормативно-правовые акты Минюста РФ обязательны для исполнения. Ответственным за исполнение вышеуказанного плана является ФСИН. Согласно Плана, ФСИН, должен исполнить ряд мероприятий, для которых установлен срок исполнения. Но до настоящего времени, мероприятия перечисленные в Плане не выполнены. Вследствие этого, никаких положительных изменений в УИС не происходит, что в свою очередь способствует продолжению нарушения его прав. Поэтому просит суд признать незаконным действия и бездействие ФСИН России, в части: не разработки до окончания 2 квартала 2011 типовых моделей построения структуры тюрьмы и колонии поселения и Типовых проектных решений и колоний-поселений; не подготовки до окончания 4 квартала 2011 года проекта приказа Минюста РФ «О внесении изменений в приказ Минюста РФ от 20 ноября 2006 года № 333» и предложений в проект Федерального Закона РФ в части внесении изменений в УИК РФ по вопросу мер дисциплинарного воздействия к осужденным за незначительные правонарушения; не подготовки до окончания 2 квартала 2012 года проектов приказов Минюста РФ о внесении изменений в приказ Минюста от 03 ноября 2005 года № 205, от 15 февраля 2006 года № 21, от 03 ноября 2005 года № 204, от13 июля 2006 года № 252, от 04 сентября 2006 года № 279 и проекта приказа Минюста РФ «Об утверждении инструкции по организации службы операторов постов видеонаблюдения»; не подготовки проектов приказов Минюста РФ «Об утверждении наставления по мерам для противодействия противоправному поведению со стороны осужденных», «О мерах, направленных на соблюдение прав осужденных лиц, содержащихся под стражей» и «Об утверждении руководства по организации питания осужденных к лишению свободы а также подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в ИВС УИС». В ходе подготовки дела к судебному разбирательству заявитель Прутовых В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ освободился из мест лишения свободы, в соответствии с представленной в деле копией справки об освобождении №, выехал к месту своего жительства по адресу: <адрес>. Заявитель о времени и месте рассмотрения дела извещен судом по известному вышеуказанному адресу, в судебное заседание не явился о причинах своей неявки суду не сообщил. Поскольку заявителем в своей жалобе подробно изложены его аргументы, с учетом характера спора, степени значимости его личных показаний для рассмотрения гражданского дела, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя, что в данном случае не нарушит принцип состязательности гражданского процесса. Заинтересованное лицо по делу - ФСИН России о времени и месте рассмотрения дела судом извещено, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки суду не сообщило, дело рассмотрено в его отсутствие. О времени и месте заседания В.Ю. Прутовых, содержащегося под стражей, уведомлен надлежащим образом. Поскольку заявителем в своей жалобе подробно изложены его аргументы, с учетом характера спора, степени значимости его личных показаний для рассмотрения гражданского дела, предоставления возможности ознакомления со всеми материалами дела, а также возможности участия представителя, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя, что в данном случае не нарушит принцип состязательности гражданского процесса. Рассмотрев заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы. Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина: созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц. были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц. государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Следовательно, гражданин вправе оспорить в суде бездействие органа государственной власти в случае, если в результате бездействия происходит действительное нарушение его прав и свобод. Согласно ст. 1 УИК РФ, задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. В соответствии со ст.2 УИК РФ, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов. Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам. Федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний (ст.4 УИК РФ). Следовательно, по смыслу действующего законодательства, права и свободы лица, осужденного к наказанию в виде лишения свободы, могут быть затронуты только принятыми в установленном порядке нормативными правовыми актами. 14.10.2010 года, Правительством РФ была утверждена концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года. Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года. Основными целями Концепции являются: повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития; сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам; гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов. В целях организации работы по реализации Концепции, Приказом Министерства юстиции РФ № 167 от 26.05.2011 года, был утвержден план мероприятий по ее реализации, предусматривающий в сроки до 4 квартала 2012 года разработку ФСИН России проектов нормативных правовых актов, направленных на реформирование УИС. Таким образом, деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по разработке проектов НПА, направлена на подготовку реформирования УИС, никоим образом не затрагивает прав и свобод заявителя Прутовых В.Ю. Доводы заявителя о неисполнении ФСИН России запланированных в приказе мероприятий, и как следствие, о нарушении его прав и свобод, являются голословными и ничем не подтвержденными. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что предполагает недопустимость взаимного вмешательства в их компетенцию. Прутовых В.Ю. как гражданин Российской Федерации, вправе в установленных законодательством формах, участвовать в нормотворческой деятельности исполнительных и представительных органов государственной власти РФ, однако, не наделен правами посредством обращения в суд за защитой абстрактных прав и свобод, напрямую вмешиваться в данную публичную деятельность. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных Прутовых В.Ю. требований полностью отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Прутовых Виктору Юрьевичу в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Федеральной службы исполнения наказания, в части не разработки проектов нормативных правовых актов по вопросу реформирования уголовно-исполнительной системы РФ, отказать, за необоснованностью. Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда. Судья А.А. Калмыков