приговор по делу № 1-27/2010 от 19.01.2010



Дело № 1-27/10

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Дубна 19 января 2010 г.

Дубненский федеральный городской суд Московской области в составе:

председательствующего – судьи Самусенко Ю.А.,

с участием государственного обвинителя – старшего помощника прокурора г. Дубна младшего советника юстиции Шихалёвой Е.Г.,

защитника – адвоката Дубненского филиала МОКА Исаевой Н.Г., регистрационный номер Номер обезличен в реестре адвокатов Московской области, представившей удостоверение Номер обезличен, выданное ГУ Минюста РФ по Московской области Дата обезличена г., и ордер Номер обезличен от 19 января 2010 г.,

при секретаре – Кузнецовой Е.В.,

а также с участием подсудимой – Фирсовой Л.А.,

представителя потерпевшего – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению Фирсовой Людмилы Алексеевны, родившейся Дата обезличена г. в ... области, русской, гражданки РФ, имеющей среднее образование, вдовы, иждивенцев не имеющей, пенсионерки, проживающей по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., ранее судимой 6 марта 2002 г. Дубненским федеральным городским судом Московской области по ч. 1 ст. 105 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

15 декабря 2009 г. в г. Дубна Московской области подсудимая Фирсова Л.А. совершила убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку. Преступление было совершено при следующих обстоятельствах.

15 декабря 2009 г. около 18 час. Фирсова Л.А., находясь в состоянии алкогольного пьянения, в квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ... ... в ходе ссоры, возникшей на почве личных неприязненных отношений, умышленно с целью убийства нанесла своему сожителю ФИО3 не менее одного удара рукой в область правого предплечья и не менее 2-х ударов ножом, в том числе в область расположения жизненно-важных органов (грудную клетку), причинив колото-резаное ранение задней поверхности грудной клетки слева, проникающее в плевральную полость, с повреждением верхней доли левого лёгкого, квалифицированное как повреждение, причинившее тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; а также полосовидную ссадину на правом предплечье и поверхностную резаную рану на тыльной поверхности у основания первого пальца правой кисти, квалифицированные как повреждения, не причинившие вреда здоровью. Смерть ФИО3 наступила на месте происшествия от острого левостороннего гемоторакса, развившегося в результате проникающего колото-резаного ранения грудной клетки, и состоит в прямой причинно-следственной связи с причинённым ФИО3 тяжким вредом здоровью.

Подсудимая Фирсова Л.А. виновной в предъявленном ей обвинении признала себя частично и показала, что с 1994 г. ФИО3 являлся её сожителем. В декабре 2001 г. Фирсова во время ссоры нанесла ФИО3 удар ножом в грудь, за что в марте 2002 г. была осуждена к наказанию в виде реального лишения свободы. После освобождения из мест лишения свободы она вновь стала проживать с ФИО3. 11 декабря 2009 г. Фирсова получила пенсию, и в течение нескольких дней в своей квартире распивала с ФИО3 спиртные напитки.15 декабря 2009 г. с утра она вместе с ФИО3 в своей квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ... ... продолжила распивать спиртные напитки; в квартире также находился сын Фирсовой – ФИО2 Около 18 час. 15 декабря 2009 г. между Фирсовой и ФИО3, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, произошла ссора, в ходе которой Фирсова подошла к сидящему на диване ФИО3 и замахнулась на него правой рукой, а ФИО3 оттолкнул её от себя двумя руками, от чего Фирсова упала на пол. Разозлившись на ФИО3, Фирсова вновь подошла к ФИО3; как у неё в руке оказался нож, Фирсова не помнит, также она не помнит, что наносила ФИО3 удары ножом. Далее она оделась и ушла из квартиры к своей подруге Галине, у которой осталась ночевать. Утром 16 декабря 2009 г. домой к подруге Фирсовой пришёл её сын ФИО2 Сергей, который сообщил, что ФИО3 не подаёт признаков жизни. Фирсова, Галина и ФИО2 пришли домой к Фирсовой, где обнаружили лежащего на диване мёртвого ФИО3. Фирсова вызвала «Скорую помощь», приехавшие врачи констатировали смерть ФИО3 и сообщили об этом в милицию. Затем Фирсову и ФИО2 доставили в дежурную часть ОВД по г. о. Дубна. Частичное признание Фирсовой своей вины связано с тем, что она не согласна с тем, что причинила смерть ФИО3 умышленно, и не помнит, как нанесла ему удары ножом.

Вина Фирсовой в совершении инкриминируемого ей преступления помимо её частичного признания подтверждается показаниями свидетеля и исследованными в судебном заседании материалами уголовного дела.

Представитель потерпевшего ФИО1 показал, что работает ведущим юрисконсультом в Управлении социальной защиты ..., в его служебные обязанности входит оказание юридической помощи пожилым гражданам и инвалидам, в том числе и представление интересов данной категории граждан в суде при отсутствии у них иных представителей (родственников). Представителем потерпевшего ФИО3 он был признан по постановлению следователя от 30 декабря 2009 г. Ранее ФИО1 ФИО3 не знал.

Свидетель ФИО2 – сын Фирсовой Л.А. - показал, что он проживал вместе со своей матерью и её сожителем ФИО3 в квартире Фирсовой Номер обезличен дома Номер обезличен по ... .... Ранее Фирсова была лишена родительских прав в отношении ФИО2, он воспитывался в детском доме. Фирсова и ФИО3 злоупотребляли спиртными напитками. ФИО2 известно, что его мать ранее в 2002 г. была судима за то, что нанесла ФИО3 удар ножом в грудь. В последнее время ФИО3 практически не выходил из дома, самостоятельно передвигался с трудом из болезни сосудов ног. 11 декабря 2009 г. мать получила пенсию, и в течение нескольких дней она и ФИО3 ежедневно распивали спиртные напитки. 15 декабря 2009 г. Фирсова и ФИО3 вновь с утра употребляли спиртные напитки в квартире Фирсовой, ФИО2 находился в той же квартире, но в другой комнате. Около 14 час. мать ушла из дома и вернулась обратно через 1-1,5 часа в состоянии сильного алкогольного опьянения. Фирсова и ФИО3 продолжили употреблять спиртное у себя в комнате. Около 17 час. ФИО2 услышал, что его мать и ФИО3 стали ругаться; через некоторое время он зашёл в их комнату и увидел, что ФИО3 сидит на диване, а Фирсова стоит перед ним с ножом в правой руке. ФИО3 вытянул перед собой руки, пытаясь защититься от Фирсовой; в этот момент мать левой рукой обхватила шею ФИО3, нагнула его корпус вперёд и вниз, а затем нанесла ему удар ножом сверху в спину, после чего она вытащила нож и бросила его в стоящую на столе в комнате банку. От полученного удара ФИО3 откинулся на диван. Других ударов ФИО2 не видел, он испугался и ушёл в свою в комнату. Через несколько минут мать ушла из квартиры, а ФИО2 не стал заходить в комнату к ФИО3 и уснул. 16 декабря 2009 г. утром ФИО2 зашёл в комнату матери и увидел лежащего на диване в той же позе, что и вечером 15 декабря 2009 г., ФИО3, не подававшего признаков жизни. В этот момент Фирсовой в квартире не было. Испугавшись, ФИО2 пришёл в квартиру подруги его матери Галины, там находилась Фирсова в состоянии сильного алкогольного опьянения. ФИО2 сообщил матери о том, что ФИО3 мёртв, после чего он, Фирсова и её подруга пришли в квартиру Фирсовой, где обнаружили труп ФИО3. Подруга матери вызвала «Скорую помощь», затем приехавшие сотрудники милиции доставили ФИО2 и Фирсову в ОВД по г. о. Дубна. Фирсова объяснила ФИО2, что нанесла ФИО3 удар ножом из-за личной неприязни к нему и из-за того, что в тот момент находилась в состоянии алкогольного опьянения.

Вина Фирсовой в совершении умышленного убийства подтверждается также материалами уголовного дела, находящимися в томе № 1: протоколом от 16 декабря 2009 г. осмотра места происшествия – комнаты в квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ... ..., в ходе которого был обнаружен труп ФИО3 и изъят нож со следами вещества бурого цвета л.д. 6-17); заключением № 222 от 16-29 декабря 2009 г. судебно-медицинской экспертизы, из которого следует, что ФИО3 15 декабря 2009 г. были причинены колото-резаное ранение задней поверхности грудной клетки слева, проникающее в плевральную полость, с повреждением верхней доли левого лёгкого, квалифицированное как повреждение, причинившее тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; полосовидная ссадина на правом предплечье и поверхностная резаная рана на тыльной поверхности у основания первого пальца правой кисти, квалифицированные как повреждения, не причинившие вреда здоровью; данные телесные повреждения были причинены ФИО3 прижизненно; колото-резаное ранение задней поверхности грудной клетки слева причинено одним воздействием колюще-режущего орудия с плоским остроконечным клинком; максимальная ширина погружавшейся части клинка была около 1,5 см при минимальной длине погружавшейся части клинка около 5,1 см; смерть ФИО3 наступила от острого левостороннего гемоторакса, развившегося в результате проникающего колото-резаного ранения грудной клетки, и находится в прямой причинно-следственной связи с причинённым ФИО3 тяжким вредом здоровью; причинение колото-резаного ранения наиболее вероятно клинком ножа, представленного на исследование л.д. 25-42); протоколом от 16 декабря 2009 г. явки Фирсовой Л.А. с повинной, в котором Фирсова указала, что 15 декабря 2009 г. в ходе ссоры, возникшей между ней и ФИО3, она нанесла ему один удар ножом в область лопатки, нож затем она положила в банку на столе л.д. 55-56); протоколом № 432 от 16 декабря 2009 г. медицинского освидетельствования Фирсовой Л.А., из которого следует, что 16 декабря 2009 г. Фирсова Л.А. находилась в состоянии алкогольного опьянения л.д. 57); заключением № 295 от 18-25 декабря 2009 г. судебно-медицинской экспертизы, из которого следует, что 18 декабря 2009 г. у Фирсовой Л.А. каких-либо повреждений не обнаружено л.д. 87); протоколом от 18 декабря 2009 г. проверки показаний Фирсовой Л.А. на месте л.д. 89-95).

В соответствии с заключением № 1232 от 22 декабря 2009 г. амбулаторной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, Фирсова Л.А. хроническим психическим расстройством не страдает и не страдала им в период инкриминируемого ей деяния; в указанный период у неё не обнаруживалось признаков какого-либо временного болезненного расстройства психической деятельности; она находилась в состоянии простого алкогольного опьянения; имеющиеся у Фирсовой Л.А. признаки синдрома зависимости вследствие употребления алкоголя не сопровождаются у подэкспертной снижением интеллектуальных и критических возможностей и не лишали Фирсову Л.А. способности в период инкриминируемого ей деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими; в настоящее время по своему психическому состоянию Фирсова Л.А. может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания; в применении принудительных мер медицинского характера Фирсова Л.А. не нуждается; в период совершения инкриминируемого ей деяния Фирсова Л.А. не находилась в состоянии физиологического аффекта или иного эмоционального состояния, оказавшего существенное влияние на её сознание и поведение, она находилась в состоянии значительного алкогольного опьянения л.д. 99-102).

Наличие у Фирсовой Л.А. непогашенной судимости подтверждается копией приговора Дубненского федерального городского суда Московской области от 6 марта 2002 (т. 1,л.д. 134-135) и копией справки ЖО Номер обезличен о её освобождении из мест лишения свободы (т. 1,л.д. 136).

Суд находит вину Фирсовой в совершении инкриминируемого ей преступления полностью установленной. Её действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 105 УК РФ, как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

Суд считает несостоятельными доводы подсудимой о том, что она не хотела убивать ФИО3, поскольку, нанося ФИО3 удары ножом, в том числе в область расположения жизненно важных органов (грудную клетку), Фирсова осознавала общественную опасность своих действий, предвидела возможность наступления от этих действий смерти потерпевшего и, если не желала, то сознательно допускала наступления этих последствий (смерти ФИО3), либо относилась к ним безразлично. При этом суд в соответствии с требованиями п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27 января 1999 г. (в редакции постановлений Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 6 февраля 2007 г., № 4 от 3 апреля 2008 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ч. 1 ст. 108 УК РФ, то есть для квалификации её действий как убийства, совершённого при превышении пределов необходимой обороны, поскольку в ходе судебного разбирательства не был установлен сам факт нападения на Фирсову со стороны ФИО3. При этом суд учитывает, что никаких телесных повреждений у Фирсовой обнаружено не было (т. 1,л.д. 87); единственный очевидец конфликта – свидетель ФИО2 – не подтвердил, что ФИО3 нападал на Фирсову и пытался причинить ей телесные повреждения; более того, ФИО2 показал, что ФИО3 в связи с имеющейся у него болезнью сосудов ног мог передвигаться только по квартире, уже не выходил на улицу.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённого Фирсовой преступления и данные о её личности. Суд учитывает, что совершённое подсудимой преступление относится в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 63 УК РФ наказание Фирсовой, суд учитывает рецидив преступлений, поскольку Фирсова совершила 15 декабря 2009 г. умышленное преступление, имея непогашенную судимость за ранее совершённое умышленное преступление по приговору Дубненского федерального городского суда Московской области от 6 марта 2002 г. (т. 1,л.д. 134-135). Суд также учитывает, что Фирсова отрицательно характеризуется по месту жительства (т. 1,л.д.130), злоупотребляет спиртными напитками; в то же время суд учитывает возраст подсудимой – 63 года.

Суд учитывает, что в действиях Фирсовой в соответствии с ч. 1 ст. 105 УК РФ.

С учётом изложенного суд находит, что наказание за содеянное Фирсовой следует назначить в виде лишения свободы в пределах санкции ч. 1 ст. 105 УК РФ, - в связи с отсутствием исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления.

Отбывать лишение свободы Фирсова в соответствии с требованиями п. «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ, как осуждённая к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления и при рецидиве преступлений, должна в исправительной колонии общего режима.

Руководствуясь ст. ст. 299, 304, 307-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

Фирсову Людмилу Алексеевну признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, и назначить ей наказание в виде лишения свободы на срок шесть лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Меру пресечения в отношении Фирсовой Л.А. изменить с подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу и взять её под стражу в зале судебного заседания. Срок отбывания наказания по настоящему приговору исчислять в отношении Фирсовой Л.А. с 19 января 2010 г.

По вступлении приговора в законную силу вещественное доказательство по делу –кухонный нож, изъятый в ходе осмотра места происшествия, – уничтожить в установленном законом порядке.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Московского областного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденной Фирсовой Л.А., содержащейся под стражей, – в тот же срок со дня вручения ей копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденная Фирсова Л.А. в течение 10 суток со дня вручения ей копии приговора вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий Ю.А.Самусенко

Приговор вступил в законную силу 23 марта 2010 г.