решение о снятии дисциплинарного взыскания



Дело № 2-152/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2010 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Григорашенко О.В.,

при секретаре Калашниковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бунатяна Г.Г. к Объединенному институту ядерных исследований о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора, снятии дисциплинарного взыскания, взыскании незаконно удержанной заработной платы и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Бунатян Г.Г. обратился в Дубненский суд с иском к Объединенному институту ядерных исследований (далее – ОИЯИ) о признании незаконным приказа от Дата г. №к о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде выговора, снятии указанного дисциплинарного взыскания и компенсации морального вреда в размере ... рублей.

В обосновании заявленного требования истец ссылается на те обстоятельства, что работает в ЛНФ ОИЯИ в должности консультанта при дирекции лаборатории на условиях неполного рабочего времени; в соответствии с условиями трудового договора ему установлен неполный рабочий день, продолжительностью 3 часа 12 минут. Приказом №к от Дата г. ему объявлен выговор и не оплачен рабочий дань, поскольку 26.11.2009 г. он не находился на своем рабочем месте в 8 часов 45 минут, а пришел на работу в 12 часов. Не отрицая свое отсутствие на рабочем месте 26.11.2009 г. до 12 часов, данный приказ Бунатян Г.Г. считает незаконным, поскольку ни Правила внутреннего трудового распорядка ОИЯИ, положенные в основу оспариваемого им приказа, ни трудовой договор не содержат указания на то, что начало его рабочего дня – 8 часов 45 минут. В силу изложенных обстоятельств, истец просит данный приказ признать незаконным, снять наложенное на него дисциплинарное взыскание в виде выговора и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере ... рублей.

В судебном заседании истец заявленные требования дополнил требованием о выплате ему заработной платы за рабочий день 26.11.2009 г. в размере ..., удержанной, согласно оспариваемому приказу, ответчиком.

Представитель ответчика ОИЯИ – Харевич А.Ю. исковые требования не признал, считает, что нарушений трудовых прав истца приказом №к от Дата г. не было, так как Бунатян Г.Г. без уважительных причин отсутствовал до 12 часов на своем рабочем месте 26.11.2009 г., тем самым, нарушив Правила внутреннего трудового распорядка ОИЯИ, которыми установлено начало рабочего дня для работников непроизводственных подразделений – 8 часов 45 минут. Поскольку трудовой договор, заключенный ОИЯИ с Бунатяном Г.Г., не предусматривает индивидуальных условий в отношении установленного ему режима рабочего времени, время начала его рабочего дня определяется в соответствии с указанными Правилами, то есть в 8 часов 45 минут.

Свидетель Копач Ю.Н. показал, что является непосредственным начальником истца. 26.11.2009 г. Бунатян Г.Г. явился на свое рабочее место, примерно, в 12 часов и работал до вечера, несмотря на то, что продолжительность его рабочего дня – 3 часа 12 минут. Из-за отсутствия истца на своем рабочем месте с 8.45, производство не пострадало, однако, он (свидетель), являясь руководителем отдела, обязан был принять меры по данному факту и написать соответствующую докладную, впоследствии послужившую основанием для объявления выговора истцу. В отделе, где работает Бунатян Г.Г., еще 80 сотрудников, большинство из которых при наличии желания работать с 12.00, приходят на работу вовремя – в 8.45, как это установлено Правилами внутреннего трудового распорядка.

Выслушав стороны, допросив свидетеля и исследовав письменные материалы дела, суд находит надлежащим исковые требования Бунатяна Г.Г. удовлетворить частично.

В судебном заседании установлено, что Бунатян Г.Г. работает в ЛНФ ОИЯИ на должности консультанта при дирекции лаборатории на условиях срочного трудового договора № – 2009, заключенного на период с Дата г. по Дата г.

Согласно п. 1.4 указанного трудового договора, истцу установлен неполный рабочий день, продолжительностью 3 часа 12 минут.

Приказом №к от Дата г. Бунатяну Г.Г. объявлен выговор и не оплачен рабочий дань, поскольку Дата г. он не находился на своем рабочем месте с 8 часов 45 минут, т.е. в течение всего рабочего дня (3 часа 12 минут).

Из представленных в материалы дела докладных записок начальника отдела НЭОФЯ ЛНФ Копач Ю.Н. от Дата г. л.д. 14) и Белушкина А.В. от Дата г. л.д. 15), положенных в основу приказа о наложении дисциплинарного взыскания, усматривается, что Дата г. Бунатян Г.Г. явился на рабочее место в 12 часов и работал до 19.00 часов.

Согласно представленной объяснительной записки Бунатяна Г.Г. от 26.11.2009 г., он, действительно, отсутствовал на своем рабочем месте до 12 часов. Указанные обстоятельства истцом не отрицались при рассмотрении настоящего дела судом.

Удовлетворяя исковые требования Бунатяна Г.Г. о признании незаконным приказа № от Дата г. о наложении на него дисциплинарного взыскания, суд руководствуется следующим.

В соответствии со ст. 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор является условие о режиме рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).

В силу ст. 100 ТК РФ, режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

Включая в трудовой договор истца условие о режиме рабочего времени, в частности о продолжительности рабочего времени истца – неполное рабочее время - 3 часа 12 минут, работодатель не в полном объеме раскрыл его содержание. В частности, в нарушении названных норм трудового законодательства, ответчик не указал время начала и окончания работы Бунатяна Г.Г., в связи с чем отработка им 3 часов 12 минут не с 8.45 часов, а в течение рабочего дня, условиям трудового договора не противоречит и дисциплинарным проступком, то есть неисполнением или ненадлежащим исполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, не является.

Доводы представителя ответчика о том, что режим рабочего времени истца в части начала рабочего дня в 8.45 определяется Правилами внутреннего трудового распорядка суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно п. 5.2 Правил внутреннего трудового распорядка ОИЯИ, для работников Института как основной режим рабочего времени устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов с двумя выходными днями – суббота и воскресенье. Для работников непроизводственных структурных подразделений ОИЯИ устанавливается время начала работы – 8.45, время окончания работы – 17.45.

Из п. 5.4 Правил следует, что для тех работников, которым определяется индивидуальный – отличающийся от общего – режим рабочего времени, соответствующие условия вносятся в трудовой договор.

Указанные нормы локального нормативного акта являются императивными для работодателя и устанавливают его обязанность включать в трудовой договор индивидуальные, отличающиеся от общих, условия, касающиеся режима рабочего времени для отдельных сотрудников ОИЯИ, к категории которых относится и истец. Включив в трудовой договор, заключенный с Бунатяном Г.Г. индивидуальное условие о продолжительности рабочего дня истца, ответчик в нарушении названных Правил и указанных выше норм ТК РФ, не указал для Бунатяна Г.Г. его начало и окончание работы.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает нарушений трудовой дисциплины и Правил внутреннего трудового распорядка ОИЯИ, истцом, который Дата г. установленную ему продолжительность рабочего дня – 3 часа 12 минут отработал в течение рабочего времени, установленного для сотрудников ОИЯИ, работающих неполный день.

Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии со стороны Бунатяна Г.Г. дисциплинарного проступка Дата г., приказ о его наложении № от Дата г. является незаконным. Соответственно, невыплаченная, согласно данному приказу, заработная плата за один рабочий день – Дата г. в размере ... подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Удовлетворяя требования Бунатяна Г.Г. о компенсации морального вреда, суд руководствуется требованиями ст. 21 абз. 14 ч. 1 и ст. 237 ТК РФ, согласно которым суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.

В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает характер и степень нравственных страданий, причиненных истцу и выразившихся в ее переживаниях, связанных с наложением на него дисциплинарного взыскания и восстановлением своих трудовых прав в суде, и размер компенсации, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца устанавливает в ... рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бунатяна Г.Г. удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ №к от Дата г. по Объединенному институту ядерных исследований о наложении на Бунатяна Г.Г. дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Дисциплинарное взыскание в виде выговора с Бунатяна Г.Г. снять.

Взыскать с Объединенного института ядерных исследований в пользу Бунатяна Г.Г. невыплаченную заработную плату за один рабочий день – Дата года в размере ..., а также компенсацию морального вреда в размере ... рублей, всего подлежит взысканию ....

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Дубненский городской суд.

Федеральный судья подпись Григорашенко О.В.

Копия верна.

Решение вступило в законную силу «____»________________2010 года

Федеральный судья Григорашенко О.В.

Секретарь Калашникова Е.В.