решение о жилищном сертификате



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2011 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Григорашенко О.В.,

при секретаре Ганине И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рычагова С.Н. к Администрации г. Дубны и Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата и обязании выдать государственный жилищный сертификат или единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Рычагов С.Н. обратился в суд с иском о признании незаконным требования Администрации г. Дубны о предоставлении обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения, указанного в п.п. «ж» п. 44 Правил выпуска и реализиции государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 года. Просит суд обязать Администрацию г. Дубны выдать жилищный сертификат, ссылаясь на то, что после 10 лет военной службы в 1992 году был уволен в запас по п. «в» ст. 59 по сокращению штатов. В этом же году Администрацией г. Дубны истец с семьей из 4-х человек включен в списки и поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства в г. Дубна. 16 июня 2009 года Администрацией г. Дубны Рычагову С.Н. отказано в выдаче жилищного сертификата на основании не предоставления истцом обязательства по сдаче (передаче) жилья, указанного в п. «ж» настоящих Правил. Считает данный отказ незаконным, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании Рычагов С.Н. исковые требования изменил, просит суд обязать Администрацию г. Дубны и Министерство строительного комплекса Московской области выдать истцу жилищный сертификат или единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения на трех человек из расчета 18 кв.м. на одного члена семьи.

Представитель ответчика Администрации г. Дубны Георгиева Л.Р., действующая на основании доверенности иск не признала, пояснив, что в соответствии с Распоряжением заместителя главы г. Дубна от 03 февраля 2010 года подтверждено признание истца участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты». Для получения сертификата гражданин обязан представить в Администрацию документы, предусмотренные п.п. «ж»п.44 Правил, в том числе справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы – для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан – участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а»-«г» пункта 5 настоящих Правил. Поскольку истцом указанный документ не представлен, ему было отказано в выдаче жилищного сертификата. Кроме того, в обязанности Администрации г. Дубна входит только сбор документов на выдачу сертификата. Выдача жилищного сертификата осуществляется органами исполнительной власти, в данном случае, согласно Программе – Министерством строительного комплекса Московской области.

Представитель ответчика – Министерства строительного комплекса по доверенности Шигаев М.А. в судебное заседание не явился, представил в суд письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования Рычагова С.Н. ответчик не признает, поскольку считает, что истец не представил ответчику (Администрации г. Дубна) необходимых документов, предусмотренных п. 44 Правил. Кроме того, согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 06.09.1988 года «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», право на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным Законом «О статусе военнослужащих» и иными нормативными правовыми актами один раз. Поскольку Истцу квартира, в которой он зарегистрирован предоставлялась ВВВСКУ, он имеет право состоять на очереди на улучшение жилищных условий исключительно на общих основаниях, но не имеет оснований для сохранения за ним права быть участником Подпрограммы. Кроме того, в связи с вступлением с 01.01.2011 года ФЗ от 08.12.2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жильем некоторых категорий граждан», со дня вступления настоящего Закона, выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жильем в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 ФЗ от 27.05.2008 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Таким образом, истец утратил субъективное право на получение жилищного сертификата. В связи с указанными обстоятельствами, Миноблстрой просит в иске Рычагову С.Н. отказать.

Представитель третьего лица - Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Свидетель Рычагов М.С. показал, что является сыном истца. С 2003 года проживает в пос. Селятино Нарофоминского района Московской области. Данная квартира принадлежит его бабушке. Работает свидетель в г. Москве. Отец Рычагов С.Н. проживает вместе с ним, работает в г. Москве. Истец переехал к бабушке сразу после расторжения брака с матерью, забрал свои вещи из квартиры. В г. Дубне квартира, в которой он и отец зарегистрированы принадлежит матери свидетеля – Рычаговой Н.Д. на основании договора о передаче квартиры в собственность граждан. Рычагов М.С., его отец Рычагов С.Н. и сестра Рычагова Е.С. отказались от участия в приватизации. Его сестра в настоящее время проживает в г. Клин Московской области с другим мужчиной. Другого жилого помещения у Рычагова М.С. нет, и его постоянным местом жительства является квартира в г. Дубне.

Свидетель Рычагова Е.С. показала, что она является дочерью Рычагова С.Н.. Квартира в г. Дубна была выделена ее отцу в связи со службой в Вооруженных Силах РФ на состав семьи из 4-х человек. Приблизительно два года назад родители развелись. Квартиру приватизировала мать еще до расторжения брака. В настоящее время Рычагова Е.С. проживает по месту жительства своего молодого человека в г. Клин Московской области. Другого жилья, кроме квартиры в г. Дубна у нее нет. В случае, если она расстанется со своим мужчиной, она вернется проживать к своей матери в г. Дубну.

Выслушав истца, представителей ответчика, свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования Рычагова С.Н. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Рычагову С.Н. Волжским высшим военным строительным командным училищем с семьей, состоящей из 4-х человек была предоставлена двухкомнатная квартира площадью 30.91 кв.м. по адресу: <адрес> (в настоящее время <адрес>), относящаяся к служебному жилищному фонду, что подтверждается копией ордера №, выданного дата.

Приказом МО РФ № от 29. 09. 1992 г. истец уволен в запас по сокращению штата.

Справкой начальника отдела ВК МО по г.г. Дубна, Талдом и Талдомскому району Московской области от дата № и выпиской из приказа № от дата подтверждена служба истца более 10 лет, и увольнение с действительной военной службы по сокращению штата.

Постановлением Мэра г. Дубны от 30 октября 1992 года № П-1203 «О принятии на учет для получения жилой площади военнослужащих, уволенных в запас или в отставку» Рычагов С.Н. капитан запаса, в составе семьи из 4-х человек принят на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, в связи с увольнением в запас по сокращению штатов по списку офицеров запаса.

29 августа 2008 года на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан № 19554 от 18 августа 2008 года собственником квартиры стала жена истца – Рычагова Н.В.. Рычагов С.Н., Рычагов М.С.(сын) и Рычагова Е.С.(дочь) добровольно отказались от своего права на участие в приватизации квартиры.

23 марта 2009 года брак между Рычаговым С.Н. и Рычаговой Н.В. расторгнут.

10 июня 2009 года Рычаговым С.Н. подано заявление о включении в списки участников подпрограммы на 2010 год с выдачей сертификата на состав семьи из 3-х человек.

Распоряжением Главы Администрации г.Дубны от 03 февраля 2010 года № 54-Р подтверждено признание участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы Рычагова С.Н. составом семьи три человека, в том числе дочь Рычагова Е.С., сын Рычагов М.С., принятого на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрации г. Дубны постановлением мэра от 30.10.1992 года № 1203-П.

Удовлетворяя исковые требования о предоставлении жилого помещения, суд исходит из того, что с момента увольнения с действительной военной службы у истца возникло право на получение жилья по месту жительства в г. Дубна.

При этом суд учитывает, что Закон РФ от 22.01.1993 N 4338-1 (ред. от 24.11.1995) "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам.

В силу ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в вышеуказанную норму закона внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2005 г.

В новой редакции названного Федерального закона определено, что обеспечение жильем военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов (п. 14 ст. 15).

Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции от 17.12.2009 N 313-ФЗ), обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Следовательно, обеспечение граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности службы 10 лет и более и членов их семей жилыми помещениями по установленным нормам по избранному месту жительства возложено законом на федеральные органы исполнительной власти за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. С 1 января 2005 года с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.

Таким образом, законодатель прямо предусмотрел порядок обеспечения жильем военнослужащих, уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, что и имеет место в данном конкретном случае: Рычагов С.Н. был поставлен на учет в улучшении жилищных условий до 01.01.2005. Никаких исключений из указанного правила действующее законодательство не предусматривает. При таких обстоятельствах требование Рычагова С.Н., предъявленное к администрации г. Дубна не основано на действующем законе, и на администрацию г. Дубна не может быть возложена обязанность по реализации права на жилое помещение лиц, уволенных с военной службы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Правила).

Пунктом 44 Правил предусмотрено, что для получения сертификата гражданин - участник указанной подпрограммы (далее - подпрограмма) представляет следующие документы:

а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5;

б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;

в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;

д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;

е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.05.2009 N 408)

з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 5 настоящих Правил;

и) технический паспорт жилого помещения или справка органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи или находящихся в пользовании на основании договора социального найма, - в случаях, указанных в пункте 16.2 настоящих Правил.

(пп. "и" введен Постановлением Правительства РФ от 08.05.2009 N 408)

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.

Рычагов С.Н. обратился в суд с иском, в котором просит признать необоснованным отказ Администрации г. Дубна и Министерства строительного комплекса в выдаче жилищного сертификата, поскольку не имеет возможность предоставить справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.

В заявлении указано, что Рычагов С.Н. в 1991 г. получил от ВВВСКУ в г. Дубне на семью из четырех человек двухкомнатную квартиру жилой площадью 29,2 кв. м. В связи с тем, что размер данной квартиры был менее установленных норм предоставления, он в установленном порядке был включен в очередь на улучшение жилищных условий. В октябре 1992 г. истец был уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации по сокращению штатов, на момент увольнения его выслуга составляла более 10 лет. С 1998 г. он состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку военнослужащих, уволенных в запас, в администрации г. Дубна и является участником подпрограммы по подпункту "г" пункта 5 Правил.

Правовая позиция по предоставлению отсутствующего документа изложена в Решении Верховного Суда РФ от 15 апреля 2009 года по делу № ГКПИ08-2248. Исходя из данного решения суда следует, что согласно абзацу второму пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 г. принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из приведенной нормы следует, что выдача государственных жилищных сертификатов является одной из форм обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 г. принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Оспариваемые Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы. Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (пункты 1 и 2 Правил).

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. N 1062, в редакции от 9 июля 2007 г. N 861, "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" Правительство Российской Федерации уполномочено утвердить порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан, к которым, исходя из содержания пункта 1 названного Указа, относятся и граждане, уволенные с военной службы. Таким образом, Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению перечня документов, которые должны быть представлены гражданами, уволенными с военной службы, для получения государственного жилищного сертификата. С учетом изложенного оспариваемое предписание Правил об обязательности представления гражданами, уволенными с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшими в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г., справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В то же время по смыслу пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы и до 1 января 2005 г. принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по не зависящим от них причинам. В таких случаях граждане вправе поставить вопрос о признании права на получение жилищного сертификата в судебном порядке.

В силу положений п. 16 и 16.1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена новая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, которой установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты согласно Постановления Правительства устанавливается в следующем размере:

33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;

42 кв. м - на семью из 2 человек;

по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если:

в) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Пунктом 16.2 Правил предусмотрено, что в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.

При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил.

Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются:

а) постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы (пункт 17 Правил).

Истцом Рычаговым С.Н. в суд представлен договор на передачу жилого помещения в собственность граждан, а также свидетельство о государственной праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Собственником квартиры является бывшая супруга истца – Рычагова Н.В., которая обязательства и согласия на безвозмездное отчуждение этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность не давала.

При этом истец является бывшим членом семьи собственника квартиры Рычаговой Н.В., поскольку брак между супругами прекращен, что подтверждается свидетельством о расторжении брака серии № №, выданным дата.

Согласно представленной выписки из поквартирной карточки в квартире зарегистрированы и в соответствии с жилищным законодательством, а именно ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", сохраняют право проживания Рычагов С.Н., Рычагова Е.С.(дочь) и Рычагов М.С. (сын).

В то же время, суд учитывает, что с Рычагова С.Н. снята оплата коммунальных услуг, в связи с не проживанием его по месту жительства, что подтверждается копией лицевого счета на данную квартиру.

Согласно представленному в суд договору безвозмездного пользования жилым помещением, заключенному между Рычаговой А.Г., Рычаговым Д.Н. с одной стороны и Рычаговым С.Н. с другой стороны, истец с 01 сентября 2008 года проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. С 02 мая 2007 года работает в ООО «ТК «ПродИнко» г. Москва. Согласно пояснениям истца и свидетелей Рычаговой Е.С. и Рычагова М.С. после расторжения брака он выехал из квартиры, находящейся по адресу: <адрес>.

Справкой, выданной Дубненским филиалом МОБ БТИ и выпиской из ЕГРП, подтверждается отсутствие у истца на праве собственности какого-либо другого жилого помещения.

Представленные доказательства в их совокупности, подтверждают добровольность выезда истца с места жительства, как бывшего члена семьи собственника квартиры, и отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.

При этом получить соответствующий документ о сдаче жилья, истец не имеет возможности, в силу объективных, не зависящих от Рычагова С.Н. причин.

Таким образом, истец имеет право на получение государственной финансовой поддержки и предоставлении ему за счет средств федерального бюджета соответствующей социальной выплаты на приобретение жилья из расчета 33 кв. м., как одиноко проживающего гражданина без предоставления справки о сдаче жилья согласно п. п. «з» п. 44 Правил.

При этом суд не может согласиться с требованием истца о признании права на получение жилищного сертификата с учетом наличия у него членов семьи – детей Рычаговой Е.С. и Рычагова М.С., поскольку данные лица в силу положений Жилищного и Семейного законодательства, продолжают являться членами семьи собственника жилого помещения, и их отсутствие в квартире носит временный характер, совместно с истцом не проживают, что подтверждено данными ими в судебном заседании пояснениями по делу.

При таких обстоятельствах, данные лица применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаны быть не могут.

Суд не может согласиться с доводами представителя Минмособлстроя об отсутствии права у истца на участие в Подпрограмме и умышленном ухудшении жилищных условий в связи с добровольным отказом от приватизации.

В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:

а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);

б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);

в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);

г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрен отказ в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, отказавшихся от участия в приватизации жилого помещения, и данные обстоятельства нельзя признать ухудшением жилищных условий.

С 01 января 2011 года вступил в силу Федеральный Закон от 08.12.2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О статусе военнослужащих».

В соответствии со статьей 4 указанного Закона гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона).

В силу положений п. 2.1 Закона, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.

Норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов или предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 15.1 Закона).

Таким образом, Рычагов С.Н. имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения исходя из утвержденных Постановлением Правительства РФ Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы из расчета норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты в размере 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина.

Суд не может согласиться с доводами ответчика - Министерства строительного комплекса Московской области о том, что в связи с изменением законодательства Минмособлстрой не наделено полномочиями по реализации Федерального Закона «О статусе военнослужащих» в настоящей редакции, поскольку в силу положений ст. 3 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:

1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;

2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;

3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Законодательством РФ до введения в действие настоящего Федерального Закона на Министерства строительного комплекса Московской области были возложены полномочия по исполнению вышеуказанного Закона, которые в настоящее время какими-либо нормативно-правовыми актами не отменены.

При таких обстоятельствах, Министерство строительного комплекса Московской области не может быть признано ненадлежащим ответчиком по делу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Рычагова С.Н. к Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата и обязании выдать государственный жилищный сертификат или единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, удовлетворить частично.

Признать за Рычаговым С.Н. право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Обязать Министерство строительного комплекса Московской области предоставить Рычагову С.Н., как военнослужащему, имеющему общую продолжительность военной службы более 10 лет, уволенному в запас с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 33 кв. м., как для одиноко проживающего гражданина.

В удовлетворении исковых требований Рычагова С.Н. к Администрации г. Дубны о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата и обязании выдать государственный жилищный сертификат или единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Дубненский городской суд.

Федеральный судья Григорашенко О.В.