Дело № 2-361/11
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дубна 7 апреля 2011 г.
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего - судьи Самусенко Ю.А.,
при секретаре - Кузнецовой Е.В.,
с участием истца – помощника прокурора юриста 1-го класса Нюхалова М.Д.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Государственного учреждения Московской области «Дубненский центр занятости населения» - Филимонова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дубны в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Научно-производственное объединение «Криптен» об обязывании обеспечения квотирования рабочих мест для инвалидов и молодёжи,
У С Т А Н О В И Л :
Истец - прокурор г. Дубны - обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Научно-производственное объединение «Криптен» (ОАО «НПО «Криптен») об обязывании обеспечения квотирования рабочих мест для инвалидов и молодёжи.
В обоснование заявленного требования прокурор указал в исковом заявлении, что Законом Московской области от 25 апреля 2008 г. № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» устанавливается квота для приёма на работу инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду, и молодёжи, испытывающей трудности в поиске работы. Согласно ст. 4 данного закона квота для приёма на работу устанавливается организациям, расположенным на территории Московской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек. Квота для приёма на работу инвалидов устанавливается в размере 2% от среднесписочной численности работников, для приёма на работу несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, лиц, освобождённых от отбывания наказания в воспитательных колониях, в возрасте до 22 лет, лиц из числа выпускников специальных общеобразовательных школ закрытого типа, специальных профессиональных училищ закрытого типа, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений закрытого типа в возрасте до 19 лет, лиц из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте до 20 лет, ищущих работу впервые, – в размере 1% от среднесписочной численности работников. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты, исходя из среднесписочной численности работников. В соответствии с требованиями п. 5 ст. 5 Закона Московской области от 25 апреля 2008 г. № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» работодатели обязаны ежемесячно представлять центральному исполнительному органу государственной власти Московской области, уполномоченному в сферах труда, охраны труда и занятости населения, информацию о выполнении квоты для приёма на работу инвалидов и ежеквартально – информацию о выполнении квоты для приёма на работу иных категорий граждан, указанных в ст. 3 данного закона. Согласно сведениям, представленным ГУ МО «Дубненский центр занятости населения», среднесписочная численность работников ОАО «НПО «Криптен» составляет более 101 человека. Согласно письму ГУ МО «Дубненский центр занятости населения» от 14 февраля 2011 г. ОАО «НПО «Криптен» не предоставляет ГУ МО «Дубненский центр занятости населения»в установленный Законом Московской области от 25 апреля 2008 г. № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» срок отчёт о квотировании. Действиями по отказу от выполнения обязанности по квотированию рабочих мест ОАО «НПО «Криптен» грубо нарушены положения вышеуказанного закона. В сложившейся сложной ситуации с выделением рабочих мест для инвалидов и молодёжи исполнение требований законодательства, связанного с трудоустройством самых социально незащищённых граждан, является приоритетным. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому исковое заявление предъявлено в интересах неопределённого круга лиц.
В судебном заседании прокурор Нюхалов М.Д. исковые требования поддержал в полном объёме и просил обязать ОАО «НПО «Криптен» обеспечить квотирование рабочих мест для инвалидов и молодёжи.
Ответчик - представитель ОАО «НПО «Криптен» - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещён надлежащим образом, представил в суд письмо с просьбой о рассмотрении гражданского дела по иску прокурора г. Дубны в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «НПО «Криптен» об обязывании обеспечения квотирования рабочих мест для инвалидов и молодёжи в отсутствие представителя ОАО «НПО «Криптен» (л.д. 19). Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Ответчик направил в суд письмо, в котором представлена позиция ОАО «НПО «Криптен» от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора г. Дубны к ОАО «НПО «Криптен», за подписью генерального директора ОАО «НПО «Криптен» ФИО1 (л.д. 13-16). В представленной в суд позиции указано, что ОАО «НПО «Криптен» - предприятие по производству специальных защитных знаков (защитных голограмм) для маркирования товаров, сопроводительной документации, подтверждения подлинности выпускаемой продукции и документов с возможностью визуального и инструментального контроля их подлинности. ОАО «НПО «Криптен» учреждено в 1997 г. ОАО «Приборный завод «Тензор» Министерства РФ по атомной энергетике и промышленности. Предприятием получены лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации за № от ДД.ММ.ГГГГ и Управления ФСБ России по г. Москве и Московской области на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну за № от ДД.ММ.ГГГГ Основными видами деятельности предприятия являются разработка и производство голографических защитных знаков, разработка методов защиты и кодирования ценных бумаг, потребительских товаров, банковских и иных документов от подделки. Производство голографической продукции по государственным заказам осуществляется в круглосуточном (трёхсменном) режиме работы, в технологическом цикле есть ряд операций, приравненных к вредным и особ вредным условиям труда, а также работ с повышенной интенсивностью и напряжением органов зрения, что обуславливает отсутствие ограничений по состоянию здоровья сотрудников предприятия. Ввиду отнесения большей части работ к закрытой тематике, основные заказы выполняются персоналом, имеющим форму допуска по соответствующему уровню секретности. Кроме того, в связи со сложностью реализуемых производственных процессов, существуют и требования к уровню образования персонала: предпочтительно не ниже среднетехнического. На предприятии есть и вспомогательный персонал: грузчики и уборщицы, но использование инвалидов и молодёжи в возрасте от 14 до 18 лет по указанным профессиям невозможно ввиду наличия в том числе и законодательных ограничений. Сезонное привлечение молодёжи в возрасте до 18 лет допускается в процессе реализации производственной деятельности предприятия. По мнению генерального директора ОАО «НПО «Криптен» ФИО1, кооптирование на производственные предприятия людей с ограниченными возможностями посредством силового квотирования рабочих мест вряд ли будет способствовать, как это изложено в законе «… повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда». В ОАО «НПО «Криптен» не используются большинство профессий, входящих в рекомендуемый перечень профессий для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. Отсутствие квотирования рабочих мест в ОАО «НПО «Криптен» обусловлено наличием следующих обстоятельств: круглосуточным (трёхсменным) режимом работы предприятия, наличием работ, приравненных к вредным и особо вредным условиям труда; выполнением работ по закрытой тематике, требующих соблюдения установленного уровня секретности; повышенными требованиями к уровню образования персонала предприятия; штатной численностью сотрудников предприятия, полностью оптимизированной для решения стоящих перед предприятием задач.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – директор ГУ МО «Дубненский центр занятости населения» Филимонов О.В. пояснил, что в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона Московской области от 25 апреля 2008 г. № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» работодатели обязаны ежемесячно предоставлять в ГУ МО «Дубненский центр занятости населения» информацию о выполнении квоты для приёма на работу инвалидов и ежеквартально – информацию о выполнении квоты для приёма на работу других категорий граждан, указанных в ст. 3 данного закона. ОАО «НПО «Криптен» такую информацию в ГУ МО «Дубненский центр занятости населения» не предоставляют, на письма ГУ МО «Дубненский центр занятости населения» о необходимости квотирования рабочих мест для вышеуказанных категорий граждан никак не реагируют. Представитель ГУ МО «Дубненский центр занятости населения» Филимонов О.В. считает, что ОАО «НПО «Криптен» в этой части нарушает законодательство, в связи с чем исковые требования прокурора г. Дубны к ОАО «НПО «Криптен» об обязывании обеспечения квотирования рабочих мест для инвалидов и молодёжи являются законными и обоснованными.
Выслушав представителя прокуратуры г. Дубна Нюхалова М.Д., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – ГУ МО «Дубненский центр занятости населения» Филимонова О.В., исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования прокурора г. Дубны в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «НПО «Криптен» об обязывании обеспечения квотирования рабочих мест для инвалидов и молодёжи подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти субъектов РФ путём проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приёма на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организация обучения инвалидов новым профессиям.
Несовершеннолетние – это граждане, не достигшие возраста 18 лет. В соответствии с ч. 3 ст. 63 ТК РФ на работу могут быть приняты несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства.
Законом Московской области от 25 апреля 2008 г. № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» устанавливается квота для приёма на работу инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду, и молодёжи, испытывающей трудности в поиске работы. Квота – минимальное количество рабочих мест для определённых в данном законе категорий граждан, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий.
В соответствии со ст. 1 Закона Московской области от 25 апреля 2008 г. № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» квотирование рабочих мест – выделение рабочих мест для трудоустройства определённых данным законом категорий граждан в процентах от среднесписочной численности работников в соответствии с установленной квотой.
Согласно ст. 4 вышеуказанного закона квота для приёма на работу устанавливается организациям, расположенным на территории Московской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек. Квота для приёма на работу инвалидов устанавливается в размере 2% от среднесписочной численности работников, для приёма на работу несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, лиц, освобождённых от отбывания наказания в воспитательных колониях, в возрасте до 22 лет, лиц из числа выпускников специальных общеобразовательных школ закрытого типа, специальных профессиональных училищ закрытого типа, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений закрытого типа в возрасте до 19 лет, лиц из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте до 20 лет, ищущих работу впервые – в размере 1% от среднесписочной численности работников. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты, исходя из среднесписочной численности работников.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона Московской области от 25 апреля 2008 г. № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» работодатели обязаны ежемесячно представлять центральному исполнительному органу государственной власти Московской области, уполномоченному в сферах труда, охраны труда и занятости населения, информацию о выполнении квоты для приёма на работу инвалидов и ежеквартально – информацию о выполнении квоты для приёма на работу иных категорий граждан, указанных в ст. 3 данного закона.
Согласно сведениям, представленным ГУ МО «Дубненский центр занятости населения», об организациях, не представивших информацию (сведения) о наличии квотируемых рабочих мест среднесписочная численность работников ОАО «НПО «Криптен» составляет более 101 человека (л.д. 6).
Судом установлено, что ОАО «НПО «Криптен» не предоставляет ГУ МО «Дубненский центр занятости населения»в установленный Законом Московской области от 25 апреля 2008 г. № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» срок отчёт о квотировании (л.д. 5).
Суд не может согласиться с доводами генерального директора ОАО «НПО «Криптен» ФИО1 о том, что квотирование рабочих мест в ОАО «НПО «Криптен» невозможно в связи с круглосуточным (трёхсменным) режимом работы предприятия, наличием работ, приравненных к вредным и особо вредным условиям труда; выполнением работ по закрытой тематике, требующих соблюдения установленного уровня секретности; повышенными требованиями к уровню образования персонала предприятия; штатной численностью сотрудников предприятия, полностью оптимизированной для решения стоящих перед предприятием задач. Суд считает, что квотирование рабочих мест для инвалидов и молодёжи на данном предприятии может быть обеспечено посредством предоставления рабочих мест в качестве вспомогательного персонала. Суд находит, что, отказываясь от выполнения обязанности по квотированию рабочих мест, ОАО «НПО «Криптен» нарушает положения Закона Московской области от 25 апреля 2008 г. № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест».
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Категории лиц, к которым относятся инвалиды и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, непостоянны и персонально изменчивы, их невозможно индивидуализировать, в связи с чем данное исковое заявление предъявлено в интересах неопределённого круга лиц.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора г. Дубны в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «НПО «Криптен» об обязывании обеспечения квотирования рабочих мест для инвалидов и молодёжи суд находит правомерными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку истец при подаче иска освобождён от уплаты госпошлины в силу закона, то при удовлетворении иска с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета, исходя из размера удовлетворенных требований в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г. Дубны в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Научно-производственное объединение «Криптен» об обязывании обеспечения квотирования рабочих мест для инвалидов и молодёжи - удовлетворить.
Обязать ОАО «Научно-производственное объединение «Криптен» обеспечить квотирования рабочих мест для инвалидов и молодёжи.
Взыскать с ОАО «Научно-производственное объединение «Криптен» расходы по оплате госпошлины в доход федерального бюджета в сумме 200 (двести) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Дубненский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Ю.А.Самусенко