решение о восстановлении на работе



Дело № 2-626/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2011 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Григорашенко О.В.,

с участием прокурора Серякова А.Ю.,

при секретаре Ганине И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Завады Лидии Васильевны к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 12 по Московской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Завада Л.В. обратились в суд с иском к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 12 по Московской области (далее ИФНС № 12) о восстановлении на работе в должности старшего специалиста 2 разряда в отделе выездных проверок, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что при увольнении с занимаемой должности по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" ей не были предложены все имеющиеся у работодателя вакантные должности, было нарушено ее преимущественное право на замещение имеющихся у ответчика вакантных должностей, в связи с чем, увольнение является незаконным.

В судебное заседание Завада Л.В. исковые требования поддержала, пояснив, что более 13 лет занимала должности государственного налогового инспектора и старшего государственного налогового инспектора, замещение которых предусматривает высшее профессиональное образование. Неоднократно направлялась на курсы повышения квалификации, в связи с чем, считает, что ее образование и опыт работы соответствует квалификационным требованиям по замещению должности «старший специалист 2-го разряда в отделе выездных проверок», которая на момент ее увольнения была вакантной.

Представители ответчика по доверенности Суриков А.В., Суховская И.А. и Чарыкова Н.В. требования истца не признали, мотивируя тем, что увольнение истца было произведено в соответствии с требованиями закона "О государственной гражданской службе РФ", на момент предупреждения об увольнении и дальнейшего увольнения истца в ИФНС № 12 имелись вакантные должности старшего специалиста 3-го разряда в отделе камеральных проверок и специалиста 2-го разряда в отделе выездных проверок, однако ни по одной из указанных должностей истец не могла исполнять обязанности, поскольку для замещения этих должностей требуется среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности подразделения, которого у истца не имеется; преимущественного права на занятие должности старшего специалиста 3-го разряда в отделе камеральных проверок, на которую в дальнейшем была назначена Шадрина И.В., истец не имела, так как указанный работник получила высшее профессиональное образование (экономическое), и имела более высокую квалификацию, чем Завада Л.В..

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав прокурора, полагавшего увольнение не законным, суд приходит к выводу о том, что работодателем нарушен порядок увольнения истца в связи с сокращением должности по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

В силу ст. 5 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы.

В соответствии с п. 30 Постановления Пленума ВС РФ N 2 от 17 марта 2004 года, при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Согласно ст. 31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: 1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; 2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

В силу ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).

Таким образом, из смысла и взаимосвязи приведенных выше норм закона следует, что представителем нанимателя должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что после предупреждения о высвобождении государственному гражданскому служащему предлагались вакантные должности в этом государственном органе, а при их отсутствии - хотя бы одна вакантная должность в другом государственном органе, и он отказался от предложенной работы либо отказался от прохождения переподготовки (переквалификации) в порядке, установленном законодательством РФ и субъектов РФ о государственной службе. При этом под предложением о вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.

При увольнении гражданского служащего по п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона следует учитывать Постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2, давшего разъяснения по применению ТК РФ в случаях увольнения работников по аналогичному основанию.

Судом по делу установлено, что Дата между истцом и Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы России № 12 по Московской области был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы в должности старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок.

Дата между истцом и ответчиком заключен служебный контракт N 444 о прохождении государственной гражданской службы в должности старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок.

На основании личного заявления Приказом от Дата Завада Л.В. переведена на должность старшего специалиста 2-го разряда в отделе выездных проверок и Дата с ней заключен служебный контракт .

Во исполнение приказа УФНС России по Московской области от Дата "О структуре Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Московской области" утверждена структура и утверждено штатное расписание.

Приказом от Дата была сокращена, в том числе 2 должности старшего специалиста 2-го разряда в отделе выездных проверок, одну из которых занимала истец.

Дата истец под роспись была уведомлена о предстоящем сокращении занимаемой ею должности и возможном увольнении с гражданской службы.

Дата истцу была предоставлена возможность дальнейшей работы и предложены должности старшего инспектора-делопроизводителя отдела общего обеспечения, водителя, уборщика и сторожа(вахтера).

При этом указанные должности не относятся к гражданской службе.

Дата истец представила начальнику ИФНС № 12 письменное заявление об отказе от предложенных для замещения должностей, с просьбой о переводе ее на другую должность по гражданской службе, в том числе на должность старшего специалиста 2-го разряда в отделе выездных проверок.

Согласно представленных в суд штатных расписаний и справки ИФНС № 12 на период с момента предупреждения истицы о предстоящем увольнении и до расторжения с ней служебного контракта с Дата до Дата у работодателя имелись вакантные должности: старшего специалист 2-го разряда с Дата, начальник и заместитель начальника правового отдела, начальник и 2 заместителя начальника отдела ввода и обработки данных, начальник отдела камеральных проверок, старшего инспектора-делопроизводителя с Дата, водитель 2 единицы, сторож.

На Дата также имелась вакантная должность старшего специалиста 3-го разряда отдела камеральных проверок, на которую была переведена старший специалист 2-го разряда отдела выездных проверок Шадрина И.В. в связи с сокращением данной единицы.

В ходе судебного разбирательства истец не оспаривала отсутствие предложения ответчика на замещение вакантных должностей начальника и заместителя начальника правового отдела, начальника и заместителя начальника отдела ввода и обработки данных, начальника отдела камеральных проверок, в виду отсутствия у нее требований по квалификации, а именно наличие высшего профессионального образования.

Предложение должности старшего инспектора-делопроизводителя, водителя и сторожа считает необоснованным, поскольку указанные должности не относятся к государственной службе.

Приказом от Дата истец была уволена с занимаемой должности по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" с 22 апреля 2011 года.

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании прекращения действия служебного контракта о прохождении федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации и увольнении с должности старшего специалиста 2-го разряда отдела выездных проверок незаконными, восстановлении на работе в занимаемой им ранее должности, поскольку ответчиком был нарушен установленный законом порядок увольнения по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".

Как установлено в судебном заседании Заваде Л.В. при увольнении не были предложены имеющиеся у ответчика вакантные должности старшего специалиста 3-го разряда отдела камеральных проверок и старшего специалиста 2-го разряда отдела выездных проверок, по которым истец могла исполнять служебные обязанности с учетом уровня ее квалификации, профессионального образования и стажа работы.

Статьей 31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулируются отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы.

В соответствии с указанной нормой Закона, подлежащей применению при разрешение настоящего трудового спора, при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе или направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

В соответствии с квалификационными требованиями должностных регламентов старшего специалиста 3-го разряда отдела камеральных проверок и старшего специалиста 2-го разряда отдела выездных проверок, в соответствии со статьей 12 Федерального Закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» старший специалист 3-го разряда отдела камеральных проверок и старший специалист 2-го разряда выездных проверок должен иметь среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности подразделения.

В силу статьи 7 Федерального Закона "Об образовании", в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В соответствии со статьей 9 Закона, к основным профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);

4) послевузовского профессионального образования.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона.(статья 10 Закона)

Исходя из положений статьи 23 Закона, среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Как установлено в судебном заседании Завада Л.В. в 1974 году окончила механический техникум по специальности «Программирование для быстродействующих математических машин», и ей присвоена квалификация «техник- математик- программист».

Соответственно истец имеет среднее профессиональное образование и по этому критерию соответствует должностным регламентам старшего специалиста 3-го разряда в отделе камеральных проверок и старшего специалиста 2-го разряда выездных проверок, аналогичную которой, истец занимала до ее увольнения.

Кроме того, с Дата до Дата и с Дата Завада Л.В. работала в должности государственного и старшего государственного налогового инспектора, которая по квалификационным характеристикам предусматривает наличие высшего профессионального образования. Ей присвоен классный чин «Советник налоговой службы 3-го ранга». Истец дважды проходила курсы повышения квалификации.

Таким образом, с учетом требований должностных регламентов к уровню квалификации истца, ее профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, у ответчика имелись вакантные должности, которые не были предложены Заваде Л.В..

Доводы представителей ответчика о том, что ни по одной из имеющихся вакантных должностей истец не могла реально исполнять служебные обязанности, поскольку для замещения данных должностей требовалось среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности, которым истец не обладала, суд не может принять во внимание, так как доказательства в подтверждение данных доводов ответчиком в суд представлены не были.

Аттестации Завады Л.В. на замещение должности старшего специалиста 2-го разряда в отделе выездных проверок не проводилось.

Более того, из представленных в суд должностных регламентов старшего специалиста 3-го разряда отдела камеральных проверок и старшего специалиста 2-го разряда выездных проверок следует, что истец отвечает квалификационным требованиям, указанным в данных регламентах.

Поскольку увольнение истца является незаконным, Завада Л.С. должна быть восстановлена на работе в прежней должности государственного служащего.

Согласно ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе и в его пользу взыскивается средний заработок за все время вынужденного прогула и возмещается моральный вред.

Из представленной в материалы дела ИФНС № 12 справки, размер среднедневного заработка истицы составляет <...>. (<...> (начисленная заработная плата за последние 12 месяцев) : 128(количество отработанных дней за отчетный период)). Количество дней вынужденного прогула – 42 рабочих дня (с Дата по Дата), то есть заработок за все время вынужденного прогула, подлежащий возмещению истице, составляет <...> (<...> х 42).

В силу положений ст. 31 п. 9 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

В соответствии с ч. 3 п. 62 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (в редакции от 28.12.2006) "О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса РФ", при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.

Согласно справке ИФНС № 12 при увольнении Заваде Л.В. выплачено выходное пособие в сумме <...>., что не отрицалось истцом. Таким образом, взысканию подлежит рассчитанный выше средний заработок за вычетом компенсации, выплаченной при увольнении истцу.

Поскольку компенсация составляет <...>., средний заработок за время вынужденного прогула составил <...>, требования истца о взыскании средней заработной платы за все время вынужденного прогула не подлежат удовлетворению, как не основанные на законе.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд в соответствии с требованиями ст. 237 ТК РФ, учитывает характер и степень нравственных страданий, причиненных истице и выразившихся в ее переживаниях, связанных с потерей работы и восстановлением своих трудовых прав в суде. В связи с указанными обстоятельствами, размер компенсации, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, суд устанавливает в размере <...> рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Завады Л.В. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 12 по Московской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Восстановить Заваду Л.В. на работе в Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 12 по Московской области в должности старшего специалиста 2-го разряда отдела выездных проверок с Дата.

Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 12 по Московской области в пользу Завады Л.В. средний заработок за время вынужденного прогула в размере <...>, а также компенсацию морального вреда в размере <...> рублей; всего подлежит взысканию <...>.

Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Дубненский городской суд.

Федеральный судья Григорашенко О.В.