решение о признании права на досрочное назначение пенсии



Дело №2-746/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2011 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Григорашенко О.В.,

при секретаре Ганине И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галкина Б.Е. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ № 36 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Галкин Б.Е. обратился в суд к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ № 36 по г. Москве и Московской области о защите нарушенных пенсионных прав.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в феврале 2011 года обратился в ГУ - УПФ РФ N 36 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в назначении такой пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа.

Считает отказ незаконным, просит данное решение отменить и обязать ответчика включить в специальный стаж периоды его работы с ДАТА по ДАТА в должности врача-эпидемиолога в СКО <адрес>, заведующего СКО <адрес> врача-эпидемиолога в льготном исчислении – один год работы, как один год и три месяца, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА нахождение истца в командировках; с ДАТА по ДАТА в должности «ведущий специалист, «ведущий специалист-эксперт», «Главный специалист-эксперт» в учреждении «Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», «Управление Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и назначить ему досрочно трудовую пенсию с момента первоначального обращения.

Представитель ответчика - Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ № 36 по г. Москве и Московской области Федорук Е.В. иск не признала по тем основаниям, что период работы истца в СКО <адрес> зачтен ему в льготном исчислении в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Поскольку документально не подтверждена его работа в сельской местности, а именно СКО расположено в городе Кимры, считает требования истца в указанной части необоснованными. Также представитель ответчика не согласна с требованиями Галкина Б.Е. о включении в льготный стаж периода его работы с ДАТА по ДАТА в должности «ведущий специалист, «ведущий специалист-эксперт», «Главный специалист-эксперт» в учреждении «Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», «Управление Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», поскольку указанные должности и учреждения не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

Выслушав стороны, исследовав письменные документы по делу, суд находит, что исковые требования Галкина Б.Е. подлежат удовлетворению частично.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 статьи 27 названного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение и трудовой пенсии по старости.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). При этом установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ДАТА Галкин Б.Е. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости как лицо, осуществлявшее деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДАТА в назначении такой пенсии ему было отказано. При этом ответчик исключил из специального стажа истца (1 год работы, как 1 год и 3 месяца) спорный период работы с ДАТА по ДАТА, считая, что документально не подтверждена работа истца в должности врача-эпидемиолога СКО <адрес> и заведующего СКО <адрес> врача-эпидемиолога в сельской местности или в поселке городского типа.

Суд считает, что данный отказ нельзя признать обоснованным за периоды с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА, поскольку из лицевых счетов, представленных в Пенсионный фонд следует, что в указанные периоды истцу производились выплаты надбавки за работу в сельской местности в размере 25%. В связи с чем, суд считает документально подтвержденной его работу в сельской местности в указанные периоды.

С учетом установленных судом обстоятельств, спорные периоды работы истца в должности врача-эпидемиолога СКО <адрес> и заведующего СКО <адрес> врача-эпидемиолога подлежат лишь включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном исчислении.

Поскольку в лицевых счетах за спорный период с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по28.03.2005 года в графе «село» отсутствуют сведения о работе истца в сельской местности, СКО согласно представленных документов относится к городу Кимры, указанные периоды обосновано не включены ответчиком в льготный стаж – 1 год работы как 1 год и 3 месяца.

Что касается требований Галкина Б.Е. о включении в льготный период его работы с ДАТА по ДАТА в должности «ведущий специалист», «ведущий специалист-эксперт», «Главный специалист-эксперт» в учреждении «Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», «Управление Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», суд считает данные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку, ни Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, ни Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, равно как и действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусматривалось право указанной категории работников на включение в специальный стаж периодов трудовой деятельности в учреждениях, не входящих в систему учреждений здравоохранения и не включенных в соответствующую Номенклатуру учреждений.

Определение категории граждан, деятельность которых связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного воздействия на организм человека различного рода неблагоприятных факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также в связи с особой значимостью, ценностью такой деятельности для государства и общества отнесено законом к компетенции Правительства Российской Федерации.

Исходя из установленного статьей 10 Конституции Российской Федерации принципа самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации и определять содержание издаваемых им нормативных правовых актов, вносить в эти акты изменения и дополнения.

Если гражданин считает, что период его работы в определенной должности, не поименованной в Списке, подлежит зачету в специальный трудовой стаж работы, то вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, а именно: характера и специфики, условий фактически осуществляемой гражданином работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.п. (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии").

Отказывая в удовлетворении заявленных требований истца в части включения спорного периода работы, суд исходит из того обстоятельства, что указанные должности согласно пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пенсия назначается в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, при этом работа должна осуществляться в подразделениях и на соответствующих должностях, указанных в перечне, и работа должна выполняться постоянно в течение полного рабочего дня. Основания для установления тождества с наименованием должности "врача-специалиста федерального бюджетного учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", как на это ссылается Галкин Б.Е., отсутствуют. Такое тождество не установлено и компетентными органами.

Доводы истца о том, что в спорный период он осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку истцом не представлены доказательства осуществления лечебной деятельности в течение рабочего дня.

Согласно представленного суду должностного регламента, Галкин Б.Е. в спорный период состоял на государственной гражданской службе в должности ведущего специалиста-эксперта Территориального отдела в г. Дубне, Дмитровском, Талдомском районах. При этом должностной регламент не содержит данных, подтверждающих осуществление истцом лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Доказательств того, что характер и специфика, условия осуществляемой истцом работы, выполняемые им функциональные обязанности по занимаемым должностям были тождественны какой-либо работе, которая дает право на досрочную пенсию, суду не представлено, тождество наименования организации "территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" наименованию какого-либо учреждения в соответствующих перечнях, работа в котором дает право досрочную пенсию, в предусмотренном законодательством порядке Министерством труда и социального развития Российской Федерации не установлено.

При этом никакого самостоятельного значения не могут иметь наличие у истца высшего медицинского образования, которое, безусловно, требуется для работы ведущим специалистом-экспертом», а также свидетельства о повышении квалификации, удостоверений о повышении квалификации и т.п.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения назначается при наличии не менее 25 лет медицинского стажа в сельской местности и не менее 30 лет - в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение такой пенсии.

До принятия Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 действовали Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1379 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусмотрено включение в специальный стаж для назначения льготной пенсии времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала соответствующая деятельность.

При этом само по себе нахождение в период работы истца в командировке еще не означает фактического осуществления лечебной или иной деятельности в указанный период.

С учетом изложенного, суд считает, что отсутствуют правовые основания для зачета в стаж работы истца, который давал бы ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода его нахождения в командировках с ДАТА и с ДАТА по ДАТА.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, ст.27 п.1 пп.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Галкина Б.Е. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ № 36 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ № 36 по г.Москве и Московской области включить в специальный трудовой стаж работы для досрочного назначения Галкину Б.Е. трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 п.п.20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ период работы с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА в должности <...> общей продолжительностью <...> в льготном исчислении из расчета один год работы, как год и три месяца.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Галкину Б.Е. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Дубненский городской суд.

Федеральный судья Григорашенко О.В.