Решение по делу № 2-348/2011 от 30.03.2011



Дело № 2-348/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Дубна 30 марта 2011 г.

Дубненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего – судьи Самусенко Ю.А.,

при секретаре – Кузнецовой Е.В.,

с участием истицы – Колесниковой Н.М.,

представителя ответчика – Энтентеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесниковой Н.М. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ № 36 по г. Москве и Московской области о перерасчёте трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Колесникова Н.М. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ № 36 по г. Москве и Московской области и просит суд обязать ГУ УПФ РФ № 36 по г. Москве и Московской области произвести перерасчёт назначенной ей с 17 августа 2008 г. пенсии по старости и включить в трудовой стаж время её работы за границей с декабря 1987 г. по август 1992 г. и рассчитать пенсию с учётом среднемесячного заработка за указанный период работы за границей применительно к среднемесячному заработку рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в СССР.

В обоснование своих требований Колесникова Н.М. ссылается на те обстоятельства, что по достижении возраста 55 лет в августе 2008 г. она обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ № 36 о получении трудовой пенсии по старости, одновременно просила включить в её трудовой стаж время её работы за границей - в Группе советских войск в Германии - с декабря 1987 г. по август 1992 г. с тем, чтобы пенсия ей была начислена с учётом среднемесячного заработка за указанный период работы за границей применительно к среднемесячному заработку рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в СССР по времени назначения пенсии. На своё заявление истица получила ответ за № № от 16 сентября 2008 г., подписанный начальником ГУ УПФ РФ № 36 по г. Москве и Московской области ФИО1, из которого следует, что время работы Колесниковой Н.М. за границей с декабря 1987 г. по август 1992 г. засчитывается в общий трудовой стаж, однако в соответствии со ст. 105.1 действовавшего до 1 января 2002 г. Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей; по желанию граждан, направленных на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границей, их среднемесячный заработок может подсчитываться в порядке, предусмотренном ст. 105 указанного Закона, то есть в соответствии со среднемесячным заработком рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в СССР ко времени назначения пенсии. Поскольку Колесникова Н.М. не была направлена на работу за границу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации, а выехала за границу в связи с переводом на новое место службы мужа – военнослужащего, начальник ГУ УПФ РФ № 36 по г. Москве и Московской области ФИО1 считает, что правовых оснований для осуществления оценки пенсионных прав Колесниковой Н.М. с учётом заработной платы за период работы за границей не имеется. С данным отказом ГУ УПФ РФ № 36 по г. Москве и Московской области Колесникова Н.М. не согласна, в связи с чем она была вынуждена обратиться в суд.

Представитель ГУ УПФ РФ № 36 по г. Москве и Московской области Энтентеева А.А. иск не признала, обосновав это тем, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, производится оценка пенсионных прав застрахованного лица по состоянии на 1 января 2002 г. путём их конвертации в расчётный пенсионный капитал, с учётом которого впоследствии исчисляется пенсия. В соответствии со ст. 105.1 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего до 1 января 2002 г., среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей. По желанию граждан, направленных на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границей, их среднемесячный заработок может подсчитываться в порядке, предусмотренном ст. 105 данного закона, то есть из среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в СССР ко времени назначения пенсии. Поскольку Колесниковой Н.М. не предоставлены документы, подтверждающие факт направления её на работу в советские учреждения за границу, правовых оснований для осуществления оценки её пенсионных прав с учётом заработной платы за период работы за границей не имеется, в связи с чем представитель ГУ УПФ РФ № 36 по г. Москве и Московской области Энтентеева А.А. считает, что в удовлетворении исковых требований Колесниковой Н.М. должно быть отказано.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные документы по делу, суд находит, что в удовлетворении исковых требований Колесниковой Н.М. должно быть отказано по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Колесникова Н.М. работала в войсковой части № в период с 22 декабря 1987 г. по 8 февраля 1988 г. - в должности диспетчера, с 8 февраля 1988 г. по 4 апреля 1991 г. – в должности техника группы ПИТС, с 4 апреля 1991 г. по 24 августа 1992 г. – в должности переводчика 1 класса (записи в трудовой книжке № № №) (л.д. 8).

Согласно ответу № № от 16 сентября 2008 г. начальника ГУ УПФ РФ №

36 по г. Москве и Московской области ФИО1 в соответствии со ст. 105.1 действовавшего до 1 января 2002 г. Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей; по желанию граждан, направленных на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границей, их среднемесячный заработок может подсчитываться в порядке, предусмотренном ст. 105 указанного Закона, то есть в соответствии со среднемесячным заработком рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в СССР ко времени назначения пенсии; поскольку Колесниковой Н.М. не предоставлены документы, подтверждающие факт направления её на работу в советские учреждения за границу, правовых оснований для осуществления оценки её пенсионных прав с учётом заработной платы за период работы за границей не имеется (л.д. 5).

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, производится оценка пенсионных прав застрахованного лица по состоянии на 1 января 2002 г. путём их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчётный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 г.г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. При оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях – заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчёта государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного закона.

В соответствии со ст. 105.1 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего до 1 января 2002 г., среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей. По желанию граждан, направленных на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границей, их среднемесячный заработок может подсчитываться в порядке, предусмотренном ст. 105 данного закона, то есть из среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в СССР ко времени назначения пенсии.

Таким образом, пенсионным законодательством установлено, что оплата за работу за границей исключается из подсчёта среднемесячного заработка, независимо от того, выплачивалась она в рублях или в иностранной валюте.

В судебном заседании установлено, что Колесникова Н.М. не была направлена на работу за границу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации, а выехала за границу в связи с переводом на новое место службы мужа – военнослужащего. Данный факт истицей не оспаривается.

Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», действовавший до 1 января 2002 г., не предусматривал для членов семей работников, принятых на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границей либо в международные организации на месте, исчисление размера пенсии исходя из среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в Российской Федерации.

С учётом вышеизложенного, суд находит, что в отношении Колесниковой Н.М. как супруги командированного для прохождения военной службы за границу военнослужащего, факт направления которой на работу в советские учреждения за границу ничем не подтверждён, оценка пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. не может быть осуществлена, исходя из среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в Российской Федерации, в связи с чем суд считает, что в удовлетворении исковых требований Колесниковой Н.М. о перерасчёте трудовой пенсии отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Колесниковой Н.М. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ № 36 по г. Москве и Московской области о перерасчёте трудовой пенсии – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Дубненский городской суд.

Председательствующий Ю.А.Самусенко