О признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет



Дело № 2-235/2010

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Татаркиной Г.Г., при секретаре Кудосиной Л.Н., с участием истицы Козловой Н.И., представителя ответчика Горшкова В.И., 23 июля 2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Нины Ивановны к Администрации Енгалычевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа Главы Енгалычевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия в назначении пенсии за выслугу лет,

у с т а н о в и л:

Козлова Н.И. обратилась в районный суд с названным иском, обосновав свои требования тем, что 23.04.2010 она обратилась с письменным заявлением на имя Главы Енгалычевского сельского поселения Горшкова В.И. о назначении ей пенсии за выслугу лет, предусмотренного Законом Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия». Отказывая ей в просьбе, Горшков В.И. сослался на то, что данный Закон вступил в силу 08.06.1991, Козлова Н.И. же работала в должности бухгалтера централизованной бухгалтерии *** до 27.08.2001, то есть её стаж муниципальной службы составляет менее 5 лет.

Считает вышеуказанный отказ Главы Енгалычевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия Горшкова В.И. необоснованным и не отвечающим требованиям Закона Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия», поскольку с января 1970 года по 27 августа 2001 года она проработала в *** в качестве бухгалтера, была освобождена от этой должности в связи с выходом на пенсию, всю бухгалтерскую работу выполняла одна, какой-либо централизованной бухгалтерии в *** не было, каким образом в её трудовой книжке в качестве записи о приеме на работу указано - «принять на работу на должность бухгалтера централизованной бухгалтерии ***», пояснить не может. Полагает, что проработав весь указанный период, она исполняла обязанности, связанные с замещением муниципальной должности, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения, ответственностью за осуществление этих полномочий.

Просит суд признать незаконным отказ Главы Енгалычевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия в назначении ей пенсии за выслугу лет; обязать администрацию Енгалычевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия признать за ней право на назначение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия» за период работы с 01.01.1970 по 27.08.2001.

В судебном заседании истица Козлова Н.И. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - Глава Енгалычевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия Горшков В.И., выступающий в судебном заседании на основании решения сессии Енгалычевского сельского Совета депутатов Дубенского района Республики Мордовия от 16.03.2002, иск не признал, суду пояснил, что отказ в назначении Козловой Н.И. пенсии за выслугу лет считает обоснованным по основаниям, изложенным в письменном ответе. Пояснил также, что, кроме оснований, указанных в отказе, - должность «бухгалтер централизованной бухгалтерии» никогда не была отнесена к муниципальным должностям муниципальной службы в реестре муниципальных должностей, установленном Законом Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия». В удовлетворении исковых требований просит отказать.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, изучив и оценив материалы гражданского дела в совокупности с представленными доказательствами, приходит к следующему выводу.

Как усматривается из трудовой книжки (вкладыш в трудовую книжку) Козловой Н.И., она 1 января 1970 года была принята на работу на должность бухгалтера централизованной бухгалтерии *** (запись №); 27 августа 2001 года - освобождена с занимаемой должности по состоянию здоровья и с уходом на пенсию (запись№).

23 апреля 2010 года истица обратилась к Главе Енгалычевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия Горшкову В.И. с письменным заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия» за период с 01.01.1970 по 27.08.2001.

Решением Главы Енгалычевского сельского поселения Горшкова В.И. (согласно штампу от 03.05.2010) в установлении Козловой Н.И. пенсии за выслугу лет отказано, в связи с тем, что Закон Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия» вступил в силу с 08.06.1999 г. Козлова Н.И. работала на должности бухгалтера централизованной бухгалтерии *** до 27 августа 2001 года, таким образом её стаж муниципальной службы составляет менее 5 лет.

Согласно ч.5 ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 21.06.2010), условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Статьей 18 Федерального закона от 8 января 1998 года №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», действовавшего до 1 июня 2007 года и утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространялись права государственного служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.30 Закона Республики Мордовия от 8 июня 1999г. №30-З «О муниципальной службе в Республике Мордовия» (в ред. от 15 июня 2010г.) лица, имеющие стаж муниципальной службы не менее 15 лет, исчисленный в соответствии с приложением №3 к настоящему Закону, при условии замещения ими государственных должностей государственной службы Республики Мордовия и (или) муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Мордовия не менее 5 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет.

Как следует из подп.8 п.1 приложения №3 к указанному Закону, в стаж муниципальной службы включается время работы в органах местного самоуправления Республики Мордовия.

Таким образом, период работы в централизованной бухгалтерии *** до момента увольнения Козловой Н.И. может быть учтен при определении стажа муниципальной службы, дающего право на установление пенсии за выслугу лет.

Вместе с тем, как указано выше, для установления названной пенсии предусматривается также и другое необходимое условие замещения муниципальной должности муниципальной службы в Республике Мордовия не менее пяти лет.

Из содержания вышеизложенной нормы следует, что доплата к пенсии производится при совокупности двух условий: гражданин должен иметь не менее 15 лет стажа муниципальной службы и второе - замещать муниципальную должность муниципальной службы в Республике Мордовия не менее пяти лет.

Данное условие прямо указывает на то, что лицо, претендующее на доплату к пенсии, должно не менее пяти лет замещать непосредственно муниципальные должности муниципальной службы Республики Мордовия в Республике Мордовия, установленные реестрами соответствующих должностей, то есть иметь в соответствии с законом статус муниципального служащего. Понятие «муниципальная должность муниципальной службы в Республике Мордовия» является полным наименованием указанной должности и вытекает из наименования Закона.

Впервые реестр муниципальных должностей установлен Законом Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия» (утратил силу в связи с введением в действие Закона Республики Мордовия от 08.06.2007 №48-З «О регулировании отношений в сфере муниципальной службы»). Новая система муниципальных должностей установлена Законом Республики Мордовия от 8 июня 2007 года №48-З «О регулировании отношений в сфере муниципальной службы» (в ред. от 12.03.2010).

Ни в первоначальной редакции, ни в последующих, должность бухгалтера централизованной бухгалтерии сельского Совета (сельского поселения) не отнесена к муниципальным должностям муниципальной службы в органах местного самоуправления.

Как устанавливалось подп.1 п.1 ст.1 Закона Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия», в редакции Закона Республики Мордовия от 29.05.2001 №31-З, действовавшего на момент увольнения истицы Козловой Н.И., муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными обязанностями по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истица Козлова Н.И. полагает, что проработав весь вышеуказанный период, она исполняла обязанности, связанные с замещением муниципальной должности, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения, ответственностью за осуществление этих полномочий, работала в бухгалтерии одна, непрерывно, более тридцати лет, выполняла одну и туже работу по должности бухгалтера - работа ее была ответственной, за все финансирование она отвечала наравне с председателем сельского Совета, имела право второй подписи, составляла сметы расходов и расчетов к ним, начисляла заработную плату, вела полный учет поступающих денежных средств, их движение, составляла бухгалтерский отчет, отчитывалась перед районным финансовым отделом, передавала сведения в ЦСУ и выполняла другие ответственные функции.

Из показаний истицы Козловой Н.И., свидетелей К.М.С. и Г.Л.И., допрошенных в судебном заседании по ходатайству истицы, а также показаний свидетеля С.Г.А., допрошенной по инициативе суда, следует, что в оспариваемые периоды Козлова Н.И. работала в сельском Совете на должности бухгалтера одна, централизованной бухгалтерии в *** никогда не существовало, в сельсовете функциональные обязанности выполняли три человека - председатель сельского Совета, бухгалтер, секретарь, была еще должность технички. Указанное не оспаривается и представителем ответчика.

Таким образом, суд, с учетом относимости и допустимости доказательств, считает установленным, что централизованной бухгалтерии в *** в оспариваемые истицей периоды действительно не существовало.

Свидетель С.Г.А. дополнительно пояснила, что должность главного бухгалтера в реестр муниципальных должностей вообще введена с 2007 года, до этого года существовал реестр муниципальных должностей органов местного самоуправления, должности бухгалтера в реестре не существовало, имелась должность главного бухгалтера. До настоящего времени в некоторых сельских поселениях в связи с законодательством Республики Мордовия не приведены в соответствие трудовые книжки, отсутствуют записи о переименовании органов местного самоуправления и, соответственно, в связи с этим, переименование должностей, это происходит потому, что ранее доплаты к пенсиям за муниципальный стаж выплачивались органом социальной защиты, с 2006 года уже администрация Дубенского муниципального района Республики Мордовия провели аттестацию муниципальных служащих. Полагает, что в конкретном случае, Козлова Н.И. замещала муниципальную должность муниципальной службы менее пяти лет.

В соответствии со ст.66 ТК Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Как указано выше, истица согласно записи в трудовой книжке (вкладыш в трудовую книжку) 1 января 1970 года была принята на работу на должность бухгалтера централизованной бухгалтерии ***, других записей - о переименовании должности или же переименовании органа местного самоуправления, в трудовой книжке нет.

Из имеющихся в материалах дела ведомостей на выдачу заработной платы работникам *** народных депутатов Дубенского района Мордовской АССР за 1986 г., расчетно-платежных ведомостей по *** за 1986г., расчетных ведомостей на выдачу заработной платы рабочим и служащим за 1971г., ведомостей на выдачу заработной платы работникам ***, которые как пояснила в судебном заседании истица, составляла она сама, должность Козловой Н.И. указана и как «главный бухгалтер», и «бухгалтер», за 2001 год - должность не указана вообще, за имеющейся записью «итого» имеются подписи главы администрации и «бухгалтера» Козловой Н.И.

На основании вышеперечисленных доказательств суд приходит к выводу о том, что:

истица Козлова Н.И. имеет трудовой стаж в должности бухгалтера централизованной бухгалтерии *** - 30 лет 7 мес. 26 дн. (с 01.01.1970 по 27.08.2001);

достигла пенсионного возраста;

уволена с должности бухгалтера централизованной бухгалтерии *** по состоянию здоровья и с уходом на пенсию.

Однако должность «бухгалтер централизованной бухгалтерии ***» не была предусмотрена реестром должностей муниципальной службы, установленным Законом Республики Мордовия от 08.06.1999 №30 -З «О муниципальной службе в Республике Мордовия».

Работа на этой должности относится к иным периодам трудовой и другой деятельности, включаемым в соответствии с приложением №3 к вышеупомянутому Закону Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия» - Перечень иных периодов трудовой и другой деятельности, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию муниципальным служащим, на получение надбавки за выслугу лет, назначении пенсии за выслугу лет, выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию лицам, замещающим муниципальные должности.

Таким образом, в связи с тем, что Козлова Н.И. не замещала муниципальные должности муниципальной службы Республики Мордовия в течение пяти лет, то есть не имела статуса муниципального служащего, её исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Козловой Нины Ивановны к Администрации Енгалычевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа Главы Енгалычевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия в назначении пенсии за выслугу лет, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия с момента принятия судом решения в окончательной форме, с 27 июля 2010 года.

Председательствующий: Татаркина Г.Г.