Дело № 2-234/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской ФедерацииДубёнский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Татаркиной Г.Г., при секретаре Кудосиной Л.Н., с участием истицы Агунькиной М.В., представителя ответчика Тябиной Н.М.,23 июля 2010 года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агунькиной Марии Валентиновны к Администрации Пуркаевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Агунькина М.В. обратилась в районный суд с названным иском, мотивируя свои требования тем, что 14.05.2010 она обратилась с письменным заявлением на имя Главы Пуркаевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия о назначении ей пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия». Отказывая ей в просьбе, Тябина Н.М. - Глава Пуркаевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия не мотивируя свой отказ, рекомендовала ей для принятия решения об установлении, либо отказе в установлении пенсии за выслугу лет, обратиться в суд.
Считает вышеуказанный отказ Главы Пуркаевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия Тябиной Н.М. необоснованным и не отвечающим требованиям Закона Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия», поскольку с 01.08.1978 по 30.04.2002 она работала в качестве главного бухгалтера в ***, выполняла одну и ту же работу по должности главного бухгалтера, кроме нее других бухгалтерских работников за весь период в Совете не было, каким образом в ее трудовой книжке в качестве записи о приеме на работу указано - «принята на должность главного бухгалтера при централизованной бухгалтерии ***», пояснить не может. Полагает, что проработав весь указанный период, она исполняла обязанности, связанные с замещением муниципальной должности, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения, ответственностью за осуществление этих полномочий.
Просит суд признать незаконным отказ Главы Пуркаевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия в назначении ей пенсии за выслугу лет; обязать администрацию Пуркаевского сельского поселения признать за ней право на назначение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия» за период работы с 01.08.1978 по 30.04.2002.
В судебном заседании истица Агунькина М.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - Глава Пуркаевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия Тябина Н.М., выступающая в судебном заседании на основании решения №5 от 19.12.2007 Совета депутатов Пуркаевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия четвертого созыва, пояснила, что исковые требования признает, поскольку все вышеизложенное истицей в исковом заявлении и поддержанное в судебном заседании достоверно, но в должности главного бухгалтера Агунькина М.В. работала до 30.04.2002, а Закон Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия» вступил в силу с 08.06.1999 - то есть ее стаж муниципальной службы составляет менее пяти лет, каким образом исчислять данные пять лет, затрудняется определить, должность же «главный бухгалтер» в реестре муниципальных должностей имеется, поэтому для разрешения данного спора она рекомендовала истице обратиться в суд. Также показала, почему трудовая книжка Агунькиной М.В. не приведена в соответствие в связи с переименованием сельсовета в сельскую администрацию, затем поселение, пояснить не может, так как в должности Главы Пуркаевского сельского поселения она работает с **** года, все записи в трудовую книжку истицы были внесены до ее назначения.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, изучив и оценив материалы гражданского дела в совокупности с представленными доказательствами, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.5 ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2001) отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Согласно ст.18 Федерального закона от 8 января 1998 года №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», действовавший до 1 июня 2007 года, (то есть в период увольнения Агунькиной М.В.), и утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространялись права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Действовавший до вступления в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральный закон от 31 июля 1995 года №119 - ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» также закреплял право государственного служащего на пенсионное обеспечение за выслугу лет (под.7 п.1 ст.15) и содержал указание на то, что пенсия за выслугу лет назначается государственному служащему в соответствии с Федеральным законом.
15.01.2001 был принят Федеральный закон №166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которым федеральным государственным служащим взамен установленной Указом Президента Российской Федерации от 16.08.1995 №854 доплаты к государственной пенсии, установлена пенсия за выслугу лет, при этом в соответствии с подп.1 ч.1 ст.4 указанного Федерального закона, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют федеральные государственные служащие, а условия предоставления такого права государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Аналогичная норма содержится и, как указано выше, в п.5 ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» согласно которой, отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из требований, содержащихся в исковом заявлении, поддержанных истицей в судебном заседании, Агунькина М.В. просит суд обязать ответчика назначить ей пенсию за выслугу лет, признав соответственно незаконным отказ Главы Пуркаевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия в назначении ей пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия» за период с 01.08.1978 по 30.04.2002.
В обоснование заявленных исковых требований истицей представлено её заявление представителю ответчика - Тябиной Н.М. и, соответственно отказ последней в назначении Агунькиной М.В. пенсии за выслугу лет.
Так, согласно заявлению истицы Главе Пуркаевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия Тябиной Н.М., 14.05.2010 Агунькина М.В. обратилась к ней с письменным заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, что также не оспаривается и показаниями сторон.
Распоряжением Главы Пуркаевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия №19 от 31.05.2010 г. в назначении пенсии за выслугу лет Агунькиной М.В. отказано, рекомендовано обратиться в суд для разрешения данного вопроса.
В соответствии с п.1 ст.30 Закона Республики Мордовия от 8 июня 1999г. №30-З «О муниципальной службе в Республике Мордовия» лица, имеющие стаж муниципальной службы не менее 15 лет, исчисленный в соответствии с приложением №3 к настоящему Закону, при условии замещения ими государственных должностей государственной службы Республики Мордовия и (или) муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Мордовия не менее 5 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет.
Таким образом, период работы при централизованной бухгалтерии *** до момента увольнения Агунькиной М.В. может быть учтен при определении стажа муниципальной службы, дающего право на установление пенсии за выслугу лет.
Вместе с тем, как указано выше, для установления названной пенсии предусматривается также и второе необходимое условие замещения муниципальной должности муниципальной службы в Республике Мордовия не менее пяти лет. Данное условие прямо указывает на то, что лицо, претендующее на доплату к пенсии, должно замещать непосредственно муниципальные должности муниципальной службы Республики Мордовии в Республике Мордовия, установленные реестрами соответствующих должностей, то есть иметь в соответствии с законом статус муниципального служащего.
Впервые реестр муниципальных должностей установлен Законом Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия».
В первоначальной редакции Закона о муниципальной службе (от 08.06.1999) должность главного бухгалтера органа местного самоуправления относилась к ведущей должности муниципальной службы категории «Б», в дальнейшем (в редакции Законов Республики Мордовия от 17.04.2000 №15-З, от 29.05.2001 №31-З) должность главного бухгалтера отнесена к муниципальным должностям категории «В», то есть должностям, учреждаемым органами местного самоуправления для обеспечения исполнения их полномочий (п.2 ст.1 Закона о муниципальной службе в редакции Законов от 17.04.2000 №15-З, от 29.05.2001 №31-З).
Законами Республики Мордовия в Закон «О муниципальной службе в Республике Мордовия» вносились изменения, однако муниципальная должность главного бухгалтера никогда не отменялась. Так, в редакции Законов Республики Мордовия от 17.04.2002 №15-З, от 29.05.2001 №31-З, от 26.12.2001 №61-З, от 17.10.2002 №36-З и дальнейших редакциях, (истица работала в должности главного бухгалтера до 30.04.2002г.), должность «главный бухгалтер» отнесена к категории главных должностей муниципальной службы муниципальных должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования.
В связи с введением в действие Закона Республики Мордовия от 08.06.2007 №48-З «О регулировании отношений в сфере муниципальной службы» реестр муниципальных должностей из Закона о муниципальной службе исключен. Новая система муниципальных должностей установлена данным законом, в соответствии с которым должность главного бухгалтера также имеется и отнесена к главной группе должностей в администрации сельского поселения.
Пунктом 1 ст.1 Федерального закона от 08.01.1998 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», действовавшего до 31.05.2007, предусматривалось, что муниципальная должность это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Аналогичная норма устанавливалась подп.1 п.1 ст.1 Закона Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия», в редакции Закона Республики Мордовия от 29.05.2001 №31-З, действовавшего на момент увольнения истицы Агунькиной М.В.
Понятие органов местного самоуправления менялось различными законодательными актами. Так, ст.2 Закона СССР от 09.04.1990 г. №1417-1 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» предусматривалось, что система местного самоуправления включает местные Советы народных депутатов, органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы), а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии (п.1); первичным территориальным уровнем местного самоуправления могут быть сельсовет, поселок (район), город (район в городе) (п.3).
Согласно п.2 ст.2 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», в редакции, действовавшей до 27.08.1995, местное самоуправление осуществляется в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов.
В силу п.1 ст.29 названного закона органом управления в районе, городе, районе в городе, поселке, сельсовете являлась местная администрация, которая осуществляла исполнительно-распорядительные функции на основании и во исполнение актов Союза ССР, действующих на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, решений местных Советов, принятых в пределах их полномочий, обеспечивает права и законные интересы органов местного самоуправления и граждан.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным образованием понималось городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Как установлено в судебном заседании, истица 1 августа 1978 года принята на должность главного бухгалтера при централизованной бухгалтерии ***, о чем имеется запись за Номер в трудовой книжке Агунькиной М.В.
В дальнейшем какие-либо записи об изменении наименования органа местного самоуправления или же изменения должности не вносились. Вместе с тем, наименование органа местного самоуправления изменилось, что подтверждается имеющимися в материалах дела: Уставами муниципального образования Пуркаевского с/Совета Дубенского района Республики Мордовия и Уставом Пуркаевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия, а также Решением №54 от 21 декабря 2005 года XIX сессии депутатов Пуркаевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия III созыва.
Как следует из подп.8 п.1 приложения №3 к Закону Республики Мордовия Закона Республики Мордовия от 08.06.1999 №30 -З «О муниципальной службе в Республике Мордовия»), в стаж муниципальной службы включается время работы в органах местного самоуправления Республики Мордовия.
Из приведенных выше норм следует, что периоды работы в качестве главного бухгалтера сельсовета, сельской администрации, администрации сельского поселения, связанный с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей, необходимо относить к периоду работы, включаемому в стаж муниципальной службы. С 08.06.1999 г. замещение муниципальной должности главного бухгалтера органа местного самоуправления подлежит включению в стаж муниципальной службы в соответствии с Законом Республики Мордовия от 08.06.1999 №30 -З «О муниципальной службе в Республике Мордовия»).
Истица Агунькина М.В. полагает, что проработав весь вышеуказанный период, она исполняла обязанности, связанные с замещением муниципальной должности, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения, ответственностью за осуществление этих полномочий, работала в бухгалтерии одна, выполняла одну и туже работу по должности главного бухгалтера - работа ее была ответственной, за все финансирование она отвечала наравне с председателем сельского Совета, имела право второй подписи, составляла сметы расходов и расчетов к ним, начисляла заработную плату, вела полный учет поступающих денежных средств, их движение, составляла бухгалтерский отчет, отчитывалась перед райфинотделом, отдавала сведения в ЦСУ, составляла вместе с председателем сельского Совета сельский бюджет, что не оспаривается в судебном заседании представителем ответчика - Главой Пуркаевского сельского поселения Тябиной Н.М., и подтверждено показаниями свидетелей К.М.С. и К.Л.П.
В имеющихся в материалах дела расчетно-платежных ведомостях должность Агунькиной М.В. указана также как «главный бухгалтер».
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд, на основании перечисленных доказательств, представленных сторонами, считает, что все условия, требуемые законодательством, а именно:
- для получения пенсии за выслугу лет необходимо иметь стаж муниципальной службы не менее 15 лет;
- замещать муниципальные должности муниципальной службы Республики Мордовия в Республике Мордовия, установленные реестрами соответствующих должностей, не менее пяти лет;
- достичь пенсионного возраста;
- а также быть уволенной с муниципальной службы, по основаниям, предусмотренным законом, нашли свое подтверждение в суде.
На момент назначения Агунькиной М.В. пенсии за выслугу лет, последняя имеет возраст ** лет, что превышает установленный законом о пенсионном обеспечении возраст в 55 лет (женщины).
Стаж муниципальной службы истицы на момент ее увольнения в связи с от 30.04.2002 г. составляет более 15 лет.
Должность «главный бухгалтер» была предусмотрена реестром муниципальных должностей, установленным Законом Республики Мордовия «О муниципальной службе в Республике Мордовия» от 08.06.1999 г.
Уволена Агунькина М.В. по основанию, дающему право на пенсию за выслугу лет.
Отсутствие записей в трудовой книжке об изменении наименования муниципальной должности не может служить основанием для исключения соответствующих периодов работы из стажа муниципальной службы.
Также как не должна ограничивать право истицы на получение пенсии за выслугу лет неправильная, как установлено в судебном заседании, запись в трудовой книжке (централизованная бухгалтерия), поскольку, как установлено в судебном заседании из показаний истицы, свидетелей К.М.С. и К.Л.П., не оспоренных представителем ответчика, централизованной бухгалтерии в Пуркаевском сельском Совете не было, Агунькина М.В. в должности главного бухгалтера работала одна, свои функциональные обязанности в сельсовете исполняли всего три человека - председатель сельсовета, главный бухгалтер (Агунькина М.В.) и секретарь (К.Л.П.), не считая должности технички.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что отказ Главы администрации Пуркаевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия в назначении пенсии за выслугу лет является незаконным, требования истицы об устранении нарушений ее прав и возложении на ответчика обязанности произвести назначение пенсии за выслугу лет со дня обращения с заявлением к ответчику для назначения ей пенсии за выслугу лет обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требований о возмещении судебных расходов не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Агунькиной Марии Валентиновны к Администрации Пуркаевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главы администрации Пуркаевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия Тябиной Н.М. в назначении пенсии за выслугу лет Агунькиной М.В. в соответствии с Законом Республики Мордовия от 08.06.1999 №30-З «О муниципальной службе в Республике Мордовия».
Обязать администрацию Пуркаевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия произвести Агунькиной М.В. назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Мордовия от 08.06.1999 №30 -З «О муниципальной службе в Республике Мордовия» за период работы с 01.08.1978 г. по 30.04.2002 г. в *** Дубенского района Республики Мордовия, с 14 мая 2010 года.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия с момента принятия судом решения в окончательной форме, с 26 июля 2010 года.
Председательствующий: Татаркина Г.Г.
Судья Дубенского
районного суда РМ: Татаркина Г.Г.