О возложении обязанности устранить нарушения законодательства, регламентирующего охрану здоровья учащихся при осуществлении образовательной деятельности



Дело №2-96/11Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Занькина Д.В.,

с участием помощника прокурора Ситкина Д.А.,

при секретаре Конновой Е.Н.,

12 мая 2011 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Дубёнки гражданское дело по иску прокурора Дубёнского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, к администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия, муниципальному образовательному учреждению «Чеберчинская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства, регламентирующего охрану здоровья учащихся при осуществлении образовательной деятельности,

установил:

Прокурор Дубёнского района Республики Мордовия, действующий в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указав, что проведённой прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства об охране здоровья учащихся при осуществлении образовательной деятельности в муниципальном образовательном учреждении (МОУ) «Чеберчинская основная общеобразовательная школа» выявлены нарушения. В ходе проведённой проверки установлено, что в данном учебном учреждении отсутствует медицинский кабинет с соответствующими условиями для работы медицинских работников, школа не укомплектована квалифицированными кадрами медицинских работников. Выявленные проверкой нарушения влекут невозможность обеспечить условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Кроме того, отсутствие медицинского кабинета и штатного медицинского работника (либо медицинских работников, закрепленных учреждением здравоохранения) в вышеназванном образовательном учреждении не позволяет обеспечить своевременное оказание медицинской помощи 41 несовершеннолетнему учащемуся при возникновении необходимости. В свою очередь администрацией Дубёнского муниципального района Республики Мордовия не принимается каких-либо мер к устранению имеющихся нарушений, соответствующие денежные средства на оборудование медицинского кабинета образовательному учреждению не выделены. Бездействие ответчиков, установленное в ходе прокурорской проверки повлекло существенное нарушение прав несовершеннолетних, обучающихся в названном учреждении, вызвало угрозу для их жизни и здоровья. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов неопределённого круга лиц. В связи с этим с исковым заявлением в защиту неопределённого круга лиц обращается прокурор в соответствии со статьёй 45 ГПК Российской Федерации. Просит суд возложить на МОУ «Чеберчинская основная общеобразовательная школа» обязанность устранить допущенные нарушения и в трёхмесячный срок выполнить следующие действия: оборудовать в здании школы медицинский кабинет для работы медицинских работников в соответствии с требованиями санитарных норм, организовать медицинское обслуживание учащихся путём получения лицензии на осуществление медицинской деятельности и введения в штатное расписание должности медицинского работника, либо путём заключения договора с медицинским учреждением, имеющим лицензию на оказание медицинских услуг. Кроме того, просит суд возложить на администрацию Дубёнского муниципального района Республики Мордовия обязанность выделить МОУ «Чеберчинская основная общеобразовательная школа» денежные средства, необходимые на выполнение вышеназванных мероприятий, а также взыскать с ответчиков государственную пошлину, от уплаты которой прокурор освобождён по закону.

В судебном заседании помощник прокурора Дубёнского района Республики Мордовия Ситкин Д.А. заявленные исковые требования поддержал частично, изменив их, суду пояснил, что по основаниям, изложенным в исковом заявлении, прокурор в настоящее время просит суд возложить на администрацию Дубёнского муниципального района Республики Мордовия и МОУ «Чеберчинская основная общеобразовательная школа» обязанность устранить допущенные нарушения и в трёхмесячный срок организовать медицинское обслуживание учащихся указанного образовательного учреждения, путём заключения договора с медицинским учреждением, имеющим лицензию на оказание медицинских услуг. Также просит взыскать с МОУ «Чеберчинская основная общеобразовательная школа» государственную пошлину, от уплаты которой прокурор освобождён по закону. От остальной части исковых требований прокурор отказывается.

Представитель ответчика - администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия - Самаркин И.А., действующий на основании доверенности в пределах своих полномочий, иск признал, суду пояснил, что исковые требования прокурора он считает обоснованными и возражений против их удовлетворения не имеет.

Представитель ответчика - директор МОУ «Чеберчинская основная общеобразовательная школа» Шепелев Ю.Д. иск признал, суду пояснил, что все допущенные нарушения будут устранены в ближайшие время. Иск прокурора Дубёнского района Республики Мордовия он считает обоснованным и просит суд его удовлетворить.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Свой вывод суд основывает следующим:

Как установлено в судебном заседании в помещении МОУ «Чеберчинская основная общеобразовательная школа» расположен фельдшерско-акушерский пункт, однако медицинское обслуживание учащихся указанного образовательного учреждения проводится в виде ежегодного осмотра и носит профилактический характер. Ежедневное медицинское обслуживание обучающихся не обеспечивается, в виду отсутствия соответствующего договора с медицинским учреждением, имеющим лицензию на оказание медицинских услуг.

Указанные обстоятельства ответчиками не оспариваются.

Как следует из имеющихся в деле документов, права собственника имущества и полномочия права собственника имущества, а также полномочия учредителя МОУ «Чеберчинская основная общеобразовательная школа» осуществляет администрация Дубёнского муниципального района Республики Мордовия.

В соответствии со статьёй 210 ГК Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» (в редакции от 02 февраля 2011 г.), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 03 мая 2011 г.), к вопросам местного значения муниципального района в числе прочего относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» (в редакции от 02 февраля 2011 г.) образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 51 указанного Закона, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, в том числе внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 28 сентября 2010 г.), в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В силу пункта 23 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. №196 (в редакции от 10 марта 2009 г.), медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплён органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несёт ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся.

Согласно пункту 2.10.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 44, все общеобразовательные учреждения укомплектовываются квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров.

Требования к оборудованию медицинского кабинета в образовательном учреждении определены приложением №1 СанПиН 2.4.2. 1178-02.

В соответствии со статьёй 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд считает, что в исковом заявлении прокурором Дубёнского района Республики Мордовия сделан обоснованный вывод о том, что учредитель и администрация образовательного учреждения в должной мере не обеспечивают охрану жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся.

Таким образом, в данном случае, по мнению суда, иск прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц целесообразен и обоснован, поскольку он основан на требованиях Закона Российской Федерации «Об образовании» и действующих санитарно- эпидемиологических правилах и нормативов.

В связи с вышеизложенным, учитывая фактическое признание ответчиками заявленных исковых требований, суд считает необходимым, удовлетворив иск прокурора Дубёнского района Республики Мордовия, возложить на администрацию Дубёнского муниципального района Республики Мордовия и муниципальное образовательное учреждение «Чеберчинская основная общеобразовательная школа» обязанность устранить нарушения и в трёхмесячный срок организовать медицинское обслуживание учащихся указанного образовательного учреждения, путём заключения договора с медицинским учреждением, имеющим лицензию на оказание медицинских услуг.

В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд взыскивает с муниципального образовательного учреждения «Чеберчинская основная общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход государства, от уплаты которой прокурор Дубёнского района Республики Мордовия освобождён по закону.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Дубёнского района Республики Мордовия удовлетворить.

Возложить на администрацию Дубёнского муниципального района Республики Мордовия и муниципальное образовательное учреждение «Чеберчинская основная общеобразовательная школа» обязанность устранить нарушения и в трёхмесячный срок организовать медицинское обслуживание учащихся указанного образовательного учреждения, путём заключения договора с медицинским учреждением, имеющим лицензию на оказание медицинских услуг.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Чеберчинская основная общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход бюджета Дубёнского муниципального района Республики Мордовия в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия через Дубёнский районный суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий Д.В. Занькин