О понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов



Дело №2-214/11РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Занькина Д.В.,

с участием помощника прокурора Аниськиной И.Ю.,

при секретаре Конновой Е.Н.,

06 июля 2011 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Дубёнки гражданское дело по           иску прокурора Дубёнского района Республики Мордовия, действующего в защиту           интересов неопределённого круга лиц, к администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,

установил:

Прокурор Дубёнского района Республики Мордовия, действующий в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику,         указав, что проведённой прокуратурой района проверкой исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в деятельности администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия выявлены нарушения указанного законодательства. Проверкой установлено, что вход в здание муниципального учреждения культуры         (МУК) «Дубёнский районный Дом культуры» не оборудован пандусом и поручнями, как того требует законодательство о социальной защите инвалидов. Здание МУК «Дубёнский районный Дом культуры» принадлежит на праве собственности администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия, а само указанное учреждение культуры находится в её ведомственном подчинении. Таким образом, администрацией Дубёнского муниципального района Республики Мордовия не обеспечены, предусмотренные федеральным законодательством возможности инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры, что в свою очередь препятствует реализации их прав, посягает на их право, на социальную реабилитацию и достижения ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов неопределённого круга лиц.          В связи с этим с исковым заявлением в защиту неопределённого круга лиц обращается прокурор в соответствии со статьёй 45 ГПК Российской Федерации. Просит суд обязать администрацию Дубёнского муниципального района Республики Мордовия оборудовать пандусом и поручнями, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, вход в здание МУК «Дубёнский районный Дом культуры», расположенное по адресу: Республика Мордовия, Дубёнский муниципальный район, с.Дубёнки, ул.Центральная,11.

В судебном заседании помощник прокурора Дубёнского района Республики Мордовия Аниськина И.Ю., заявленные исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика - администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия - Каргина О.Н., действующая на основании доверенности в пределах своих полномочий, иск признала, суду пояснила, что исковые требования прокурора она считает обоснованными и возражений против их удовлетворения не имеет.

Представитель заинтересованного лица - МУК «Дубёнский районный Дом культуры», в судебное заседание не явился по неизвестной причине, надлежащим образом был извещён о месте и времени его проведения, в связи с чем суд в соответствии со статьёй 167 ГПК Российской Федерации принял решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Свой вывод суд основывает следующим:

Как установлено в судебном заседании вход в здание МУК «Дубёнский районный Дом культуры» не оборудован пандусом и поручнями.

Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.

Как следует из имеющихся в деле документов, права собственника имущества и полномочия права собственника имущества, а также полномочия учредителя                     МУК «Дубёнский районный Дом культуры» осуществляет администрация Дубёнского муниципального района Республики Мордовия.

В соответствии со статьёй 210 ГК Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 296 ГК Российской Федерации учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ        «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 09 декабря     2010 г.) органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно положениям вышеназванной нормы закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, к которым относится и здание МУК «Дубёнский районный Дом культуры».

Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СНиП 35-01-2001), утверждённые постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, к маломобильным группам населения относят людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.          К маломобильным группам в частности отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.

Пункт 3.9 указанных правил в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривает, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъёма.

Данные СНиП 35-01-2001 предусматривают, в том числе определённые требования к лестницам и пандусам, необходимых для подъёма маломобильных групп населения (раздел 3, пункты 3.14, 3.17, 3.27-3.33).

Названными правилами также определено, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах - колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями (раздел 3, пункты 3.14, 3.17, 3.32).

В соответствии со статьёй 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд считает, что в исковом заявлении прокурором Дубёнского района Республики Мордовия сделан обоснованный вывод о том, что администрацией Дубёнского муниципального района Республики Мордовия надлежащим образом не исполняются требования действующего законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) к объектам социальной инфраструктуры.

Таким образом, в данном случае, по мнению суда, иск прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц целесообразен и обоснован, поскольку он основан на требованиях Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и действующих строительных норм и правил.

В связи с вышеизложенным, учитывая признание представителем ответчика заявленных исковых требований, суд считает необходимым, удовлетворив иск          прокурора Дубёнского района Республики Мордовия, обязать администрацию Дубёнского муниципального района Республики Мордовия оборудовать пандусом и поручнями,                в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 вход в здание муниципального учреждения культуры «Дубёнский районный Дом культуры», расположенное по адресу: Республика Мордовия, Дубёнский муниципальный район, с.Дубёнки, ул.Центральная, 11.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Дубёнского района Республики Мордовия удовлетворить.

Обязать администрацию Дубёнского муниципального района Республики Мордовия оборудовать пандусом и поручнями, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 вход в здание муниципального учреждения культуры «Дубёнский районный Дом культуры», расположенное по адресу: Республика Мордовия, Дубёнский муниципальный район, с.Дубёнки, ул.Центральная, 11.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия через Дубёнский районный суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий                                                                                                Д.В. Занькин