Именем Российской Федерации Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Занькина Д.В., с участием помощника прокурора Аниськиной И.Ю., при секретаре Конновой Е.Н., 14 сентября 2011 г. рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Дубёнки гражданское дело по иску прокурора Дубёнского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, к администрации Моргинского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия о постановке на учёт объекта бесхозяйного недвижимого имущества, установил: Прокурор Дубёнского района Республики Мордовия, действующий в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав, что проведённой прокуратурой района проверкой установлено, что в 340 м южнее дома №11 по ул.Новая с.Морга Дубёнского муниципального района Республики Мордовия, расположено общественное кладбище, собственник которого отсутствует. В связи с отсутствием собственника общественного кладбища и бездействием ответчика по его определению и постановке на учёт, контроль за состоянием кладбища никем не осуществляется, меры по обеспечению его безопасности не принимаются. Ввиду этого не соблюдаются Рекомендации о порядке похорон и содержания кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, разработанные Госстроем Российской Федерации. Кроме того, на кладбище с.Морга захоронения проводятся гражданами стихийно, без разрешения органов местного самоуправления, без учёта санитарных правил и норм СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Помимо этого, не определена санитарно-защитная зона кладбища, устройство могил производится без учёта экологических и санитарно-эпидемиологических требований, процесс погребения умерших от инфекций и имеющих высокий радиоактивный фон не контролируется. Таким образом, отсутствие собственника общественного кладбища влечёт невозможность обеспечения сохранности не только данного объекта недвижимости, но и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, поскольку оно оказывает экологическую нагрузку на окружающую среду. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов неопределённого круга лиц. В связи с этим с исковым заявлением в защиту неопределённого круга лиц обращается прокурор в соответствии со статьёй 45 ГПК Российской Федерации. Просит суд обязать администрацию Моргинского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учёт объекта бесхозяйного недвижимого имущества - общественного кладбища, расположенного в 340 м южнее дома №11 по ул.Новая с.Морга Дубёнского муниципального района Республики Мордовия, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации №580 от 17.09.2003 г. В судебном заседании помощник прокурора Дубёнского района Республики Мордовия Аниськина И.Ю. заявленные исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям. Представитель ответчика - администрации Моргинского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия Фролов С.Д. иск признал, суду пояснил, что действительно общественное кладбище, расположенное в с.Морга не имеет собственника. В связи с этим иск прокурора Дубёнского района Республики Мордовия он считает обоснованным и просит суд его удовлетворить. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению. Свой вывод суд основывает следующим: Из имеющихся в деле документов усматривается, что в 340 м южнее дома №11 по ул.Новая с.Морга Дубёнского муниципального района Республики Мордовия, расположено общественное кладбище, которое на балансе у кого-либо не числится, его собственник не определён. Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются. В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Исходя из смысла данной нормы гражданского законодательства, общественные кладбища, являются объектами недвижимого имущества, в силу их прочной связи с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Согласно пункту 22 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 25 июля 2011 г.) к вопросам местного значения относятся в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Аналогичные положения закреплены и в пункте 23 статьи 6 Устава Моргинского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия. Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в редакции от 25 ноября 2009 г.) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учётом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На основании Закона Республики Мордовия от 28.12.2004 г. №118-3 «Об установлении границ муниципальных образований Дубёнского муниципального района, Дубёнского муниципального района и наделении их статусом сельского поселения и муниципального района» (в редакции от 12.03.2010 г.) указанное общественное кладбище находится на территории Моргинского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия. В соответствии с пунктом 2 статьи 212 ГК Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно пункту 2 статьи 125 ГК Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В связи с этим, учитывая, что вышеуказанное общественное кладбище на балансе у кого-либо не числится и его собственник не определён, суд считает, что данное кладбище является бесхозяйной недвижимой вещью. В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В силу пункта 2 Положения «О принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. №580, принятие на учёт и снятие с учёта объектов недвижимого имущества осуществляет территориальный орган Федеральной регистрационной службы - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Согласно пункту 5 вышеназванного Положения, принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов. В соответствии со статьёй 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Суд считает, что в исковом заявлении прокурором Дубёнского района Республики Мордовия сделан обоснованный вывод о том, что отсутствие собственника у вышеназванного общественного кладбища влечёт невозможность обеспечения сохранности данного объекта недвижимости, а также надлежащего обеспечения безопасности жизни и здоровья людей. В связи с вышеизложенным, учитывая признание представителем администрации сельского поселения заявленных прокурором требований, суд считает необходимым, удовлетворить заявление прокурора Дубёнского района Республики Мордовия. При этом суд возлагает на администрацию Моргинского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учёт объекта бесхозяйного недвижимого имущества - общественного кладбища, расположенного в 340 м южнее дома №11 по ул.Новая с.Морга Дубёнского муниципального района Республики Мордовия, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации №580 от 17.09.2003 г. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд решил: Иск прокурора Дубёнского района Республики Мордовия удовлетворить. Обязать администрацию Моргинского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учёт объекта бесхозяйного недвижимого имущества - общественного кладбища, расположенного в 340 м южнее дома №11 по ул.Новая с.Морга Дубёнского муниципального района Республики Мордовия, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации №580 от 17.09.2003 г. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия через Дубёнский районный суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий Д.В. Занькин