Иск о признании незаконным отказа по включению периодов работы в специальный трудовой стаж, возложении обязанности включения периодов работы в специальный трудовой стаж, досрочном назначении трудовой пенсии по старости оставлен без удовлетворения



Дело №2-251/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Занькина Д.В.,

при секретаре Конновой Е.Н.,

с участием истицы Чичайкиной Т.Я., представителя ответчика Наумкина А.Н., действующего на основании доверенности,

26 сентября 2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Дубёнки гражданское дело по иску Чичайкиной Татьяны Яковлевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным отказа по включению периодов работы в специальный трудовой стаж, возложении обязанности включения периодов работы в специальный трудовой стаж, досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

установил:

Чичайкина Т.Я. обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав, что 05.05.2011 г. она обратилась с заявлением в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением лечебной деятельности. Однако в назначении пенсии ей было отказано, поскольку ответчик не включил в льготный стаж период её учёбы в медицинском училище, а также период её работы в должности фельдшера военкомата. Считает отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии необоснованным и просит суд обязать ответчика включить ей в специальный трудовой стаж вышеуказанные периоды учёбы и работы в льготном исчислении, с досрочным назначением трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании истица Чичайкина Т.Я. свои требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, при этом, уточнив их, суду дополнительно пояснила, что в период с 01.09.1981 года по 01.07.1983 года она проходила обучение в Саранском медицинском училище Минздрава Мордовской АССР, где по итогам обучения ей присвоена квалификация медицинской сестры. После окончания медицинского училища она работала в должности медицинской сестры, заведующей медицинского пункта и работа в указанных должностях зачтена ей в специальный стаж. В период с 24.04.1995 года по 31.08.2007 года она работала в качестве фельдшера в военном комиссариате Дубёнского района Республики Мордовия, где также осуществляла лечебную деятельность. С 08.05.2008 года по настоящее время она работает в должности медицинской сестры МУЗ «Дубёнская центральная районная больница». 05.05.2011 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Решением ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия от 13.05.2011 года в её специальный стаж была включена работа после окончания обучения, а именно в качестве медицинской сестры и заведующей медицинского пункта, а также её работа в должности медицинской сестры в настоящее время. Вместе с тем в специальный стаж ей не засчитали вышеназванный период обучения и период работы фельдшером в военном комиссариате, которые по её мнению подлежат к зачислению в специальный стаж. Считает, что действовавшее на момент её трудоустройства в военный комиссариат законодательство улучшало её положение. Также полагает, что её работа в военном комиссариате была связана с исполнением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Просит суд признать незаконным отказ ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия по включению указанных периодов учёбы и работы в её специальный трудовой стаж, включив их в специальный трудовой стаж и досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с 05.05.2011 года.

Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия Наумкин А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что требования Чичайкиной Т.Я. он считает необоснованными, поскольку они противоречат закону. Требуемый истицей к зачёту в специальный трудовой стаж период её обучения в медицинском училище, в соответствии с действующим законодательством включён ей в общий трудовой стаж. Период работы Чичайкиной Т.Я. в должности фельдшера военного комиссариата Дубёнского района Республики Мордовия также не подлежит включению в её специальный медицинский стаж, поскольку военный комиссариат не является учреждением здравоохранения. Также военный комиссариат не значится как учреждение, работа в котором даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. В связи с этим в удовлетворении исковых требований Чичайкиной Т.Я. просит суд отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Чичайкиной Т.Я. удовлетворению не подлежат.

Свой вывод суд основывает следующим:

Из имеющейся в материалах дела копии диплома на имя Чичайкиной Т.Я. следует, что она в период с 01.09.1981 года по 01.07.1983 года проходила обучение в Саранском медицинском училище Минздрава Мордовской АССР, где по итогам обучения ей присвоена квалификация медицинской сестры (л.д.4).

Согласно трудовой книжке Чичайкина Т.Я. имеет следующий трудовой стаж работы: в период с 11.07.1983 г. по 06.06.1985 г. – медицинская сестра физиотерапевтического кабинета Кабаевского профилактория, с 16.08.1985 г. по 12.07.1986 г. – воспитательница детского сада колхоза «Победа», с 03.09.1986 г. по 31.12.1994 г. – заведующая Знаменским медицинским пунктом, с 24.04.1995 г. по 31.08.2007 г. – фельдшер военного комиссариата Дубёнского района, с 08.05.2008 г. по настоящее время – медицинская сестра офтальмологического кабинета МУЗ «Дубёнская ЦРБ» (л.д.5-7).

Из имеющихся в деле данных следует, что 05.05.2011 года Чичайкина Т.Я. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Решением начальника ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия №16 от 13.05.2011 г. истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа, предусмотренного подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (требуется 25 лет, имеется 14 лет 08 месяцев 20 дней) (л.д.20-21).

В специальный стаж Чичайкиной Т.Я. ответчиком в календарном порядке исчисления зачтены следующие периоды работы: с 11.07.1983 г. по 06.06.1985 г. в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета Кабаевского профилактория Дубёнской центральной районной больницы, с 03.09.1986 г. по 31.12.1994 г. в должности заведующей Знаменским медицинским пунктом, с 08.05.2008 г. по 05.05.2011 г. в должности медицинской сестры офтальмологического кабинета Дубёнской центральной районной больницы, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации, отпусков по беременности и родам, отпусков по уходу за ребёнком.

В специальный стаж Чичайкиной Т.Я. ответчиком не засчитан период работы в должности фельдшера военного комиссариата Дубёнского района Республики Мордовия с 24.04.1995 г. по 31.08.2007 г., а также отпуска без сохранения заработной платы.

Оспариваемое решение ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия, по мнению суда, является законным.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от 01 июля 2011 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

По смыслу названной нормы закона досрочная трудовая пенсия по старости назначается при одновременном наличии двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения.

Право на досрочную трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 вышеназванного Федерального закона возникает у истицы при наличии 25-летнего специального стажа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 вышеприведённого Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном списке такое учреждение, как «военный комиссариат» не значится в качестве учреждения, работа в котором даёт право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Аналогичным образом учреждение «военный комиссариат» не значится, как учреждение здравоохранения и в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утверждённой Приказом Минздравсоцразвития от 07 октября 2005 г. №627 (в редакции от 19 ноября 2008 г.).

Равным образом военный комиссариат не обладал статусом учреждения здравоохранения и на момент начала трудовой деятельности истицы в данном учреждение.

Поскольку в действующих на тот момент Номенклатуре учреждений здравоохранения, утверждённой Приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395 и Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1991 года № 464, учреждение «военный комиссариат» также не значилось в качестве учреждения здравоохранения.

Из имеющихся в материалах дела функциональных обязанностей фельдшера (секретаря военно-врачебной комиссии) следует, что в обязанности Чичайкиной Т.Я. в числе прочего входило: организация проведения лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, подлежащих призыву на военную службу, обследования и медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учёт, призыве на военную службу, поступающих в военные образовательные учреждения профессионального образования и на военную службу по контракту, а также пребывающих в запасе.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Чичайкина Т.Я. выполняла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении (военном комиссариате), работа в котором не даёт право на досрочное назначение пенсии по старости. Соответственно, необходимые условия для назначения ей трудовой пенсии по старости отсутствуют.

В связи с этим суд считает, что истица не имеет право на включение её периода работы в должности фельдшера в военном комиссариате Дубёнского района Республики Мордовия в стаж, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Довод истицы о том, что ранее действующий Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (утратил силу с 01 января 2002 г.) улучшал её положение, по мнению суда, основан на неверном толковании норм материального права.

Также суд не принимает во внимание показания допрошенных в судебном заседании по ходатайству истицы свидетелей и признаёт их недопустимыми доказательствами. Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от 01 июля 2011 г.) характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от 01 июля 2011 г.) в целях определения расчётного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 г., в которую в числе прочего включаются периоды подготовки к профессиональной деятельности, в данном случае обучение в училище.

Исходя из названной нормы закона, суд приходит к выводу, что вышеуказанный период обучения истицы в медицинском училище, подлежит включению в её общий трудовой стаж, поскольку действующим пенсионным законодательством не предусмотрена возможность включения периода учёбы в учебных заведениях в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии.

В связи с этим, суд считает, что ответчиком обоснованно включён в общий трудовой стаж Чичайкиной Т.Я. период её обучения в медицинском училище, а довод истицы в данной части, по мнению суда, является несостоятельным, поскольку он противоречит действующему законодательству.

Учитывая, что общий стаж истицы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, на момент подачи заявления составляет менее 25 лет, суд не находит оснований о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Чичайкиной Т.Я. суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Иск Чичайкиной Татьяны Яковлевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным отказа по включению периодов работы в специальный трудовой стаж, возложении обязанности включения периодов работы в специальный трудовой стаж, досрочном назначении трудовой пенсии по старости – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия через Дубёнский районный суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий Д.В. Занькин