О возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности электрических сетей



Дело №2-54/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Занькина Д.В.,

с участием помощника прокурора Аниськиной И.Ю.,

представителя ответчика – администрации Пуркаевского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия Радаевой Т.В.,

при секретаре Конновой Е.Н.,

27 марта 2012 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Дубёнки гражданское дело по иску прокурора Дубёнского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Пуркаевского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности электрических сетей,

установил:

Прокурор Дубёнского района Республики Мордовия обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности электрических сетей на территории Дубёнского муниципального района Республики Мордовия. В ходе проверки установлено, что администрацией Пуркаевского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия допущены существенные нарушения указанного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей данного муниципального образования. В частности установлено, что по территории названного сельского поселения, а именно от опоры №1, расположенной вблизи здания бывшего детского сада на ул.Пуркаева с.Пуркаево до трансформатора, расположенного на территории ГБСУ СОССЗН «Пуркаевский психоневрологический интернат» проходит электрическая линия протяжённостью 700 м. Ответственность за надлежащее техническое состояние электрических сетей, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Обязанность по осуществлению таких мер возложена действующим законодательством на органы местного самоуправления. Как показала проверка собственник или эксплуатирующая организации вышеназванной линии электропередач неизвестны, следовательно, она является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. До настоящего времени каких-либо мер со стороны органа местного самоуправления по обеспечению безопасности электрических сетей принято не было. Дальнейшее бездействие со стороны администрации сельского поселения может привести к таким последствиям, как разрушение электрических сетей, которые могут повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, влекущих человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери. Таким образом, бездействие ответчика выразившиеся в непринятии мер по постановке на учёт бесхозяйных электрических сетей, существенно нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц проживающих на территории Пуркаевского сельского поселения. В связи с этим с исковым заявлением в защиту неопределённого круга лиц обращается прокурор в соответствии со статьёй 45 ГПК Российской Федерации. Просит суд возложить на администрацию Пуркаевского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия обязанность принять меры к постановке на государственный регистрационный учёт объекта бесхозяйного недвижимого имущества – электрической линии ВЛ 10 кВ, проходящей от опоры №1 КТП-61/100 кВ, расположенной вблизи бывшего здания детского сада на ул.Пуркаева с.Пуркаево Дубёнского района Республики Мордовия до находящегося на балансе ГБСУ СОССЗН «Пуркаевский психоневрологический интернат» и расположенного на его территории трансформатора КТП-А 190/100 кВА, с целью принятия в дальнейшем на баланс муниципального образования и (или) передачи её специализированной организации, осуществляющей эксплуатацию электрической сети и оказывающей услуги, связанные с подачей электроэнергии потребителям.

В судебном заседании помощник прокурора Дубёнского района Республики Мордовия Аниськина И.Ю. заявленные исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика – администрации Пуркаевского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия Радаева Т.В. в судебном заседании пояснила, что заявленные прокурором требования она считает обоснованными и возражений против их удовлетворения не имеет.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором Дубёнского района Республики Мордовия требования подлежат удовлетворению.

Свой вывод суд основывает следующим:

Из имеющихся в деле документов усматривается, что электрическая линия ВЛ 10 кВ, проходящая от опоры №1 КТП-61/100 кВ, расположенной вблизи бывшего здания детского сада на ул.Пуркаева с.Пуркаево Дубёнского района Республики Мордовия до находящегося на балансе ГБСУ СОССЗН «Пуркаевский психоневрологический интернат» и расположенного на его территории трансформатора КТП-А 190/100 кВА, в настоящее время на балансе у кого-либо не числится, её собственник не определён.

Указанные обстоятельства представителем администрации Пуркаевского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия не оспариваются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Под сооружением связи понимается совокупность средств, линий и сетей связи, используемых для выполнения технологически завершённых функций в процессе оказания услуг связи.

Исходя из смысла вышеуказанной нормы гражданского законодательства, сооружения, к которым следует отнести, в том числе и сооружения связи, наряду с линиями электропередач отнесены к сложным объектам, объектам капитального строительства, что позволяет отнести их к недвижимому имуществу в силу закона.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 06 декабря 2011 г.) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

К вопросам местного значения поселения также относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подпункты 8 и 23 указанной нормы).

В силу части 1 статьи 37 вышеуказанного Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из Закона Республики Мордовия от 28.12.2004 г. №118-3 «Об установлении границ муниципальных образований Дубёнского муниципального района, Дубёнского муниципального района и наделении их статусом сельского поселения и муниципального района» (с изменениями от 07.09.2011 г.) указанная электрическая линия проходит по территории Пуркаевского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия.

Согласно пункту 2 статьи 212 ГК Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 1 статьи 225 ГК Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В связи с этим, учитывая, что вышеуказанная электрическая линия на балансе у кого-либо не числится и её собственник не определён, суд считает, что данная линия электропередач является бесхозяйной недвижимой вещью.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу пункта 2 Положения «О принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. №580, принятие на учёт и снятие с учёта объектов недвижимого имущества осуществляет территориальный орган Федеральной регистрационной службы - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Согласно пункту 5 вышеназванного Положения, принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.

В соответствии со статьёй 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд считает, что в исковом заявлении прокурором Дубёнского района Республики Мордовия сделан обоснованный вывод о том, что отсутствие собственника у вышеназванной линии электропередач влечёт невозможность обеспечения безопасности данного объекта недвижимости, а также надлежащего обеспечения безопасности жизни и здоровья людей.

В связи с вышеизложенным, учитывая фактическое признание представителем ответчика заявленных исковых требований, суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора Дубёнского района Республики Мордовия. При этом суд возлагает на администрацию Пуркаевского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия обязанность принять меры к постановке на государственный регистрационный учёт объекта бесхозяйного недвижимого имущества – электрической линии ВЛ 10 кВ, проходящей от опоры №1 КТП-61/100 кВ, расположенной вблизи бывшего здания детского сада на ул.Пуркаева с.Пуркаево Дубёнского района Республики Мордовия до находящегося на балансе ГБСУ СОССЗН «Пуркаевский психоневрологический интернат» и расположенного на его территории трансформатора КТП-А 190/100 кВА.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Дубёнского района Республики Мордовия удовлетворить.

Обязать администрацию Пуркаевского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия принять меры к постановке на государственный регистрационный учёт объекта бесхозяйного недвижимого имущества – электрической линии ВЛ 10 кВ, проходящей от опоры №1 КТП-61/100 кВ, расположенной вблизи бывшего здания детского сада на ул.Пуркаева с.Пуркаево Дубёнского района Республики Мордовия до находящегося на балансе ГБСУ СОССЗН «Пуркаевский психоневрологический интернат» и расположенного на его территории трансформатора КТП-А 190/100 кВА.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Дубёнский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий Д.В. Занькин