О признании незаконным бездействия администрации Дубёнского муниципального района по непринятию антинаркотического плана района, возложении обязанности по его разработке и утверждению



Дело №2-202/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Занькина Д.В.,

с участием прокурора Дубёнского района Республики Мордовия Сухова Д.А.,

представителя администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия Каргиной О.Н., действующей на основании доверенности от 09.04.2012 г.,

при секретаре Конновой Е.Н.,

13 июня 2012 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Дубёнки гражданское дело по заявлению прокурора Дубёнского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия по непринятию антинаркотического плана, возложении обязанности по его разработке и утверждению,

установил:

Прокурор Дубёнского района Республики Мордовия обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсоров в деятельности администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия. В ходе проверки установлено, что вышеназванной администрацией не был разработан и утверждён антинаркотический план Дубёнского муниципального района, предусмотренный пунктом 46 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г., утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. №690. Непринятие мер в данном направлении деятельности может повлечь за собой распространение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории указанного района, а также создаёт угрозу национальной безопасности, ведёт к уменьшению численности молодого трудоспособного населения, вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков. Наличие реальной угрозы возможности распространения наркотических средств, как правило, влечёт за собой распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, которым может быть подвержено не только население данного района, но и граждане, находящиеся на его территории временно, а также проживающие на близлежащих территориях, то есть неопределённый круг лиц. Таким образом, бездействие главы администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия по непринятию антинаркотического плана Дубёнского муниципального района существенным образом нарушает право на безопасность жизни и здоровья неопределённого круга лиц, что является основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в интересах последних. Просит суд признать незаконным бездействие главы администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия выразившееся в непринятии антинаркотического плана Дубёнского муниципального района, возложив на него обязанность по разработке и утверждению названного плана.

В судебном заседании прокурор Дубёнского района Республики Мордовия Сухов Д.А. своё заявление поддержал по указанным в нём основаниям, при этом уточнив свои требования, пояснил, что просит суд признать незаконным бездействие администрации района, а не главы администрации, как ошибочно указано в поданном им заявлении. Также просит суд возложить на администрацию района обязанность разработать и утвердить антинаркотический план Дубёнского муниципального района на 2012 год.

Представитель администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия – Каргина О.Н., действующая на основании доверенности в пределах своих полномочий, в судебном заседании пояснила, что требования прокурора в данном случае она считает необоснованными. Поскольку, учитывая, что администрацией района была разработана целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Дубёнском муниципальном районе на 2011-2015 годы», утверждённая постановлением главы администрации района №62 от 11.02.2011 года, то принятие требуемого плана будет излишним. Также полагает, что прокурор неправомерно обратился в суд в порядке статьи 254 ГПК Российской Федерации, так как не наделён таким правом. В удовлетворении заявленных прокурором требований просит суд отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором Дубёнского района Республики Мордовия требования подлежат удовлетворению.

Свой вывод суд основывает следующим:

В соответствии со статьёй 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно статье 1 Федерального закона от 8.01.1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в редакции от 1 марта 2012 г.), наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включённые в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 указанного Федерального закона органы местного самоуправления в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.

Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. №690, в целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан Российской Федерации по пресечению распространения на территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия).

Согласно пункту 7 раздела 2 Стратегии государственная антинаркотическая политика - это система стратегических приоритетов и мер, а также деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией.

Стратегия государственной антинаркотической политики - официально принятые основные направления государственной политики, определяющие меры, организацию и координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.

В соответствии с пунктом 8 раздела 2 Стратегии антинаркотическая деятельность - деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной антинаркотической политики.

Подпунктом «з» пункта 9 Стратегии установлено, что субъектами антинаркотической деятельности, помимо прочего, являются органы местного самоуправления, в пределах своей компетенции организующие исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.

Согласно пункту 26 Стратегии в формировании системы профилактики немедицинского потребления наркотиков участвуют органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации, граждане, в том числе специалисты образовательных, медицинских и культурно-просветительских учреждений, волонтёры молодёжных организаций.

В соответствии с пунктом 46 Стратегии реализация Стратегии на региональном и муниципальном уровнях осуществляется в форме антинаркотических программ субъектов Российской Федерации и антинаркотических планов органов местного самоуправления.

В данном случае судом установлено, что администрацией Дубёнского муниципального района Республики Мордовия вопреки положениям вышеуказанной Стратегии до настоящего времени не принят антинаркотический план Дубёнского муниципального района, что подтверждается пояснениями представителя указанной администрации в судебном заседании.

Учитывая изложенное, суд считает незаконным бездействие администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия по непринятию антинаркотического плана муниципального района.

Довод представителя администрации о принятии целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Дубёнском муниципальном районе на 2011-2015 годы», по мнению суда, является несостоятельным, поскольку, данная программа была разработана без учёта положений вышеназванной Стратегии.

Согласно статье 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании части первой статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК Российской Федерации в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В данном случае, как считает суд, обращение прокурора в суд с вышеназванным заявлением обусловлено интересами неопределённого круга лиц, поскольку указанным бездействием администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия нарушается право этих лиц на безопасность жизни и здоровья, а также их интересы в области противодействия незаконному обороту наркотических средств.

В связи с этим, довод представителя администрации о неправомерности обращения прокурора в суд, в порядке статьи 254 ГПК Российской Федерации, по мнению суда, основан на неверном толковании норм процессуального права.

В связи с вышеизложенным, суд считает необходимым удовлетворить заявление прокурора Дубёнского района Республики Мордовия. При этом суд признаёт незаконным бездействие администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия по непринятию антинаркотического плана Дубёнского муниципального района на 2012 год и возлагает на указанную администрацию обязанность в месячный срок разработать и утвердить названный план.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Заявление прокурора Дубёнского района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия по непринятию антинаркотического плана Дубёнского муниципального района на 2012 год.

Обязать администрацию Дубёнского муниципального района Республики Мордовия разработать и утвердить антинаркотический план Дубёнского муниципального района на 2012 год, в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Дубёнский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий Д.В. Занькин