Дело № 2- 158/2012
Решение
Именем Российской Федерации
Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Татаркиной Г.Г.,
при секретаре Кудосиной Л.Н.,
с участием истицы Кураевой К.М., её представителя – адвоката Адвокатской палаты Республики Мордовия коллегии адвокатов «Щит» Скороходовой Е.И., представившей удостоверение №443 от 08.04.2009г. и ордер №332 от 05.06.2012г.,
представителя ответчика Наумкина А.Н., действовавшего на основании доверенности №33, выданной 16.01.2012г. начальником Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июня 2012 года в с.Дубёнки гражданское дело по иску Кураевой К.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
установил:
Кураева К.М. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия (далее ГУ – УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ). Свои требования истица мотивирует тем, что она обращалась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением начальника ГУ – УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ №189262 от 09.03.2012г. ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности требуемого педагогического стажа, требуется не менее 25 лет, имеется 15 лет 3 месяца 12 дней. При этом ответчиком не приняты к зачёту в специальный стаж следующие периоды: с 01.09.1980г. по 28.06.1984г. - обучение в музыкальном училище им. Л.П.Кирюкова г.Саранска; с 01.09.1984г. по 30.06.1986г. - работа в должности художественного руководителя Поводимовского СДК; с 01.07.1986г. по 31.08.1986г. - работа в должности художественного руководителя Чеберчинского СДК; работа по совместительству за период с 12.04.1984г. по 31.12.1984г. в Поводимовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате в должности руководителя кружковой работы; отпуск без сохранения заработной платы с 13.06.1994г. по 30.06.1994г.; период работы с 01.01.2001г. по 11.04.2011г. – в должности преподавателя Дубёнской детской школы искусств.
Данное решение считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям:
- 12.04.1984г. она была принята музыкальным руководителем в Поводимовскую вспомогательную школу-интернат (в настоящее время ГСОУ «Поводимовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат») на 0,5 ставки, где в данной должности проработала до 31.08.1985г., что подтверждается тарификационными списками, справками о заработной плате, выписками из приказов, в которых неправильно указана её должность – руководитель кружковой работы, вместо правильной – музыкальный руководитель. Должность музыкальный руководитель поименована Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовой деятельности в Российской Федерации» и также выполняются условия, предусмотренные Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- в период с 13.06.1994г. по 30.06.1994г. она работала по совместительству в должности музыкального руководителя в яслях-саде в колхозе имени Чапаева, Дубёнского района Республики Мордовия, что подтверждается соответствующим приказом и справками о заработной плате. По тем же, вышеуказанным основаниям данный период должен быть зачтён в специальный стаж;
- с 01.09.1986г. и по настоящее время она работает в должности преподавателя МУДОД «Дубёнская детская школа искусств», ранее Дубёнская детская школа искусств (МУДОД «Дубёнская ДШИ»). На 01.01.2001г. имеет специальный педагогический стаж, по её подсчётам – 17 лет 3 дня.
Просит суд признать незаконным и отменить решение ГУ - УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ №189262 от 09.03.2012г., обязать ответчика засчитать ей в специальный стаж следующие периоды: с 12.04.1984г. по 31.08.1985г., с 13.06.1994г. по 30.06.1994г. и с 01.01.2001г. по 11.04.2011г.; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании Кураева К.М. в полном объёме поддержала заявленные требования.
В уточнение исковых требований пояснила, что оспариваемые периоды: с 12.04.1984г. по 31.08.1985г. – это период её работы в должности музыкального руководителя Поводимовской вспомогательной школы-интерната на 0,5 ставки, с 13.06.1994г. по 30.06.1994г. – работа в должности музыкального руководителя в яслях-саде в колхозе имени Чапаева Дубёнского района Республики Мордовия по совместительству с преподавателем Дубёнской детской школы искусств, с 01.01.2001г. по 11.04.2011г. – работа в должности преподавателя МУДОД «Дубёнская ДШИ». Требование о досрочном назначении трудовой пенсии по старости – это требование о назначении досрочной пенсии по старости с конкретной даты – 11 апреля 2011 года, дня, когда она в первый раз обращалась к ответчику с указанным заявлением.
Дополнительно пояснила суду, что никакой, кроме как педагогической деятельностью по воспитанию, обучению детей музыке, она не занималась. Сразу же после окончания музыкального училища по направлению от Министерства культуры Республики Мордовия она была направлена в музыкальную школу с.Дубёнки преподавателем, но ввиду отсутствия рабочего места, устроилась в Поводимовскую вспомогательную школу-интернат (ГСОУ «Поводимовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат») на 0,5 ставки музыкальным руководителем. Работая в должности музыкального руководителя, она выполняла функции педагога, у неё был отдельный кабинет, на каждый урок она составляла план работы, отчитывалась за проведённые занятия, обучала детей музыкальной грамоте, знакомила с биографиями композиторов, сочиняла небольшие произведения, свои уроки она аккомпанировала. Запись о том, что в данный период она работала руководителем кружковой работы, является неправильной. Как музыкальный руководитель она контролировала проведение всех музыкальных кружков в школе-интернате, которые функционировали после обеда, после основных занятий. В 1987 году она с семьёй переехала жить в с.Петровка Дубёнского района Республики Мордовия, где с октября месяца стала работать в колхозе имени Чапаева, в яслях-саде музыкальным руководителем, в период с 13.06.1994г. по 30.06.1994г. она работала там же по совместительству в должности музыкального руководителя, где получала заработную плату, отпускные, потом колхоз был реорганизован в СПК имени Чапаева, а в последующем - в ООО «Петровское». В с.Петровка и по настоящее время много детей и функционирует детский сад «Улыбка». Также пояснила, что в Дубёнской школе искусств она проработала преподавателем с 29.08.1986г. по 02.02.2009г., затем школа была переименована в Муниципальное учреждение дошкольного образования детей «Детская школа искусств Дубёнского муниципального района Республики Мордовия» (МУДОД «Дубёнская ДШИ»). В МУДОД «Дубёнская ДШИ» она продолжает работать и по настоящее время. Требование об обязании ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости именно с 11 апреля 2011 года, объясняет тем, что первый раз она к ответчику обратилась с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии именно 11 апреля 2011года и, тогда же ей было отказано в назначении пенсии.
Представитель истицы – адвокат Скороходова Е.И. имеет аналогичное мнение.
Представитель ответчика Наумкин А.Н., действующий по доверенности, иск не признал. Суду пояснил, что отказ в назначении Кураевой К.М. льготной пенсии считает обоснованным по основаниям, изложенным в соответствующем решении комиссии по назначению пенсий, дополнительных доказательств не имеет. Поскольку Кураевой К.М. заявлены периоды не отмеченные в решении, за исключением периода работы в должности преподавателя МУДОД «Дубёнская ДШИ», а принятым комиссией решением, истице отказано в назначении досрочной пенсии, в связи с чем она и обратилась в суд с вышеуказанным иском, полагает, что в дополнительных доказательствах, предоставленных истицей, а именно – тарификационных списках по Поводимовской вспомогательной школе-интернату записи с её фамилией за оспариваемый период в должности музыкального руководителя на 0,5 ставки можно подвергнуть сомнению, поскольку её фамилия записана последней в списках и как ему кажется различной от других фамилий, пастой. Также считает, что период работы Кураевой К.М. в должности музыкального руководителя в школе-интернате подлежит зачёту в специальный стаж только при условии выполнения нормы рабочего времени. В удовлетворении исковых требований просил отказать.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, свидетеля, суд пришёл к следующему выводу.
02.03.2012г. Кураева К.М. обратилась в ГУ – УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицо, осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста в течение не менее 25 лет (регистрационный номер заявления 189262).
Решением ГУ - УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ №189262 от 09.03.2012г., утверждённым Протоколом №5 от 09.03.2012г. комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ отказала Кураевой К.М. в назначении пенсии за выслугу лет, мотивируя это тем, что она не выработала необходимого специального стажа-25 лет, при этом УПФ приняло к зачёту только 15 лет 3 месяца 12 дней.
ГУ - УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ не приняло к зачёту в педагогический стаж периоды:
- с 01.09.1980г. по 28.06.1984г. - обучение в Саранском музыкальном училище им.Л.П. Кирюкова;
- с 01.09.1984г. по 30.06.1986г. - работу в должности художественного руководителя Поводимовского СДК;
- с 01.07.1986г. по 31.08.1986г. - работу в должности художественного руководителя Чеберчинского СДК;
- работу по совместительству за период с 12.04.1984г. по 31.12.1984г. в Поводимовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате в должности руководителя кружковой работы, поскольку по мнению ответчика данные должности не поименованы в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённом Постановлением Правительством Российской Федерации от 29.10.2002г. №781;
- отпуск без сохранения заработной платы с 13.06.1994г. по 30.06.1994г., так как он не предусмотрен пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516;
- работу с 01.01.2001г. по 11.04.2011г. в должности преподавателя Дубёнской детской школы искусств, поскольку для зачёта в специальный стаж данного периода не выполняется одно из условий, предусмотренных пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г.
В соответствии с пунктом 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как указано выше, Кураева К.М. с уточнением исковых требований, оспаривает решение ответчика №189262 от 09.03.2012г. в части не включения ей в специальный педагогический стаж периодов работы в должности музыкального руководителя Поводимовской вспомогательной школе-интернате на 0,5 ставки, по совместительству музыкального руководителя в яслях-саде в колхозе имени Чапаева, Дубёнского района Республики Мордовия и работу в должности преподавателя МУДОД «Дубёнская ДШИ».
Однако в оспариваемом решении данные периоды, в частности работа в должности музыкального руководителя Поводимовской вспомогательной школы-интерната, музыкального руководителя в яслях-саде в колхозе имени Чапаева Дубёнского района Республики Мордовия не отражены вообще.
Указанные обстоятельства, в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом были вынесены на обсуждение сторон.
После чего истица, её представитель настаивали на удовлетворении судом заявленных исковых требований, о чём Кураева К.М. дала вышеприведённые пояснения.
Конституция Российской Федерации в части 1 и 2 статьи 39 закрепляет принцип, согласно которому каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, а также в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии устанавливаются законом.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781 утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Одним из оспариваемых периодов, указанных истицей является период с 12.04.1984г. по 31.08.1985г. – период работы в должности музыкального руководителя Поводимовской вспомогательной школы-интерната на 0,5 ставки.
Обосновывая данный спорный период, истица и её представитель ссылаются на то обстоятельство, что согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в пункте 1 «Наименование должностей» указывается должность – музыкальный руководитель, которая должна исполняться в учреждении – общеобразовательная школа-интернат, школы-интернаты всех наименований, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии (п.1.2, 1.5 «Наименование учреждения»).
Не признавая вышеуказанные исковые требования, представитель ответчика в частности по этому периоду считает, что период работы истицы в должности музыкального руководителя в Поводимовской вспомогательной школе-интернате на 0,5 ставки подлежит зачёту в специальный стаж только при условии выполнения Кураевой К.М. нормы рабочего времени, что, по его мнению, не соблюдается в данном случае.
С указанным выводом суд согласиться не может.
Как усматривается из тарификационных списков работников Поводимовской вспомогательной школы-интерната на 1983/84 учебный год, 1 сентября 1984 год истица Кураева К.М. (Д. - свидетельство о заключении брака серия *-** Д.К.М. заключила брак с К.Н.И.) была протарифицирована как музыкальный руководитель на 0,5 ставки, за выполнение данных функциональных обязанностей ей начислялась и выплачивалась заработная плата, установленная данными тарификационными списками, что кроме сведений, содержащихся в тарификационных списках подтверждается и справкой о заработной плате, выданной руководителем и главным бухгалтером ГКС (К) ОУ РМ «Поводимовская школа-интернат». Дата приёма на работу истицы в данное учреждение подтверждается выпиской из приказа №16 от 12 апреля 1984 года.
Действительно, в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, периоды работы в образовательных учреждениях для детей, в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Однако работа истицы Кураевой К.М. протекала в период с 1984 по 1985 год. В таком случае при решении вопроса о том, подлежат ли включению в стаж для назначения пенсии спорные периоды, следует руководствоваться законодательством, действовавшим в этот период. Такой вывод вытекает из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде постановлений и определений в связи с обращениями граждан, в том числе и по жалобе Спесивцева Ю.И. в определении №320-О от 05.11.2002г. Из указанного решения Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен при этом обеспечивать соблюдении конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действующего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в том случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность его специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим на этот период законодательством.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст.1 ч.1, 2, 18, 54 ч.1, 55 ч.2 и 3, 57 Конституции Российской Федерации.
В 1984-1985 годы действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1956г. №1397.
Школы-интернаты и школьные интернаты всех наименований предусмотрены пунктом 1 раздела «Наименование учреждений и организаций», в пункте 1 раздела «Наименование должностей» – учителя и другие работники просвещения поименованы должности руководителя-воспитателя, воспитателя.
В указанном Перечне должность «музыкальный руководитель» отсутствует. При этом следует учитывать разъяснения Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960г. №19 «О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы разъяснил, что по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать: педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) – как руководителям-воспитателям и воспитателям. Данное разъяснение утратило силу с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. №953. Исходя из изложенного следует, что указанный период подлежит зачёту в специальный стаж истицы, когда она работала музыкальным руководителем в вспомогательной школе-интернате (Поводимовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат), - должность и учреждение предусмотрены Списком, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002г. – пункт 1 «Наименование должностей» должность – музыкальный руководитель, учреждения – общеобразовательная школа-интернат, школы-интернаты всех наименований, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии (п.1.2, 1.5 «Наименование учреждения»), так как для этого периода не требовалось выработки ставки.
Также следует отметить, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года утверждён Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовало. В то же время пунктом 3 вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», но с 1 октября 1993 года указанный пункт признан утратившим силу. Затем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 был утверждён Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. Названным списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Таким образом, период с 1 октября 1993 года по 1 ноября 1999 года законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путём указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Эти Правила введены в действие с ноября 2002 года, им не придано обратной силы, они действуют со дня введения их в действие, поэтому льготный стаж педагогических работников, в том числе и музыкальных руководителей, за предыдущий период времени должен исчисляться вне зависимости от выполнения нормы рабочего времени.
При этом суд соглашается с доводами истицы и её представителя о том, что вышеуказанный приказ №16 от 12 апреля 1984 года содержит неправильное наименование должности Кураевой К.М. – руководитель кружковой работы, так как её должность – музыкальный руководитель правильно поименована в указанных тарификационных списках, которые являются основанием для перечисления из бюджета денежных средств для оплаты труда педагогических работников.
Не признавая данный период, представитель ответчика, кроме вышеприведённого довода, также подвергает сомнению записи в тарификационных списках на истицу, полагает, что фамилия Д. (Кураева) К.М. записана отличной от другого списка фамилий работников Поводимовской вспомогательной школы-интерната, пастой.
Указанный довод суд считает необоснованным, поскольку данные тарификационные списки, кроме как были представлены суду истицей, в подлинном виде были истребованы судом, в последующем обозрены в судебном заседании, по ходатайству представителя ответчика из Объединённого архива Министерства образования Республики Мордовия. Тарификационные списки представлены в суд в подлинном, прошитом виде, утверждены заместителем Министра просвещения Мордовской АССР, каких-либо изменений, исправлений, подчисток не содержат. Данными тарификационными списками протарифицированы учителя, воспитатели и другие работники, в том числе и музыкальный руководитель Поводимовской вспомогательной школы-интерната с указанием занимаемых должностей, ставки, часов работы, начислений по заработной плате и других сведений. Кроме того, истица стала работать в данной должности с апреля месяца 1984 года, когда как представляется логичным, основная масса штатных единиц уже была сформирована. Кроме того, судом не усматривается и запрета на внесение записей в тарификационные списки, как утверждает представитель ответчика «другой» чернильной пастой или же «другой» рукой.
Как следует из пояснений свидетеля С.Н.Ф., допрошенной в судебном заседании по ходатайству истицы и её представителя, против чего представитель ответчика не возражал, сама она работает в данном учреждении с 1976 года. Кураева К.М. пришла в школу-интернат весной 1984 года, стала работать музыкальным руководителем, в то время так называлась должность учителя пения, музыки. Её занятия стояли в учебном расписании, дети всегда присутствовали на уроках, Кураева К.М. знания учащихся оценивала, ставя им оценки, как педагог присутствовала на педсоветах школы, она сама аккомпанировала на уроках. Работала истица целый, полный рабочий день, то есть согласно расписанию уроков, к примеру, её урок мог быть первым или вторым. Истица, как и другие работники школы-интерната, была протарифицирована, вела уроки с 4 класса. Также пояснила, что после занятий она вела музыкальный кружок, оставалась в школе практически до вечера.
Показания данного свидетеля также не разняться со сведениями, внесенными в тарификационные списке в том плане, что они вместе в заявленный период работали в вспомогательной школе-интернате, поскольку её фамилия - С.Н.Ф. также имеется в тарификационнных списках и после неё имеется продолжение других фамилий.
Ходатайств о назначении по делу почерковедческой экспертизы не заявлено.
С учётом вышеизложенного суд данное доказательство – тарификационные списки работников Поводимовской вспомогательной школы-интерната на 1983/84 учебный год, на 1 сентября 1984 года считает относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами.
Данный оспариваемый период – с 12 апреля 1984 года по 31 августа 1985 года составляет: 1 год 4 месяца 20 дней.
Вторым спорным периодом является период с 13 июня 1994 года по 30 июня 1994 года – работа по совместительству в должности музыкального руководителя в яслях-саде в колхозе имени Чапаева Дубёнского района Республики Мордовия.
Проверяя данный период, суд приходит к следующему.
Период с 13 июня 1994 года по 30 июня 1994 года не зачтён ответчиком в специальный педагогический стаж как отпуск без сохранения заработной платы со ссылкой на то, что он не предусмотрен пунктами 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516. Согласно Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается только непосредственно педагогическая работа. Довод ответчика в отношении отпуска без сохранения заработной платы вообще, является обоснованным.
Однако, как следует из содержания приказа (выписка) №35 от 1 октября 1987 года Петровского ясли-сада колхоза имени Чапаева Кураева К.М. принята в ясли сад на должность музыкального руководителя с 1 октября 1987 года.
Согласно записей в трудовой книжке (серия, номер AT-IX 3230253) установлено, что 01.10.1987 г. Кураева К.М. принята в колхоз имени Чапаева Дубёнского района Республики Мордовия в качестве музыкального руководителя, 15.12.2000г. – уволена с работы по собственному желанию.
Справкой, выданной директором Объединенного межведомственного архива документов по личному составу Кураевой К.М., установлено, что истица действительно работала в колхозе имени Чапаева Дубёнского района Республики Мордовия, значится в книгах учёта расчётов по оплате труда 1994 год (ясли-сад), имеется начисления заработной платы и отпускных.
Согласно справки, выданной директором ООО «Петровское» следует, что колхоз им. Чапаева реорганизован 28.12.1996 г. в СХПК им. Чапаева на основании общего собрания колхозников от 28.12.1996г., протокол №4, СХПК им.Чапаева реорганизован 29.07.2005г. в ООО «Петровское» на основании приказа №1 от 01.08.2005г.
Согласно сведений, имеющихся в отказном пенсионном деле в отношении Кураевой К.М., справки о стаже работы истицы, не оспоренных никем из сторон, в данный период она работала в качестве преподавателя Дубёнской детской школы искусств.
Данный факт также подтверждается и записями в трудовой книжке (серии *-** №), запись №3 – запись №5. Сведения, имеющиеся в трудовой книжке, проверены ответчиком, что подтверждается материалами отказного пенсионного дела в отношении Кураевой К.М.
Вышеперечисленные доказательства свидетельствуют о том, что истица в указанный период осуществляла трудовую деятельность в соответствии с нормами трудового законодательства.
Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2009г. №449) в пункте 1 «Наименование должностей» поименована должность музыкальный руководитель, которая должна исполняться в дошкольных образовательных учреждениях, а именно в яслях-саду (саду-яслях) – пункт 1.8. «Наименование учреждений».
В данном случае судом также не применяется правило выполнения требований, установленных вышеуказанными Правилами (выполнение нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы или должностной оклад), поскольку обе должности предусмотрены вышеуказанным Списком. Кроме того, до 01.11.1999г., указанные Правила могут применяться только при желании гражданина при исчислении выслуги за периоды работы.
Данный период – с 13 июня 1994 года по 30 июня 1994 года будет составлять: 18 дней.
Следующим спорным периодом является период с 1 января 2001 года по 11 апреля 2011 года – работа в должности преподавателя МУДОД «Дубёнская ДШИ».
Как указано выше, ответчиком данный период не зачтён в связи с тем, что истицей не соблюдены условия, предусмотренные пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г., в данный период истица, что не оспаривается ответчиком, работала в должности преподавателя Дубёнской детской школы искусств.
Проверяя и данный период, судом установлено, что согласно записи №3 в трудовой книжке Кураевой К.М. следует, что последняя 01.09.1986г. была принята на работу на должность преподавателя Дубёнской школы искусств и как установлено судом, истица продолжает работать там же (только в связи с переименованием учреждения в МУДОД «Детская школа искусств») и по настоящее время. Данное обстоятельство никем из сторон не опровергнуто и подтверждается материалами дела, как представленными Кураевой К.М., так и документами, имеющимися в отказном пенсионном деле.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10. 2002г. №781 утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В данном Списке, в пункте 2 раздела «Наименование должностей» поименованы «преподаватели», а в разделе «Наименование учреждений» в качестве учреждений дополнительного образования детей поименовано – «детская школа искусств».
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка. В соответствии с пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2002 №781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от её продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Ответчиком бесспорно истице зачтено в специальный стаж 15 лет 3 месяца 12 дней.
В совокупности с вышеуказанными периодами, также подлежащими зачёту, специальный стаж Кураевой К.М. составляет: 16 лет 8 месяцев 2 дня.
15 лет 3 месяца 12 дней + 1 год 4 месяца 20 дней (работа на 0,5 ставки в Поводимовской вспомогательной школе-интернате) + 18 дней (работа по совместительству в яслях-саду имени Чапаева Дубёнского района Республики Мордовия).
То есть, на 1 января 2001 года истица имеет специальный педагогический стаж в должности преподавателя в учреждении дополнительного образования для детей продолжительностью 16 лет 8 месяцев 2 дня.
Второе из условий - факт работы (независимо от её продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка в отношении Кураевой К.М. имеется, что подтверждается данными о страховом стаже, сведениями о пенсионных правах застрахованного лица, имеющимися в отказном пенсионном деле, актами документальных проверок, вышеуказанными записями в трудовой книжке и не оспаривается ответчиком.
То есть, факт наличия одновременно двух условий, предусмотренных пунктом 12 вышеназванных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, соблюдается.
Данный период – с 1 января 2001 года по 11 апреля 2011 года будет составлять: 10 лет 3 месяца 10 дней.
На основании изложенного специальный педагогический стаж Кураевой К.М. составляет более 25 лет, а именно: 16 лет 8 месяцев 2 дня + 10 лет 3 месяца 10 дней = 26 лет 11 месяцев 12 дней на момент обращения к ответчику за назначением пенсии.
Далее истица просит обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 11 апреля 2011 года.
Обосновывая данное требование, Кураева К.М., как указано выше поясняет это тем, что 11 апреля 2011 года она в первый раз обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.
По мнению суда данное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Действительно Кураева К.М. 11 апреля 2011 года обращалась в ГУ – УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ с указанным заявлением (регистрационный номер обращения 47505, принято заявление специалистом Д.М.И.). Принятым ответчиком решением №26 от 20.04.2011г. в назначении досрочной пенсии истице было отказано. Данное решение было предметом судебного разбирательства в Дубёнском районном суде Республики Мордовия, о чём имеется вступившее в законную силу решение суда от 01.12.2011г. Так как в настоящее время истица обратилась в суд с иными исковыми требованиями и доказательствами, которые стали известны суду и ответчику только в настоящее время, иск принят судом к производству и рассмотрен со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства, по существу.
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (частью трудовой пенсии по старости), но во всех случаях, не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
На основании изложенного данное требование подлежит удовлетворению частично и трудовая пенсия по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности подлежит назначению Кураевой К.М. досрочно, но со 2 марта 2012 года.
Иных требований не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Кураевой К.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, удовлетворить частично.
Решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия №189262 от 9 марта 2012 года в части отказа Кураевой К.М. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признать незаконным.
Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия зачесть Кураевой К.М. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы: с 12 апреля 1984 года по 31 августа 1985 года – в должности музыкального руководителя на 0,5 ставки в Поводимовской вспомогательной школе-интернате; с 13 июня 1994 года по 30 июня 1994 года – в должности музыкального руководителя в яслях-саде колхоза имени Чапаева Дубёнского района Республики Мордовия по совместительству преподавателем Дубёнской детской школы искусств; с 1 января 2001 года по 11 апреля 2011 года – в должности преподавателя Муниципального учреждения дошкольного образования детей «Детская школа искусств Дубёнского муниципального района Республики Мордовия».
Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Кураевой К.М. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со 2 марта 2012 года.
В удовлетворении требований об обязании Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Кураевой К.М. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, с 11 апреля 2011 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Дубёнский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий Татаркина Г.Г.
Решение в окончательной форме принято 13 июня 2012 года.
Судья Татаркина Г.Г.