О включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью



Дело № 2- 309/2010

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Татаркиной Г.Г., при секретаре Кудосиной Л.Н., с участием истца Еряшева В.Н., представителей ответчика Булавкиной Л.М. и Наумкина А.Н., 02 ноября 2010 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еряшева Владимира Николаевича к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

у с т а н о в и л:

Еряшев В.Н. обратился в районный суд с названным иском, указав, что решением начальника Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия (далее - УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ) №18 от 19.03.2010 года ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого стажа, дающего право на льготную пенсию. При этом ответчиком не приняты к зачету в специальный стаж период с 11.05.1985 г. по 27.10.1986г. - служба в рядах Советской Армии и с 03.10.1984 г. по 08.05.1985 г. - работа в должности инструктора отдела комсомольских организаций Дубёнского райкома ВЛКСМ, так как служба по призыву в рядах Советской Армии и работа в должности инструктора отдела комсомольских организаций Дубёнского райкома ВЛКСМ не дают права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку не поименованы Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 и Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением правительства РФ от 11.07.2002г. №516, не содержат оснований для включения данных периодов в специальный стаж для установления досрочной пенсии.

Решение ответчика он считает незаконным и необоснованным, поскольку занимал и продолжает занимать должности, связанные с педагогической деятельностью по работе с детьми в образовательном учреждении на всем протяжении своей работы, выполнял и выполняет работу, связанную с обучением и воспитанием детей и его педагогический стаж составляет более 25 лет.

Кроме того, в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также служба в составе Вооруженных сил СССР.

Тот факт, что с 1993 года законодательство изменилось и работа на ответственных должностях, партийных, комсомольских и других органах, а также служба в рядах Советской Армии не включаются, в последующие Списки и Перечни должностей и учреждений, дающих право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, также, по мнению истца, не должно повлечь нарушение его пенсионных прав.

Отказывая ему во включении в специальный стаж вышеуказанных периодов работы, ответчик неправомерно ограничил его в конституционных правах, поставил его в неравные условия с другими категориями граждан.

Просит суд признать незаконным и отменить решение №18 от 19.03.2010 г. УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ в части не включения ему вышеуказанных периодов: в должности инструктора отдела комсомольских организаций Дубёнского райкома ВЛКСМ с 03.10.1984 г. по 08.05.1985 г. и службу в рядах Советской Армии с 11.05.1985 г. по 27.10.1986 г.; обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 10.03.2010г. и взыскать с ответчика в его пользу 200 рублей - сумму оплаченной государственной пошлины.

В судебном заседании истец Еряшев В.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Дополнительно пояснил, что обжалуемым им решением ответчика, кроме указанных периодов не зачтен в специальный педагогический стаж и простой в школе с 12.02.1997 г. по 16.02.1997 г., приостановление учебной деятельности, однако данный период он не просит зачесть ему в специальный стаж.

Пояснил также, что должность инструктора райкома ВЛКСМ была выборной, инструкторы избирались вышестоящим органом - Бюро райкома ВЛКСМ, работая инструктором отдела комсомольских организаций Дубёнского райкома ВЛКСМ, он занимался учебно-воспитательной работой молодежи всего района, создавал комсомольско-молодежные бригады и выполнял другую ответственную работу.

Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Булавкина Л.М., действующая по доверенности, иск не признала, суду пояснила, что отказ в назначении Еряшеву В.Н. льготной пенсии считает обоснованным по основаниям, изложенным в соответствующем решении комиссии по назначению пенсий. В удовлетворении исковых требований просит отказать.

Представитель ответчика Наумкин А.Н., действующий по доверенности, иск не признал, имеет аналогичное мнение представителю ответчика Булавкиной Л.М.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных случаях и размерах.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ (с изм. от 27.07.2010 г.), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 указанной статьи Федерального закона, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г. утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На основании статьи 19 вышеуказанного Федерального закона №173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днём обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В судебном заседании установлено, что истец Еряшев В.Н., ДД.ММ.ГГГГр., 10.03.2010 г. обратился в УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (рег. номер ***).

Решением начальника УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ Б.В.К. №18 от 19.03.2010 года в назначении указанной пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа, требуется не менее 25 лет, имеется 23 года 5 месяцев 6 дней.

При этом в специальный педагогический стаж не зачтены:

- служба в рядах Советской Армии с 11.05.1985 г. по 27.10.1986 г. и работа в должности инструктора отдела комсомольских организаций Дубёнского райкома ВЛКСМ с 03.10.1984 г. по 08.05.1985 г., в связи с тем, что данная должность и служба по призыву в рядах Советской Армии не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781 и Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. №516 не содержат оснований для включения указанных периодов в специальный стаж для установления досрочной пенсии и ранее действовавшие нормативные правовые акты, регулирующие сферу пенсионных правоотношений педагогических работников - Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.03.1991г. №463, Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067, также не содержали каких-либо условий, при которых вышеуказанные спорные периоды подлежали бы включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию;

- а также простой - приостановление учебной деятельности в школе с 12.02.1997 г. по 16.02.1997 г., как не предусмотренный п.п. 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27-28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 11.07.2002г. №516, обоснованность исключения которого истец не оспаривает.

Указанное решение в части заявленных исковых требований суд считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Согласно военному билету Еряшева В.Н. (** №), учётно-послужной карточки к военному билету, а также справки начальника отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по Атяшевскому и Дубёнскому районам, истец с 11.05.1985 г. по 27.10.1986 г. проходил срочную службу по призыву в рядах Советской Армии.

В указанный период времени действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооружённых Сил СССР.

Согласно пункта 4 Положения, время работы, указанной в п.1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.

Указанное Положение перестало применяться на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации №953 от 22.09.1993 года.

Период военной службы Еряшева В.Н. по призыву в Советской Армии с 11.05.1985 г. по 27.10.1986 г. относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

На момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии, его специальный стаж педагогической деятельности составил более 23 лет, то есть имеет место не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии.

Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с посл. изм. от 22.07.2010 г.) время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Сведений о том, что истец в указанный период являлся военнослужащим, принимавшим участие в составе какого-либо ограниченного военного контингента, в связи с чем, имеющим льготы, сторонами не представлено и не заявлено.

Как указано выше, решением ответчика истцу не засчитан в специальный стаж и период его работы в должности инструктора отдела комсомольских организаций Дубёнского райкома ВЛКСМ с 03.10.1984 г. по 08.05.1985 г.

Согласно трудовой книжки Еряшева В.Н. (**-** № от ДД.ММ.ГГГГ), а также актов документальной проверки трудового стажа от 10.03.2010г., а также архивных справок ГУ «Центральный государственный архив Республики Мордовия», последний в указанный период работал в должности инструктора отдела комсомольских организаций Дубёнского райкома ВЛКСМ.

Ответчиком данный период не зачтен, как указано в обжалуемом решении в связи с тем, что таковая должность не поименована списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781

Действительно, в указанном списке не поименована должность, в которой работал истец - инструктор отдела комсомольских организаций райкома ВЛКСМ.

Однако, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. №2-П, на которое в данном судебном решении выше имеется ссылка, в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Принимая правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в вышеуказанном постановлении в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В спорный период времени также действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утверждалось Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утратившее юридическую силу с 1 октября 1993 года.

В соответствии с п.1 п.п. «а», «д» Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в комсомольских органах, а также методическая, научно-методическая и учебно-методическая работа в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях, бюро, а в соответствии с пунктом 2 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

В соответствии с п.3.1 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986г. №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» при применении пп. «а» п.1 Положения следует иметь ввиду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

Названный нормативный акт - Положение, как указано выше, содержал условие о том, что время работы, указанной в п.1 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. По смыслу приведенного положения, для включения периода работы в указанных должностях в педагогический стаж необходимо, чтобы к моменту назначения пенсии данный стаж составлял не более 1/3 всего 25-ти летнего педагогического стажа. При этом, не имеет значения, когда и на основании какого законодательства решается вопрос о назначении пенсии.

Данное условие истцом соблюдено, так как на момент его обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, он кроме работы в качестве инструктора отдела комсомольских организаций Дубёнского райкома ВЛКСМ имел не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения льготной пенсии.

Из показаний истца Еряшева В.Н., не оспоренных представителем ответчика, установлено, что должность инструктора райкома ВЛКСМ была выборной, избиралась на заседании бюро райкома ВЛКСМ и по функциональным обязанностям, была также ответственной.

Также в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 06 марта 2003 года №107-О «По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности п.п. 2 п.1, п.2 и 3 статьи 27 и п.1 и 2 ст.31 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», приобретенные конституционные права не могут быть отменены последующим пенсионным законодательством.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч.1,2,18,54 ч.1, 55 ч.2 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны ожидания граждан, что приобретенное ими право будет уважаться властями, и будет реализовано.

Таким образом, учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, период работы Еряшева В.Н. в должности инструктора отдела комсомольских организаций Дубёнского райкома ВЛКСМ с 03.10.1984 г. по 08.05.1985г. и служба по призыву в рядах Советской Армии с 11.05.1985г. по 27.10.1986 г. подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения её за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.

Тот факт, что с 1993 года законодательство изменилось и, работа в должности инструктора райкома ВЛКСМ не включена в списки и перечни должностей и учреждений, дающих право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, не может повлечь нарушение пенсионных прав Еряшева В.Н., так как не включение указанной должности в ныне действующие списки и перечни объясняется объективными причинами - отсутствием в Российской Федерации комсомольских организаций.

В связи с изложенным, судом сделан вывод о том, что на день обращения - 10.03.2010 года за трудовой пенсией по старости с учетом продолжительности специального стажа, установленного УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ - 23 года 5 месяцев 6 дней, а также спорных периодов общей продолжительностью - 2 года 23 дн. - (с 11.05.1985 г. по 27.10.1986 г. = 1год 5 мес.17 дн.; с 03.10.1984 г. по 08.05.1985 г. = 7 мес. 6 дн. - 1 год 5 мес. 17 дн. + 7 мес. 6 дн.), педагогический стаж Еряшева В.Н. составляет 25 лет 5 мес. 29 дн., что достаточно для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, как лицу, более 25 лет занимающемуся педагогической деятельностью.

С учетом изложенных обстоятельств, суд находит исковые требования Еряшева В.Н. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Еряшева Владимира Николаевича к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, удовлетворить.

Решение Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия № 18 от 19.03.2010 г. об отказе Еряшеву Владимиру Николаевичу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признать незаконным.

Обязать Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия зачесть Еряшеву Владимиру Николаевичу в специальный стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды работы: с 03.10.1984 г. по 08.05.1985г. - в должности инструктора отдела комсомольских организаций Дубёнского райкома ВЛКСМ и с 11.05.1985 г. по 27.10.1986 г. - службу по призыву в рядах Советской Армии.

Обязать Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Еряшеву Владимиру Николаевичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 10 марта 2010 года.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Еряшева Владимира Николаевича в возмещение расходов на оплату государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия с момента принятия судом решения в окончательной форме, с 03 ноября 2010 года.

Председательствующий: Татаркина Г.Г.