О признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ об отказе в досрочном назначении пенсии по старости



Дело №2-2 /2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2011 года с.Дубёнки

Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Татаркиной Г.Г.,

при секретаре Кудосиной Л.Н.,

с участием истицы Слушкиной Л.И.,

представителя ответчика Наумкина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слушкиной Людмилы Ивановны к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Слушкина Л.И. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что 21.05.2010 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии, как медицинскому работнику, имеющему стаж не менее 25 лет работы по медицинской специальности, то есть, в связи с лечебной деятельностью.

Решением начальника Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия, (далее ГУ-УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ) №27 от 21.05.2010 г. ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого стажа. Упомянутым Решением в её специальный стаж не включены следующие периоды:

1). Период работы с 10.09.1978г. по 15.07.1985г., в должности медицинской сестры в Кочкуровской средней школе, так как данное наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, и не относится к государственным или муниципальным учреждениям здравоохранения;

2). Отпуск без сохранения заработной платы с 17.08.1989г. по 27.08.1989г. и отвлечение от основной работы (командировка на семинар) с 08.04.1991г. по 12.04.1991г., как непредусмотренные п.п. 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516.

Данное Решение в части не включения ей в специальный стаж периода работы в должности медицинской сестры в Кочкуровской школе считает незаконным, так как в указанный период она работала по медицинской специальности, в должности медицинской сестры, в помещении учебного учреждения имелся медицинский кабинет, ее работа была связана с охраной здоровья детей, оказанием медицинской помощи детям, проведением профилактических мероприятий.

В указанный период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», согласно Перечню учреждений, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, приложенному к данному Постановлению, должность «медицинская сестра», работающая в школе подлежала зачету в специальный стаж.

Считает, что изменение законодательства не может повлиять на нарушение ее законных прав по назначению ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Просит:

Решение ГУ - УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ №27 от 21.05.2010 года признать незаконным.

Обязать ГУ - УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ включить ей в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, период с 10.09.1978г. по 15.07.1985г. в должности медицинской сестры в Кочкуровской школе.

Обязать ГУ - УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности с даты обращения к ответчику, с 21 мая 2010 года.

В судебном заседании истица Слушкина Л.И. свои требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, уточнив их, пояснила, что просит зачесть ей в специальный стаж, кроме вышеуказанного периода работы в должности медицинской сестры в Кочкуровской школе и нахождение в командировке с 08.04.1991г. по 12.04.1991г. и назначить ей досрочную пенсию не с 21 мая 2010 года, а с 12 мая 2010 года, дня обращения к ответчику, дату - 21 мая 2010 года в исковом заявлении она указала ошибочно. Дополнительно пояснила, что в школе в отдельном медицинском кабинете у нее находились медицинское оборудование, прививочный материал, медицинские карты на детей. Работая в указанный период медицинской сестрой в школе, она занималась профилактической и оздоровительной работой, если врачами было назначено лечение детям, то она проводила это лечение - ставила уколы, давала лекарственные препараты, также она проводила требуемые занятия с детьми, страдающими сколиозом, присутствовала при проведении физической зарядки, следила за санитарным состоянием помещений, режимом дня и организацией питания, после работы в школе, она была переведена акушеркой в фельдшерско-акушерный пункт. Также пояснила, что в осуществлении данной деятельности, она была подотчетна главному врачу Дубёнской больницы, только в то время заработную плату медицинские сестры в школах получали от сельского Совета.

Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ - Наумкин А.Н., действующий по доверенности, исковые требования не признал, пояснив суду, что отказ в назначении Слушкиной Л.И. льготной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью считает обоснованным, по основаниям, указанным в Решении №27 от 21.05.2010 г., у истицы нет требуемых по закону 25 лет специального трудового стажа при работе в сельской местности и поселках городского типа, имеется 20 лет 08 месяцев 09 дней. Согласно Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитывается только непосредственно лечебная работа. В удовлетворении исковых требований просит отказать. Также пояснил, что истица обратилась к ним с заявлением о назначении льготной пенсии 12 мая 2010 года, а не 21 мая 2010 года, как указывает последняя.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Слушкиной Л.И. подлежат удовлетворению, основывая свой вывод следующим.

Слушкина Л.И. в силу статьи 39 Конституции Российской Федерации имеет право на пенсионное обеспечение по возрасту, в том числе и на досрочную трудовую пенсию по старости.

Как следует из обозренного в судебном заседании отказного пенсионного дела на Слушкину Л.И., 12 мая 2010 года она обратилась в ГУ - УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью (регистрационный номер обращения УПФР ****, номер заявления ***, заявление и другие документы приняты специалистом К.М.П.).

Установлено, что Решением №27 начальника ГУ - УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ от 21 мая 2010 года истице Слушкиной Л.И. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого стажа, требуется 25 лет, при работе в сельской местности и поселках городского типа, имеется - 20 года 8 месяцев 9 дней. Решением в ее специальный стаж не включены следующие периоды:

1). Период работы с 10.09.1978 г. по 15.07.1985 г., в должности медицинской сестры в Кочкуровской средней школе, так как данное наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, и не относится к государственным или муниципальным учреждениям здравоохранения;

2). Отпуск без сохранения заработной платы с 17.08.1989г. по 27.08.1989г. и отвлечение от основной работы (командировка на семинар) с 08.04.1991г. по 12.04.1991г., как непредусмотренные п.п. 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516. Согласно Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитывается непосредственная лечебная работа.

Аналогичные основания отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости имеются и протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Дубёнском муниципальном районе РМ №27 от 21.05.2010г.

Истица Слушкина Л.И. (в девичестве - К., свидетельство о браке **-** №) в соответствии с дипломом *-* № имеет среднее медицинское образование, последней присвоена квалификация - медицинская сестра детских лечебно-профилактических учреждений.

Как следует из обозренной в судебном заседании трудовой книжке **-** №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ истица 10 сентября 1978 года была принята в Кочкуровскую среднюю школу, назначена медсестрой, запись №; 14 июня 1985 года - уволена по собственному желанию, запись №…..

Данному периоду соответствует и справка, выданная Дубёнским объединенным межведомственным архивом документов по личному составу, выписка из приказа № по Кочкуровской средней школе с продленным днем от 16 августа 1978 года, приказ № от 17.06.1985 г., параграф 2.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Федерального закона, Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 года были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

До вступления в силу указанных Списка и Правил в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года №30 «О реализации Федеральных Законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» применялись при определении права на досрочную трудовую пенсию за период работы до 01 ноября 1999 года - Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 06 сентября 1991 года и Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, а периоды работы после 01 ноября 1999 года - Список и Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации №1066 от 22 сентября 1999 года (с изменениями, внесенными постановлением правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 года №130), как противоречащие названным Федеральным законам.

Действительно в ныне действующем Списке №781 от 29 октября 2002 года, школы не поименованы, школы также не входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и в Списки №464 от 06 сентября 1991 года и №1066 от 22 сентября 1999 года.

Вместе с тем, в оспариваемый истицей период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

В разделе II данного Перечня поименованы медицинские сестры - все независимо от наименования должности, а также детские сады и детские ясли, детские учреждения и учебные заведения, перечисленные в разделе I настоящего Перечня, которые отнесены к лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям охраны материнства и детства, санитарно-профилактическим учреждениям.

Данное Постановление Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 г. действовало до 01.10.1993г. в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации №953 от 22.09.1993 г.

Следовательно, работая в указанной должности в Кочкуровской средней школе Слушкина Л.И. имела все основания полагать, что время работы в данном учреждении будет зачислена в ее стаж, дающий право на льготную пенсию в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», действовавшим на тот момент.

Довод представителя ответчика о том, что такое наименование, как учебное заведение - средняя школа (в частности, Кочкуровская) не является лечебным учреждением и не предусмотрено действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не может быть принят во внимание, поскольку противоречит правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации, в Постановлении от 29 января 2004 г. №2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан о том, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права (пункт 3.3. Постановления). То есть, данный судебный акт Конституционного Суда Российской Федерации направлен на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.

Довод представителя ответчика о законности принятого им решения, в связи с работой истицы в образовательном учреждении, не относящимся к ведомству здравоохранения, опровергается судом также и в связи с рекомендациями пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии, согласно которому - … принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную деятельность, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, в подтверждение доводов истицы, судом по ходатайству последней были допрошены в качестве свидетелей Е.Л.Ф., Г.Т.Н. и С.А.М., из показаний, в основном аналогичных друг другу, которых следует, что в функциональные обязанности медицинской сестры в Кочкуровской средней школе Дубёнского района Республики Мордовия входило: выявление заболеваемости детей, распределение детей по группам физического развития, вакцинация прививок, лечебные назначения, режим дня и организация питания, то есть работа истицы в оспариваемый период была связана непосредственно с охраной здоровья населения - учащихся в школе, лечебной деятельностью.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о необходимости включения в специальный трудовой стаж истицы периода ее работы медицинской сестрой в Кочкуровской средней школе Дубёнского района Республики Мордовия с 10.09.1978г. по 15.07.1985г.

Как усматривается из представленных суду трудовой книжки и отказного пенсионного дела на Слушкину Л.И. ее специальная трудовая деятельность протекала в сельской местности.

Стаж работы Слушкиной Л.И. на должностях, дающих право на льготную пенсию, признанный ответчиком составляет 20 лет 08 месяцев 09 дней.

В данный стаж истицы подлежит включению еще и период с 10.09.1978 г. по 15.07.1985 г., в льготном порядке, то есть, 1 год работы как 1 год и 3 месяца, так как работа истицы в данный период проходила в сельской местности и до 1 ноября 1999 года), что уже составляет 08 лет 06 мес. 14 дн. (признано ответчиком 6 лет 10 мес. 06 дн., в льготном исчислении 1 год:1 год 3 мес. =08 лет 06 мес. 14 дн.), то есть уже более 25 лет, требуемых при работе в сельской местности и поселках городского типа.

Истицей оспаривается Решение ответчика и в части не включении ей в специальный трудовой стаж периода нахождения в командировке.

Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 года, на которые в своем Решении и показаниях ссылается представитель ответчика, отказывая истице во включении в специальный стаж и периода нахождения в командировке с 08.04.1991 г. по 12.04.1991 г.

В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что Слушкина Л.И. действительно была направлена в командировку в г.С., онкодиспансер на 5-ти дневный семинар по актуальным вопросам онкологии сроком на 5 дней с 08 апреля по 12 апреля 1991 года, начало 10 часов. Основание: приказ МЗ МАССР № от 05.03.1991 г. (Приказ № от 05 апреля 1991 года).

В соответствии с положениями статьи 166 ТК Российской Федерации, служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

То есть в ходе командировки работник выполняет именно служебное поручение, чаще всего оно совпадает с трудовой функцией, которую работник выполняет по трудовому договору.

Законодательством также закреплено положение о том, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст.167 ТК Российской Федерации).

Из содержания приказа о направлении истицы в командировку установлено, что командировка Слушкиной Л.И. была связана с выполнением профессиональной деятельности.

Следовательно, упомянутый период нахождения истицы Слушкиной Л.И. в командировке подлежит включению в стаж, дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение, а именно с 08.04.1991г. по 12.04.1991г., (также, согласно вышеуказанному, в льготном порядке данный период будет составлять 06 дн.).

С учетом указанного периода работы в Кочкуровской средней школе Дубёнского района Республики Мордовия, а также времени нахождения в служебной командировке, при требуемом специальном стаже 25 лет, по основаниям, предусмотренным подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как на 12 мая 2010 года, когда истица обратилась за пенсией, так и на день принятия ответчиком решения об отказе в назначении пенсии на 21 мая 2010 года, Слушкина Л.И. имела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, условия для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Слушкиной Л.И. соблюдены, а поэтому суд приходит к убеждению, что ответчиком необоснованно отказано ей в назначении пенсии.

Требований о возмещении судебных расходов (государственной пошлины) истицей не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования Слушкиной Людмилы Ивановны к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии по старости, удовлетворить.

Решение начальника Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия №27 от 21 мая 2010 года об отказе Слушкиной Людмиле Ивановне в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», признать незаконным.

Обязать Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж Слушкиной Людмилы Ивановны период работы с 10.09.1978 г. по 15.07.1985 г. в должности медицинской сестры Кочкуровской средней школы Дубёнского района Республики Мордовия и период нахождения в служебной командировке с 08.04.1991 г. по 12.04.1991 г.

Обязать Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия досрочно назначить Слушкиной Людмиле Ивановне пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, с 12 мая 2010 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, с 20 января 2011 года.

Председательствующий: Татаркина Г.Г.