№12-5/12
РЕШЕНИЕ
Судья Дубёнского районного суда Республики Мордовия Занькин Д.В., рассмотрев 31 мая 2012 г. в с.Дубёнки жалобу директора ГКУ «Социальная защита населения по Дубёнскому району Республики Мордовия» Ломшина А.И. на постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору Дубёнского района Республики Мордовия от 10.04.2012 г. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.4, частью 3 статьи 20.4, частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, в отношении Ломшина А.И. ДД.ММ.ГГГГр., уроженца <данные изъяты>, работающего директором ГКУ «Социальная защита населения по Дубёнскому району Республики Мордовия», зарегистрированного и проживающего по адресу: Адрес1,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору Дубёнского района Республики Мордовия от 10.04.2012 г. Ломшин А.И. привлечён к административной ответственности (без указания статей КоАП Российской Федерации) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей.
В своей жалобе директор ГКУ «Социальная защита населения по Дубёнскому району Республики Мордовия» Ломшин А.И. постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору Дубёнского района Республики Мордовия считает незаконным, ссылаясь на то, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в данном случае должен нести собственник имущества, которым учреждение не является. В связи с этим полагает, что он необоснованно привлечён к административной ответственности. Просит составленные в отношении него протоколы об административных правонарушениях, а также обжалуемое постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору отменить.
Жалоба рассматривается с участием директора ГКУ «Социальная защита населения по Дубёнскому району Республики Мордовия» Ломшина А.И., которому разъяснены процессуальные права, предусмотренные статьёй 25.1 КоАП Российской Федерации. Права ясны, понятны. Отводов и ходатайств не заявлено.
В суде Ломшин А.И. свою жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, при этом суду пояснил, что он не оспаривает выявленные нарушения требований пожарной безопасности. Ему было известно о том, что здание учреждения эксплуатируется с нарушением требований пожарной безопасности, однако, каких-либо мер по их устранению он не принимал, поскольку полагал, что данная обязанность возложена на собственника помещений, которого в свою очередь он не ставил в известность об этом. Считает, что он не является субъектом вменяемых ему административных правонарушений, поскольку действия, указанные в предписании должностного лица, не входят в пределы его компетенции, так как относятся к капитальным затратам, которые в силу закона должен нести собственник помещений.
Рассмотрев материалы дел об административных правонарушениях в отношении Ломшина А.И., суд считает, что обжалуемое постановление должностного лица подлежит отмене.
Свой вывод суд основывает следующим:
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 6000 до 15000 рублей.
Согласно части 3 названной статьи нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 6000 до 15000 рублей.
В силу части 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15000 до 20000 рублей.
Частями 2 и 3 статьи 4.4 названного Кодекса установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается: в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
Как следует из материалов административных дел, на основании распоряжения №5 от 01.03.2012 г. в период с 09 ч. 13.03.2012 г. по 14 ч. 30 мин. 05.04.2012 г. главным государственным инспектором по пожарному надзору Дубёнского района Республики Мордовия в отношении ГКУ «Социальная защита населения по Дубёнскому району Республики Мордовия» проведена плановая проверка с целью выполнения сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В ходе проведения проверки с 10 ч. до 14 ч. 30 мин. 05.04.2012 г. в помещении ГКУ «Социальная защита населения по Дубёнскому району Республики Мордовия», принадлежащем администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия, расположенном по адресу: Республика Мордовия, с.Дубёнки, ул.Бровцева, дом №11, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности (ППБ 01-03, утверждённых приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 г., СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», а именно: здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (п.3 ППБ 01-03, п.4 НПБ 110-03); у гидрантов, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели (п.90 ППБ 01-03); в помещении здания не имеется инструкций о мерах пожарной безопасности (п.15 ППБ 01-03); здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п.16 ППБ 01-03); планы эвакуации людей при пожаре отсутствуют (п.3 ППБ, п.п.6.7, 4.6.1 ГОСТ 12.2.143-2002); в здании отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители) (п.108 ППБ 01-03); дверь запасного выхода на пути эвакуации из коридора закрыта с наружной стороны (п.п.3, 52 ППБ 01-03, п.6.17 СНиП 21-01-97); отсутствуют знаки пожарной безопасности «выход», «огнетушители» «направление движения», «указатель телефона» (п.15 ППБ 01-03).
По результатам проверки 05.04.2012 г. главным государственным инспектором по пожарному надзору Дубёнского района Республики Мордовия Качаловым Е.Н. в отношении должностного лица – директора ГКУ «Социальная защита населения по Дубёнскому району Республики Мордовия» Ломшина А.И. составлено: четыре протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации; один протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации; три протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору Дубёнского района Республики Мордовия от 10.04.2012 г. Ломшин А.И., как должностное лицо, привлечён к административной ответственности (без указания статей КоАП Российской Федерации) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Вышеуказанные обстоятельства нарушений требований пожарной безопасности помимо протоколов об административных правонарушениях подтверждаются распоряжением о проведении проверки, актом проверки, предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В своей жалобе Ломшин А.И. не оспаривает факта наличия выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Вместе с тем заявитель, указывает, что он не является субъектом вменяемых ему административных правонарушений, поскольку действия, указанные в предписании должностного лица, не входят в пределы его компетенции, так как относятся к капитальным затратам, которые в силу закона должен нести собственник помещений.
Данный довод является несостоятельным.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно части первой статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 г.
В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
В соответствии с копией договора от 16.11.2010 г. администрацией Дубёнского района Республики Мордовия ГКУ «Социальная защита населения по Дубёнскому району Республики Мордовия» была передана в безвозмездное временное владение часть здания, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Дубёнский муниципальный район, с.Дубёнки, ул.Бровцева, дом №11. Данным договором не был урегулирован вопрос об объёме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности.
Учитывая, что названным договором указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности также может быть возложена, как на собственника, так и на лицо, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях в зависимости от того, чьё противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения.
Согласно пункту 6 указанного договора ссудополучатель обязался поддерживать имущество, полученное в безвозмездное пользование в исправном состоянии, включая осуществление ремонта и нести все расходы на его содержание.
В соответствии с пунктом 1.7 Устава ГКУ «Социальная защита населения по Дубёнскому району Республики Мордовия», имущество учреждения находится в собственности Республики Мордовия и закрепляется за учреждением на правах оперативного управления.
Исследованные доказательства позволяют суду придти к выводу о том, что ГКУ «Социальная защита населения по Дубёнскому району Республики Мордовия» в соответствии с договором о безвозмездном пользовании имущества фактически владеет и пользуется помещениями, при обследовании которых выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности.
Таким образом, функции по соблюдению противопожарной безопасности в данном случае должны быть возложены на ГКУ «Социальная защита населения по Дубёнскому району Республики Мордовия».
Из пояснений заявителя в судебном заседании установлено, что ему было известно о том, что помещения учреждения эксплуатируются с нарушениями требований пожарной безопасности, однако каких-либо мер по их устранению им не принималось.
Указанное свидетельствует о том, что Ломшин А.И. знал об имеющихся нарушениях требований пожарной безопасности, однако проявил бездействие по их устранению.
В связи с этим, положения статьи 37 Федерального закона "О пожарной безопасности", пункта 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), напрямую обязывали именно Ломшина А.И., как директора ГКУ «Социальная защита населения по Дубёнскому району Республики Мордовия» обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что директор ГКУ «Социальная защита населения по Дубёнскому району Республики Мордовия» Ломшин А.И., как должностное лицо, является надлежащим субъектом административной ответственности по статье 20.4 КоАП Российской Федерации.
Утверждение заявителя о том, что устранение выявленных нарушений требует капитальных затрат, которые должен нести собственник помещений, само по себе не является основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку, из представленных материалов не следует, что руководителем учреждения его собственник ставился в известность о необходимости устранения допущенных нарушений.
В связи с тем, что протоколы об административных правонарушениях составленные в отношение Ломшина А.И. имеют доказательственное значение, суд не находит оснований для их отмены и в этой части довод заявителя также считает несостоятельным.
Вместе с тем, как указано выше обжалуемое постановление должностного лица подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП Российской Федерации, задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении усматривается, что в его резолютивной части не указана статья КоАП Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. Также нет указания на признание лица виновным в совершении правонарушения.
Пунктом 5 части 1 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана статья КоАП Российской Федерации или закона субъекта Российской Федерации, устанавливающая административную ответственность за совершение конкретного административного правонарушения.
Постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору Дубёнского района Республики Мордовия от 10.04.2012 г. не отвечает требованиям пункта 5 части 1 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации, поскольку в его резолютивной части не указана статья КоАП Российской Федерации, устанавливающая административную ответственность за совершение конкретного административного правонарушения.
Данное обстоятельство является существенным нарушением закона.
Кроме того, поскольку все установленные в акте нарушения требований пожарной безопасности касались именно Ломшина А.И. и были установлены в ходе одной и той же проверки в одно и то же время, то в этом случае в соответствии со статьёй 28.1 КоАП Российской Федерации должен был быть составлен один протокол об административном правонарушении, в который следовало включить все зафиксированные нарушения.
Равным образом, законодательством об административных правонарушениях не предусмотрено вынесение одного и того же постановления по делу об административном правонарушении по нескольким административным делам, что также незаконно применено в данном случае.
Вышеуказанные нарушения процессуальных требований при рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении Ломшина А.И. суд считает существенными, не позволяющими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с этим обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным, суд считает необходимым его отменить, а дела об административных правонарушениях в отношении Ломшина А.И. в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации возвратить на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
При этом суд учитывает, что срок, предусмотренный статьёй 4.5 КоАП Российской Федерации на момент рассмотрения жалобы не истёк.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.6 и пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации, судья
решил:
Жалобу Ломшина А.И. удовлетворить частично.
Постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору Дубёнского района Республики Мордовия от 10.04.2012 г. по делам об административных правонарушениях в отношении Ломшина А.И. – отменить.
Дела об административных правонарушениях в отношении Ломшина А.И. – возвратить на новое рассмотрение главному государственному инспектору по пожарному надзору Дубёнского района Республики Мордовия.
В остальной части жалобу Ломшина А.И. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия через Дубёнский районный суд Республики Мордовия в течение 10 суток.
Судья /подпись/ Д.В. Занькин