решение об обязывании провести аттестацию рабочих мест



Дело № 2-1100/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дубовка 29 июля 2010 года

Дубовский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Гайдамакиной Л.П., единолично,

при секретаре Макаровой Н.В.,

с участием: помощника прокурора Дубовского района Волгоградской области ФЕДОРЕНКО С.В., удостоверение № 074816,

представителя ответчика- муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница Дубовского муниципального района» адвоката БОРОВКОВОЙ А.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница Дубовского муниципального района» о понуждении к выполнению мероприятий по охране труда в части проведения аттестации рабочих мест,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дубовского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница Дубовского муниципального района» (далее МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района») об обязывании провести аттестацию рабочих мест : заместителя главного врача по медчасти в количестве одной единицы, врача ультразвуковой диагностики в количестве одной единицы, врача акушера-гинеколога в количестве одной единицы, санитарки- уборщицы в количестве одной единицы, санитарки в количестве одной единицы,

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой Дубовского района Волгоградской области проверки соблюдения требований действующего трудового законодательства в части охраны труда установлено, что в МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» не проведена аттестация рабочих мест, в том числе заместителя главного врача по медчасти в количестве одной единицы, врача ультразвуковой диагностики в количестве одной единицы, врача акушера-гинеколога в количестве одной единицы, санитарки- уборщицы в количестве одной единицы, санитарки в количестве одной единицы.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности регламентирован соответствующим Положением, согласно которого аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Прокурор просил суд обязать МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» провести аттестацию рабочих мест заместителя главного врача по медчасти в количестве одной единицы, врача ультразвуковой диагностики в количестве одной единицы, врача акушера-гинеколога в количестве одной единицы, санитарки- уборщицы в количестве одной единицы, санитарки в количестве одной единицыврача методиста.

Определением суда от 8 июля 2010 года на основании ч.4 ст.151 ГПК РФ гражданские дела № 2-1096\2010, №2-1097/2010, №2-1098/2010, №2-1099/2010, № 2-1100/2010 по искам прокурора к МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» об обязывании проведения аттестации рабочих мест соединены в одно производство и делу присвоен единый номер № 2-1100/2010.

Определением Дубовского районного суда от 8 июля 2010 года на основании ст.43 ГПК РФ по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» привлечена администрация Дубовского муниципального района Волгоградской области.

В судебном заседании помощник прокурора Федоренко С.В. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в заявлениях.

Представитель ответчика -МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района- Боровкова А.Т. считает исковые требования незаконными, просила суд отказать в их удовлетворении. Суду показала, что статья 10 Конституции Российской Федерации устанавливает разграничение государственной власти на: законодательную, исполнительную, судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.Разделение государственной власти на различные ветви, уравновешивающие друг друга необходимо с тем, чтобы обеспечить верховенство закона. В случае возникновения спора по поводу соответствии конкретного факта правовой норме, запрещающей определенные действия или обязывающей их совершение, правом судить о соответствии или несоответствии праву определенного факта управомочена судебная система. В нашем случае, не отрицая права прокурора на защиту интересов неопределенного круга лиц, представитель ответчика считает не допустимым исправление, расширение норм трудового права надзорной инстанцией - прокуратурой.Нормы трудового кодекса, на которые ссылается прокурор в своих исковых требованиях, не содержат пресекательных сроков по аттестации рабочих мест. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации за №569 о/31.08.2007г. «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», так же не содержит пресекательного срока аттестации рабочих мест, оставив право решение о сроке работодателю. Пункты 5-6 Приказа №569 устанавливают только сроки повторного проведения аттестации (не реже одного раза в пять лет) и переаттестацию. Следовательно, присвоение права устанавливать принудительные конкретные сроки по аттестации рабочих мест работодателем законодатель не предоставил ни надзирающему органу (прокурору), ни суду. МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района», выполняя требования трудового законодательства о проведении аттестации рабочих мест, создало аттестационную комиссию, и начало проведение аттестации, всего аттестовано на 01.06.2010г. 53 рабочих места. Являясь муниципальным учреждением, финансируемым из районного (дотационного) бюджета, МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» не имеет права самостоятельно распоряжаться полученными денежными средствами. Нецелевое использование бюджетных средств, влечет административную или уголовную ответственность руководителя учреждения. Оформление карты аттестации рабочего места по условиям труда, стоит около пяти тысяч рублей, для осуществления всего объема работы в учреждении необходимо 2 млн. 400 тыс. рублей. Не являясь распорядителем бюджетных средств, не имея возможности расходовать денежные средства по своему усмотрению МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» не может являться надлежащим ответчиком по данному делу. Ответчиком по настоящему иску должен быть учредитель - Администрация Дубовского муниципального района.

Представитель третьего лица- Администрации Дубовского муниципального района Калмыкова Е.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.

Суд считает возможным на основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица Администрации Дубовского муниципального района.

Выслушав объяснение представителя прокуратура Федоренко С.В., представителя ответчика- МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района« Боровковой А.Т., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ст.209 ТК РФ аттестацией рабочих мест по условиям труда является оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В силу ст.210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников, являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

При этом в силу ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

На основании требований п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 31 августа 2007 года № 569, настоящий Порядок регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей-физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Судом по делу установлено, что МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» является юридическим лицом, что подтверждается решением о государственной регистрации № 11 от 15 января 2010 года и свидетельством о постановке его на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 15 января 2010 года. (том 1л.д. 11 -12)

Из распоряжения от 13 октября 2009 года № 51-р и приказа № 347 от 15.10.2009 года следует, что с 13.10.2009 года Рыбалкина Л.В. назначена на должность главного врача МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района». (том 1л.д. 13-14)

Штатным расписанием по МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района», составленным по состоянию на 1 января 2010 года и утвержденным главным врачом Л.В. Рыбалкиной,(том 1л.д. 4-10 ) в указанной организации предусмотрены следующие рабочие места:

заместителя главного врача по медчасти в количестве одной единицы,

врача ультразвуковой диагностики в количестве одной единицы,

врача акушера-гинеколога в количестве одной единицы,

санитарки- уборщицы в количестве одной единицы,

санитарки в количестве одной единицы,

Согласно Уставу ответчик самостоятельно осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Вместе с тем, в нарушение требований трудового законодательства, аттестация рабочих места организации по условиям труда, ответчиком не проведена.

МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст. ст. 22, 212 Трудового кодекса РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица.

Согласно ст.353 ТК РФ на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает исковые требования прокурора Дубовского района Волгоградской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

Доводы ответчика о том, что в законе не указан пресекательный срок проведения аттестации несостоятельны, поскольку из п.5 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 569 от 31 августа 2007 года следует, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Доводы ответчика противоречивы, поскольку не признавая иск прокурора, представитель ответчика в то же время указал, что МУЗ «ЦРБ Дубовского района» выполняя требования трудового законодательства о проведении аттестации рабочих мест, создало аттестационную комиссию и начало проведение аттестации.

Доводы ответчика о том, что МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» не является надлежащим ответчиком, а таковым является администрация Дубовского муниципального района суд отвергает, потому что в силу приведенных выше норм закона именно работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации, а согласно Устава главный врач самостоятельно определяет численный, квалификационный и штатный состав работников, нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности, заключает с ними трудовые договора (контракты), утверждает должностные инструкции работников. Работодателем является МУЗ «ЦРБ Дубовского района».

Доводы ответчика о том, что МУЗ «ЦРБ Дубовского района» не имеет права самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами, а для оформления аттестации рабочих мест по условиям труда требуются значительные средства - 2 400 000 рублей не состоятельны и не являются основанием для отказа в иске, поскольку согласно Трудовому кодексу Российской Федерации работодатель, в данном случае МУЗ «ЦРБ Дубовского района» - обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников, а действующее законодательство не связывает проведение работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда с его финансовыми возможностями.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает исковые требования прокурора Дубовского района Волгоградской области об обязывании муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница Дубовского муниципального района» провести аттестацию рабочих мест законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница Дубовского муниципального района» провести аттестацию рабочих мест:

заместителя главного врача по медчасти в количестве одной единицы,

врача ультразвуковой диагностики в количестве одной единицы,

врача акушера-гинеколога в количестве одной единицы,

санитарки в количестве одной единицы,

санитарки- уборщицы в количестве одной единицы,

Решение в кассационном порядке может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Дубовский районный суд Волгоградской области в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 2 августа 2010 года.

Судья Л.П.Гайдамакина