Решение об удовлетворении иска природоохранного прокурора об обязывании ответчиков изготовить проект ЗСО.



Дело № 2-1653/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2010 года г. Дубовка

Дубовский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Репина А.Я. единолично,

при секретаре: Овчинниковой М.Ф.,

с участием: представителя истца Волгоградского межрайонного природоохранного прокуратура Чепуркова О.С.,

представителя ответчика огороднического некоммерческого товарищества «Прямобалкинское» Цыбанева И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации Прямобалкинского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области, огородническому некоммерческому товариществу «Прямобалкинское» об обязывании действий,

У С Т А Н О В И Л:

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Прямобалкинского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области, огородническому некоммерческому товариществу «Прямобалкинское» об обязывании действий.

В обоснование исковых требований указал, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения природоохранного законодательства, и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обеспечения питьевой водой жителей поселка Прямая балка Дубовского муниципального района Волгоградской области со стороны ОНТ «Прямобалкинское» и администрации Прямобалкинского сельского поселения.

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче муниципального имущества в эксплуатацию и обслуживание, администрация передала муниципальное имущество коммунальной сферы, в т.ч. артезианские скважины №№ № ОНТ «Прямобалкинское» для подачи питьевой воды населению посёлка.

Пункт 1.6 СанПиН предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Как установлено проверкой указанные требования ОНТ «Прямобалкинское» не выполняются: отсутствует проект зоны санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения, а также санитарно-эпидемиологического заключение о соответствии его санитарным правилам. В указанной связи еще в 2009 году прокуратурой в адрес ОНТ вносилось представление за №. Согласно полученного ответа от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение данных требований санитарно-эпидемиологического законодательства ОНТ «Прямобалкинское» не имеет финансовых средств.

Согласно полученного ответа на запрос прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ №, до настоящего времени (т.е. спустя больше полтора года) проект ЗСО не разработан, санитарно-эпидемиологического заключение о соответствии его санитарным правилам отсутствует.

В указанной связи, для защиты нарушенных прав прокурор обращается в суд с требованием о возложении данной обязанности судебным решением на ОНТ «Прямобалкинское».

Выполнение указанных требований законодательства должно быть солидарно возложено также на администрацию Прямобалкинского сельского поселения, поскольку она является собственником имущества и органом местного самоуправления, а в соответствии с положениями ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения.

В адрес администрации также вносилось представление как к собственнику, однако мер также принято не было.

ОНТ «Прямобалкинское» и администрация Прямобалкинского сельского поселения, обеспечивая население поселка Прямая Балка питьевой водой из источников питьевого водоснабжения при отсутствии утвержденного проекта ЗСО, имеющего положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, нарушает требования природоохранного и санитарного законодательства.

Тем самым, нарушаются права потребителей услуг водоснабжения - жителей поселка Прямая Балка Дубовского района Волгоградской области, а также права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, временно находящихся на указанной территории (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться), то есть субъектов, персонифицировать которых невозможно.

Истец просил обязать обязать ОНТ «Прямобалкинское» Дубовского района Волгоградской области и администрацию Прямобалкинского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения поселка Прямая Балка (артезианской скважины №№ 01562, 6550, 3263, 7987) и представить данный проект для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации Прямобалкинского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в судебное заседание не явился, в суд представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело без участия их представителя.

Суд считает возможным на основании ст.167 ГПК рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие не явившихся в суд вышеуказанных представителя ответчика администрации Прямобалкинского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области, представителя третьего лица стороне истца.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика огороднического некоммерческого товарищества «Прямобалкинское» Цыбанев И.В. исковые требования признал частично. Суду показал, что администрация не производит надлежащего финансирования, в связи с чем ОНТ «Прямобалкинское» испытывает финансовые затруднения для выполнения требований межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», окружающая среда - совокупность компонентов природной среды (куда помимо земли, почвы, воды, атмосферного воздуха, растительного, животного мира, входят и недра), обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно требований ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу п. 3 ст. 43 Водного кодекса РФ № 74-ФЗ от 03.06.2006г., порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992г. № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.

Исходя из положений ст. 23 данного Закона к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся:

-охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку (пункт 7);

-предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 11).

В целях предотвращения загрязнения водных объектов постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002г. № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02». Указанные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Пунктом 1.4 приведенных СанПиН определено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно п. 3.2.1.1 СанПиН, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Не допускается водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды (п. 3.2.1.2 СанПиН).

Пункт 1.6 СанПиН предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

В соответствии с пунктом 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02 в состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г., проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии со ст. 39 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 22 ГПК РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

Согласно представления Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № года следует, что председатель ОНТ «Прямобалкинское» обязан в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений природоохранного законодательства, а именно: разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с целью оформления надлежащим образом лимитов на размещение отходов, а также разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (л.д. 7-9).

В соответствие с договором передачи муниципального имущества в эксплуатацию и обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Прямобалкинского сельского поселения передала ОНТ «Прямобалкинское» в эксплуатацию и обслуживание имущество перечисленное в приложении № к договору в том числе и водозаборные скважины №, №, 3263, 7987, для использования в целях обеспечения населения водой (л.д. 14-16).

Согласно п. 1.2. вышеуказанного договора имущество, переданное в эксплуатацию и обслуживание, является собственностью администрации Прямобалкинского сельского поселения.

Из сообщений председателя ОНТ « Прямобалкинское» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи со сложившимся тяжёлым финансовым положением ОНТ не располагает денежными средствами необходимыми для разработки требуемых проектов (л.д. 10-12, 13).

Как усматривается из материалов дела, ОНТ «Прямобалкинское» обеспечивает население поселка Прямая Балка питьевой водой из источников питьевого водоснабжения при отсутствии утвержденного проекта зон санитарной охраны.

При этом единственным доводом представителя ответчика, является отсутствие денежных средств.

Вместе с тем, действующее законодательство не связывает осуществление хозяйственной и иной деятельности юридических лиц по эксплуатации объектов, влияющих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения с их финансовыми возможностями, поэтому вышеизложенный довод представителя ответчика суд находит несостоятельным.

Исходя из установленных судом обстоятельств, администрацияПрямобалкинского сельского поселения на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ передала находящееся в собственности последней муниципальное имущество коммунальной сферы, в т.ч. артезианские скважины №№ № в эксплуатацию и обслуживание ОНТ «Прямобалкинское» для подачи питьевой воды населению.

В соответствии с положениями ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения.

Следовательно, ответственность по разработкепроекта зоны санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения, а также получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правиламлежит и наадминистрацииПрямобалкинского сельского поселенияДубовского муниципального района Волгоградской области.

С учетом изложенного, исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Обязать огородническое некоммерческое товарищество «Прямобалкинское» Дубовского района Волгоградской области и администрацию Прямобалкинского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения поселка Прямая Балка (артезианской скважины №№ №) и представить данный проект для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение в 10-ти дневный срок может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области.

Мотивированное решение составлено 19 ноября 2010 года.

Судья (подпись)

Копия верна: Судья А.Я. Репин