Решение об удовлетворении требований об обязывании сельское поселение разаботать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения



Дело № 2-1711/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дубовка 10 декабря 2010 года

Дубовский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Гайдамакиной Л.П., единолично,

при секретаре: Макаровой Н.В.,

с участием: помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Коваленко О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области, огородническому садоводческому некоммерческому товариществу «Оленье» об обязывании совершения определённых действий,

УСТАНОВИЛ:

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд к администрации Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области, ОСНТ «Оленье» об обязывании совершения определённых действий.

В обоснование заявленных требований прокурором указано, что проведённой Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства, и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обеспечения питьевой водой жителей поселка Оленье Дубовского муниципального района Волгоградской области со стороны ОСНТ «Оленье» и администрации Оленьевского сельского поселения.

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче муниципального имущества в эксплуатацию и обслуживание, администрация передала муниципальное имущество коммунальной сферы, в том числе артезианские скважины №№ 0467, 7850, 7968, 0468 ОСНТ «Оленье» для подачи питьевой воды населению посёлка.

Как установлено проверкой ОСНТ «Оленье» не выполняются требования Федерального закона «Об охране окружающей среды», Водного кодекса РФ, Закона РФ «О недрах», Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», а именно: отсутствует проект зон санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения, а также санитарно-эпидемиологического заключение о соответствии его санитарным правилам.

В указанной связи еще в 2009 году прокуратурой в адрес ОСНТ вносилось представление за №. Из полученного ответа от 3 июня 2009 года на выполнение данных требований санитарно-эпидемиологического законодательства администрация Оленьевского сельского поселения осуществляла передачу документов в ОСНТ.

Согласно полученного ответа от ДД.ММ.ГГГГ года № на запрос прокуратуры, до настоящего времени (то есть спустя больше полтора года) проект ЗСО не разработан, санитарно-эпидемиологического заключение о соответствии его санитарным правилам отсутствует. Заключён лишь договор с ООО «ПТБ «Волгоградгражданстрой» на разработку проекта, однако денежные средства на оплату по договору отсутствуют.

В указанной связи, для защиты нарушенных прав прокурор обращается в суд с требованием о возложении данной обязанности судебным решением на ОСНТ «Оленье».

В соответствии со ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выполнение данных требований законодательства должно быть солидарно возложено также на администрацию Оленьевского сельского поселения, поскольку она является собственником имущества и органом местного самоуправления. В адрес администрации также вносилось представление как к собственнику, однако мер также принято не было.

ОСНТ «Оленье» и администрация Оленьевского сельского поселения, обеспечивая население поселка Оленье питьевой водой из источников питьевого водоснабжения при отсутствии утверждённого проекта зон санитарной охраны, имеющего положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, нарушает требования природоохранного и санитарного законодательства.

Тем самым, нарушаются права потребителей услуг водоснабжения - жителей посёлка Оленье Дубовского района Волгоградской области, а также права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, временно находящихся на указанной территории (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться), то есть субъектов, персонифицировать которых невозможно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать ОСНТ «Оленье» Дубовского района Волгоградской области и администрацию Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения поселка Оленье (артезианских скважин №№ 0467, 7850, 7968, 0468) и представить данный проект для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Коваленко О.С. просила удовлетворить исковые требования по вышеизложенным основаниям.

Представители ответчиков - администрации Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района, ОСНТ «Оленье», извещённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, представили в суд заявления о признании исковых требований прокурора (л.д.35, 36).

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела без участия их представителя (л.д.38).

На основании ч.ч.3, 4, 5 ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть настоящее дело в отсутствие указанных участников процесса.

Выслушав объяснения помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Коваленко О.С., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст.1, 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.39 указанного выше Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Судом по делу установлено, что администрация Оленьевского сельского поселения Дубовского района Волгоградской области является собственником имущества - артезианских скважин №№ 0467, 7850, 7986, 0468 для подачи воды населению, расположенных в с. Оленье Дубовского муниципального района Волгоградской области (л.д.16-22).

ДД.ММ.ГГГГ администрация Оленьевского сельского поселения Дубовского района Волгоградской области передала на обслуживание ОСНТ «Оленье», в том числе, артезианские скважины №№ 0467, 7850, 7986, 0468, что подтверждено представленным суду договором о передаче муниципального имущества на обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-19).

В 2009 году Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности администрации Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области и ОСНТ «Оленье», по результатам которой установлено, что ОСНТ «Оленье» обеспечивает население с. Оленье питьевой водой из источников водоснабжения при отсутствии утверждённого проекта зон санитарной охраны, заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, тем самым нарушая следующие требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д.7-9, 11-13).

В силу п. 3 ст. 43 Водного кодекса РФ порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утверждённых в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.

На основании ст. 23 данного Закона к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся: охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку (пункт 7); предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 11).

В целях предотвращения загрязнения водных объектов постановлением Главного государственного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02».

Указанные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Пунктом 1.4 СанПиН определено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно п. 3.2.1.1 СанПиН, территория первого пояса зон санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Не допускается водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды (п. 3.2.1.2 СанПиН).

Пункт 1.6 СанПиН предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих её поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трёх поясов зон санитарной охраны.

В соответствии с пунктом 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02 в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

На основании ст.39 указанного выше Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

30 сентября 2009 года Волгоградской межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> и председателя ОСНТ «Оленье» ФИО2 были вынесены представления об устранении нарушений вышеуказанного санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления (л.д.7-9, 11-13).

Согласно сообщения ОСНТ «Оленье» от 3 июня 2009 года источники питьевого водоснабжения имеют зоны санитарной охраны, в настоящий момент идёт передача документации на зоны санитарной охраны администрацией Оленьевского сельского поселения в ОСНТ «Оленье», заключён договор с Дубовским ЖКХ на вывоз отходов производства и потребления и совместно с администрацией Оленьевского сельского поселения заказан проект нормативов образования отходов и лимитов (л.д.14).

Из сообщений главы Оленьевского сельского поселения от 9 апреля 2009 года и 1 сентября 2010 года следует, что до настоящего времени проект зон санитарной охраны не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам отсутствует, заключён лишь договор с ООО «ПТБ «Волгоградгражданстрой» на разработку проекта, однако денежные средства на оплату по договору отсутствуют (л.д.10, 15).

Как следует из представленного в суд платёжного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области уплачено <данные изъяты> рублей за разработку проекта зоны санитарной охраны скважины пол договору № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района и ОСНТ «Оленье» работа по устранению нарушений вышеуказанного законодательства началась, однако суд учитывает, что на настоящее время уже прошло более одного года со дня вынесения прокурором представлений о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления.

В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения.

В связи с тем, что администрация Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области является собственником артезианских скважин и органом местного самоуправления, выполнение указанных выше требований законодательства должно быть солидарно возложено, в том числе, и на указанную администрацию.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что ОСНТ «Оленье» и администрация Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области, обеспечивая население посёлка Оленье питьевой водой из источников питьевого водоснабжения при отсутствии утверждённого проекта зон санитарной охраны, имеющего положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, безусловно, нарушают требования действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, и учитывая, что не исполнением требований законодательства нарушаются права потребителей услуг водоснабжения - жителей посёлка Оленье Дубовского района Волгоградской области, а также права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, временно находящихся на указанной территории, суд считает исковые требования Волгоградского межрайонного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,суд

Р Е Ш И Л:

Обязать огородническое садоводческое некоммерческое товарищество «Оленье» и администрацию Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения посёлка Оленье (артезианских скважин №№ 0467, 7850, 7968, 0468) и предоставить данный проект для утверждения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решение в 10-ти дневный срок может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Дубовский районный суд Волгоградской области.

Мотивированное решение составлено 15 декабря 2010 года.

Судья: подпись Л.П. Гайдамакина

Копия верна:

Судья Л.П.Гайдамакина