Решение об удовлетворении иска прокурора об обязывании действий по обеспечению пожарной безопасности.



Дело № 2-1597/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дубовка 13 ноября 2010 года

Дубовский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи РЕПИНА А.Я., единолично,

при секретаре ОВЧИННИКОВОЙ М.Ф.,

с участием представителя истца: старшего помощника прокурора Дубовского района Волгоградской области ГРЕБЕННИКОВА В.А.,

представителя ответчика: администрации Суводского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области КОБЛОВОЙ Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации Суводского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области о понуждении к действиям по обеспечению пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дубовского района Волгоградской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации Суводского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области о понуждении к действиям по обеспечению пожарной безопасности.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Дубовского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности администрацией Суводского сельского поселения Дубовского муниципального района, в ходе которой выявлены существенные нарушения Федеральных законов от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Просил суд понудить ответчика сформировать подразделение муниципальной пожарной охраны; оснастить места общего пользования первичными средствами пожаротушения, разместив их на здании администрации Суводского сельского поселения и на здании Дома культуры Суводского сельского поселения; подготовить необходимые средства для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, путём создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; оборудовать систему оповещения населения и подразделений государственной противопожарной службы о пожаре, путём установки сирены.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Тракторозаводского отделения государственного пожарного надзора УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области по обслуживанию Дубовского района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд считает возможным на основании ст.167 ч.5 ГПК рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие не явившегося в суд вышеуказанного представителя третьего лица на стороне истца, направив ему копию решения.

В судебном заседании представитель истца Гребенников В.А. поддержал исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Коблова Н.Н. исковые требования признала полностью.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (абз. 12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.10.2002 N 129-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу ст.11 ч.2 указанного закона органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 206-ФЗ)

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

В соответствии с определением, данным в ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Из анализа статей указанного Закона вытекает, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности входит в компетенцию только поселений и городских округов (подп. 9 п. 1 ст. 14 и подп. 10 п. 1 ст. 16). Согласно этому же Закону органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями входящих в них муниципальных образований.

Меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Следовательно, первичные меры пожарной безопасности - это изначальные мероприятия, реализуемые на низовом уровне, направленные непосредственно на предотвращение неконтролируемых возгораний.

Согласно ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Судом установлено, что в соответствии с Уставом Суводского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области к вопросам местного значения относятся в том числе и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения (л.д.35).

Согласно постановлению главы сельского поселения утверждено Положение о добровольной пожарной охране Суводского сельского поселения (л.д.14-24).

Кроме того ответчиком суду представлен реестр добровольных пожарных подразделений добровольной пожарной охраны (л.д.21.22), план привлечения сил и средств на тушение пожаров (л.д.25-26), распоряжение о создании резервов и материальных ресурсов (л.д.28).

Представленные ответчиком, изложенные выше доказательства свидетельствуют о проведении ответчиком определённой работы в области пожарной безопасности.

Вместе с тем ответчиком в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлены суду доказательства, что им выполнены противопожарные мероприятия, указанные в исковых требованиях прокурора района.

Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности с их финансовыми возможностями, поэтому вышеизложенный довод представителя ответчика суд находит несостоятельным.

В соответствии со ст.ст.9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы
местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого крага лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности и соответствуют целям защиты интересов неопределённого круга лиц, поскольку направлены на обеспечение мер пожарной безопасности. Несоблюдение вышеуказанных требований федерального законодательства подвергает опасности жизнь и здоровье граждан, может повлечь причинение значительного материального ущерба в результате отсутствия возможности тушения пожара.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора Дубовского района Волгоградской области суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Понудить администрацию Суводского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области:

сформировать подразделение муниципальной пожарной охраны;

оснастить места общего пользования первичными средствами пожаротушения, разместив их на здании администрации Суводского сельского поселения и на здании Дома культуры Суводского сельского поселения;

подготовить необходимые средства для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, путём создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

оборудовать систему оповещения населения и подразделений государственной противопожарной службы о пожаре, путём установки сирены.

Решение в 10-ти дневный срок может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области.

Судья: (подпись)

Копия верна: судья А.Я. РЕПИН