Дело № 2-215/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дубовка 16 февраля 2011 года
Дубовский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Ускова Г.В., единолично,
при секретаре Баранчиковой Н.А.,
с участием истца Аношина О.В.,
представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Дубовском районе Волгоградской области- ведущего специалиста- эксперта (юрисконсульта) Кузьменко С.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аношина Олега Викторовича к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Дубовском районе Волгоградской области о признании решения незаконным, отмене незаконного решения и обязывании назначить досрочную вторую трудовую пенсию, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Аношин О.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Дубовском районе Волгоградской области о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении второй досрочной трудовой пенсии незаконным, отмене указанного решения, обязывании назначить вторую трудовую пенсию со дня обращения с заявлением с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании судебных расходов по составлению иска в размере № рублей.
В иске указано, что ответчик Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Дубовском районе Волгоградской области по заявлению истца Антошина О.В. от ДД.ММ.ГГГГ вынесло решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении второй трудовой пенсии по достижении истцом Антошиным О.В. 50 лет при наличии необходимого стажа, мотивируя отказ тем, что военнослужащие и военнообязанные, принимавшие участие в 1986-1987 годах в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшими инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, получающие пенсию по инвалидности вследствие военной травмы по государственному пенсионному обеспечению, имеют право на назначение второй трудовой пенсии по старости по достижению 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Истец Аношин О.В. считает, что ответчик неправильно истолковал действия федеральных законов, чем лишил его права получения пенсии по старости с 50 лет.
Во-первых, право на получение пенсии по инвалидности, связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации аварии на ЧАЭС, никем не оспаривается. Согласно выписки из акта освидетельствования учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы сер. № №, Аношин О.В. <данные изъяты>
Во-вторых, в пенсионном удостоверении истца Аношина О.В. №, выданном ДД.ММ.ГГГГ, указано о праве на компенсации и льготы, установленные законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС».
В-третьих, ликвидаторам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены две пенсии: государственная пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости при наличии 20 лет трудового стажа в 50 лет участникам ликвидации последствий в 1986-1987 годах и на объектах «Укрытие» в 1988-1990 годах, а участвующие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы позднее 1988-1990 годов в 55 лет при наличии страхового стажа 25 лет.
В-четвёртых, ответчик Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Дубовском районе Волгоградской области не учло, что истец Антошин О.В. являлся <данные изъяты> ранее 1988-1990 годов.
В связи с чем, просит суд признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении второй трудовой пенсии от незаконным и отменить его, обязать назначить вторую трудовую пенсию со дня обращения с заявлением с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать судебные расходы по составлению иска в размере № рублей.
В судебном заседании истец Аношин О.В. иск поддержал и в обоснование своих требований сослался на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Дубовском районе Волгоградской области Кузьменко С.В. иск не признала, возражая против его удовлетворения пояснила суду, что Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Федеральное законодательство, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и военнообязанных граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, регулируется следующими нормативными актами: законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС», федеральным законом РФ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», федеральным законом РФ от 17.12.2001 г. « О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно выписки из акта освидетельствования учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы сер. № №, Аношин О.В. имеет третью группу инвалидности, связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации аварии на ЧАЭС.
Истец с ДД.ММ.ГГГГ получает пенсию по инвалидности в соответствии с пп.2 п.1. ст. 10 федеральным законом РФ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», согласно которому право на пенсию имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно с п. 2 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Пенсия по инвалидности назначается гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости, предусмотренную нормами федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Согласно п.2 ст. 10 вышеуказанного федерального закона, пенсия по старости назначается гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
В случае, если истец откажется от пенсии по инвалидности и выразит желание получать пенсию по старости, предусмотренную нормами федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ему будет назначена пенсия по старости при достижении возраста 50 лет при наличии трудового стажа не менее пяти лет. В данном случае истец не будет иметь право на одновременное получение двух пенсий.
Право на одновременное получение двух пенсий в соответствии со ст. 3 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная федеральным законом РФ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», и трудовая пенсия по старости, предусмотренная нормами федерального законом РФ от 17.12.2001 г. « О трудовых пенсиях в РФ».
В п.2. ст. 4 федерального закона РФ от 17.12.2001 г. « О трудовых пенсиях в РФ» говорится, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии, установленной в соответствии с федеральным законом РФ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно пп.З.п.1. ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25.
На основании вышеизложенного, истец не имеет права на назначение второй трудовой пенсии по старости в 50 лет, в соответствии с нормами ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Вопрос о назначении второй трудовой пенсии военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который определением от 25.01.2007 г. № 19-0 установил, что изменение правового регулирования в отношении рассматриваемой категории граждан является прерогативой законодателя.
Кроме того, указанная позиция подтверждена Верховным судом РФ (постановление Пленума ВС РФ от 14.12.2000 г. № 35, Определение ВС РФ от 26.12.2005 г. № 42-В05-11, определение ВС РФ от 25.07.2008 г. № 46-В08-8) исходя из которой инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в норме пункта 2 статьи 29 Закона от 15.05.1991 г. № 1244-1, после 01.01.2002 г. имеют право на получение двух пенсий на основании пункта 3 ст.З Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166 - ФЗ. При этом назначение второй трудовой пенсии по старости может быть осуществлено на основании пп.З. п.1. ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г, № 173-ФЗ как инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам до достижения возраста 55 лет при наличии страхового стажа не менее 25 лет.
Истец просит суд назначить ему трудовую пенсию по старости с момента обращения -ДД.ММ.ГГГГ, однако согласно паспорту истца, дата рождения Аношина О.В. - ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости истец право на указанную пенсию не имел.
Частью 1 ст. 100 ГПК РФ также оговорено, что суд обязан взыскивать указанные расходы в разумных пределах. Следовательно, взыскание расходов на оплату услуг представителя законодатель ставит в зависимость от категории разумности пределов. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату слуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования ст. 17 ( часть 3) Конституции РФ.
Одним из критериев определения разумности является объем работы, затраченные усилия представителя на составление искового заявления. Основа искового заявления - описание документов: решения об отказе в назначении второй трудовой пенсии, справки ВТЭК, пенсионного удостоверения. В исковом заявлении отсутствуют ссылки на нормы закона, что свидетельствует о том, что при подготовке искового заявления не проводилась работа в части подбора соответствующего нормативного материала для аргументации заявленных требований.
Таким образом, считаем, что сумма расходов на оплату юридических услуг заявленная ко взысканию с ответчика несоразмерна объему проведенной работы по составлению искового заявления.
В квитанции указано, что истец отказался от бесплатной юридической помощи и выразил желание оплатить услуги адвоката.
В соответствии со ст. 26 Закона № 63-ФЗ, юридическая помощь гражданам РФ, доходы которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с федеральным законодательством, оказывается бесплатно гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий.
Согласно Закону Волгоградской области от 17.03.1998 N 157-ОД "О гарантиях юридической помощи и о распространении правовых знаний среди населения Волгоградской области" юридическая помощь оказывается бесплатно гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий.
Более того, Управление Пенсионного фонда РФ в Дубовском районе Волгоградской области является государственным учреждением.
Деятельность Пенсионного фонда РФ имеет исключительную социальную значимость, и все его средства на основании п.1 ст.16 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Бюджет Пенсионного фонда утверждается ежегодно. Федеральным законом от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" расходная статья «судебные расходы» не предусмотрена.
Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии со ст. 18 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на: выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном
пенсионном страховании.
Таким образом, денежные средства Пенсионного фонда имеют строго целевое назначение, в связи с чем, расходование денежных средств на оплату судебных расходов и морального вреда, является нарушением закона.
Не целевое использование денежных средств Пенсионного фонда на оплату судебных расходов и компенсации морального вреда отразится на своевременности и полноте выплаты пенсий, что приведет к ущемлению пенсионных прав пенсионеров Волгоградской области.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющим право на одновременное получение двух пенсий, гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В судебном заседании установлено, что Аношин О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, перенесшим заболевания, связанные с радиационным излучением и ставший инвалидом. Данное обстоятельство подтверждается копией паспорта (л.д.6), удостоверением участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС серии А № (лд.) и удостоверением серии А № (л.д.8).
Как следует из справки сер. № №, Аношин О.В. имеет третью группу инвалидности бессрочно, связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации аварии на ЧАЭС (л.д.9).
На основании решения отдела социальной защиты населения Дубовского района Волгоградской области Аношин О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является получателем пенсии по инвалидности (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ Антошин О.Б. обратился к ответчику Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Дубовском районе Волгоградской области с заявлением о назначении второй трудовой пенсии (л.д.).
Решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Дубовском районе Волгоградской области от № от ДД.ММ.ГГГГ Антошину О.В. отказано в назначении второй трудовой пенсии на том основании, что военнослужащие и военнообязанные, принимавшие участие в 1986-1987 годах в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшими инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, получающие пенсию по инвалидности в следствие военной травмы по государственному пенсионному обеспечению, имеют право на назначение второй трудовой пенсии по старости по достижению 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) (л.д.5).
Таким образом, поскольку к моменту обращения Антошин О.В. не достиг 55 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у него не возникло.
При таких обстоятельствах решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Дубовском районе Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении второй досрочной трудовой пенсии обосновано и законно, в связи с чем, отмене не подлежит.
Доводы истца Аношина О.В. о том, что он имеет право на назначение второй трудовой в соответствии с законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» при достижении возраста 50 лет, в связи с тем что, указанным законом установлены две пенсии: государственная пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости при наличии 20 лет трудового стажа, а также что Аношин О.В. является участникам ликвидации последствий в 1986-1987 годах, не основаны на законе.
Кроме того, Аношин О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, просит назначить ему вторую трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ при достижении 50 лет, однако 50 лет ему исполнилось только ДД.ММ.ГГГГ.
Не подлежит удовлетворению требование истца о взыскании судебных расходов по составлению иска в размере № рублей.
Частью 1 ст. 100 ГПК РФ предусмотрена возможность взыскания по письменному ходатайству стороны, в пользу которой состоялось решение, расходов на оплату услуг представителя. Однако решение суда состоялось в пользу ответчика, следовательно, взыскание расходов на оплату услуг представителя истца не основано на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Аношина Олега Викторовича к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Дубовском районе Волгоградской области о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении второй трудовой пенсии незаконным, отмене решения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Дубовском районе Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении второй трудовой пенсии и назначении досрочной второй трудовой пенсии, взыскании судебных расходов в размере № рублей отказать.
Решение в 10-ти дневный срок может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области.
Мотивированный текст решения изготовлен 21 февраля 2011 года.
Судья (подпись)
Копия верна
Судья Г.В. Усков