Решение об удовлетворении требований прокурора об обязывании администрации района увеличить количество дошкольных учреждений



№ 2-649/2011г.               

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Дубовка                                       29 июля 2011 года

Дубовский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Гайдамакиной Л.П.,

при секретаре Макаровой Н.В.,

с участием:

помощника прокурора Дубовского района Волгоградской области Федоренко С.В.

представителя третьего лица - отдела по образованию Администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области Картушиной Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений и увеличения количества мест в существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Дубовского муниципального района,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Дубовского муниципального района <адрес> о возложении обязанности по обеспечению предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений района и увеличения количества мест в существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях района.

В обосновании иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией Дубовского муниципального района действующего законодательства при предоставлении несовершеннолетним жителям Дубовского муниципального района дошкольного образования, которой установлено, что на территории <адрес> складывается неблагополучная ситуация с обеспечением детей дошкольными образовательными услугами.

Установлено, что на территории Дубовского муниципального района проживают 1853 ребенка в возрасте от одного года до семи лет, необходимое количество мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях составляет 1130. Проектная мощность (вместимость) всех дошкольных учреждений района составляет 584 места. Таким образом, дефицит мест в детских дошкольных учреждениях района составляет 510 мест.Система дошкольного образования на территории района состоит из 11 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 620 детей.В очереди на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях состоят 510 детей, при этом ежегодно количество нуждающихся в получении данных услуг растет.

Таким образом, из приведенной статистики следует, что существует необходимость увеличения детских образовательных учреждений.

Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ определено, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Указанные полномочия отнесены к вопросам местного значения Дубовского муниципального района.

Кроме того, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года дошкольное образование рассматривается как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, улучшения демографической ситуации в Российской Федерации.

Помимо этого, Федеральным законом № 51-ФЗ от 10.04.2000 г. утверждена Федеральная программа развития образования, как организационная основа государственной политики Российской Федерации в области образования.

В связи с этим прокурор просит обязать администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области в срок до 01 сентября 2012 года обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений района и увеличения количества мест в существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях района.

Определением Дубовского районного суда Волгоградской области от 19 июля 2011г по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика по данному гражданскому делу привлечён отдел по образованию Администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области ( том 1 л.д. 76-77).

В судебном заседании помощник прокурора Дубовского района Волгоградской области Федоренко С.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить их.

         Представитель ответчика- администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, поступило в суд заявление от представителя по доверенности Калмыковой Е.В. о рассмотрении дела без участия представителя ответчика. Раннее данные в судебном заседании ею объяснения поддерживает, просит в удовлетворении требований прокурора отказать. (том 1 л.д.89)

На основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика- администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области.

Представитель третьего лица - отдела по образованию Администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области Картушина Е.А., возражала против удовлетворения исковых требований прокурора. Суду показала, что в настоящее время сеть учреждений, реализующих программы дошкольного образования в Дубовском муниципальном районе состоит из 13 дошкольных образовательных учреждений. Из них функционирует на ДД.ММ.ГГГГ 11. Деятельность двух МДОУ приостановлена: в сентябре 2005года Стрельношироковского д/с из-за отсутствия детей и необходимости капитального ремонта, а в апреле 2010 года - Малоивановского д/с, находящегося в настоящее время на капитальном ремонте.

В 11 дошкольных образовательных учреждениях функционирует 28 групп, которые посещает 583 ребенка.

В районе ведется целенаправленная работа по расширению сети дошкольныхучреждений, обеспечению доступности дошкольного образования.

Анализ сети дошкольных учреждений за последние пять лет показывает положительную динамику. За указанный период не закрыто ни одно дошкольное образовательное учреждение. Открыто два детских сада:МДОУ Пичужинский детский сад на 2 группы (35детей); МДОУ Суводской детский сад на 1 группу (15 детей).В двух дошкольных образовательных учреждениях открыты дополнительные группы:в ДОУ №7 г. Дубовка открыта группа на 20 человек;в МДОУ д/с №3 г. Дубовка открыта группа на 20 человек.В октябре 2010г. открыты дошкольные группы полнодневного пребывания в МОУ СОШ №1 г. Дубовки и МОУ ООШ г. Дубовки общей численностью 50 человек.

Таким образом, количество мест для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях района увеличилось на 140.

Общий охват детей дошкольного возраста различными формами дошкольного образования в районе составляет 48,4 %. По состоянию на 28.07.2011г. очередь в ДОУ г. Дубовки     составляет 423 человека. Из них дети в возрасте от 0 до 3-х лет - 267 человек,от 3 до 7 лет - 154 человека.

С целью сокращения очереди в ДОУ, выравнивания уровня подготовки дошкольников в районе разработана и утверждена Постановлением Главы Дубовского муниципального района Модель предшкольного образования, которая сейчас активно внедряется. В районе появились новые формы дошкольного образования: активно вводятся в практику работы дошкольные группы полнодневного пребывания на базе общеобразовательных учреждений, группы кратковременного пребывания в образовательных учреждениях. В 2011-2012 уч. году будут функционировать:две дошкольные группы полнодневного пребывания в общеобразовательных учреждениях с общей численностью 50 человек; четыре дошкольные образовательные     группы на базе Центра детского творчества (планируется набрать 45 детей), группа кратковременного пребывания в МОУ ООШ г. Дубовки на 25 человек.

Кроме того, заканчиваются ремонтные работы в МДОУ Малоивановском детском садике,на которые из местного бюджета выделено 849,0 тыс. руб. В 3-ем квартале 2011 года работы будут завершены.

В январе 2010 года отделу по образованию передано в оперативное управление здание бывшего роддома, где планируется открыть 4 дополнительные группы (60 человек) МДОУ детсад №4 г. Дубовка. Подготовлена проектно-сметная документация, в настоящее время проводится экспертиза ПСД в ГУ «Волгоградоблгосэкспертиза». По результатам положительного заключения госэкспертизы этот объект будет включен в долгосрочную областную целевую программу «Развитие дошкольного образования Волгоградской области» на 2011-2013 годы.

С целью создания условий для повышения доступности дошкольного образования в районе разработана долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования Дубовского муниципального района на 2011-2013годы», приоритетной задачей которой является развитие сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений, увеличения мест в существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, открытие дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях.

Считает, что администрацией Дубовского муниципального района, отделом по образованию ведется целенаправленная работа по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных учреждений района, увеличения количества мест в существующих дошкольных образовательных учреждениях и открытия дошкольных групп в общеобразовательных школах, а поэтому просит в удовлетворении требований прокурора отказать.

Суд, выслушав прокурора, представителя третьего лица Картушину Е.П., допросив свидетеля ФИО8., исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации на основе конституционного принципа юридического равенства.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантируются.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Кроме того, «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования», принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14.12.1960 года, и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Статьей 13 указанного выше Международного пакта установлено, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Положения статьи 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2).

При этом Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 года № 3266-1 (с последующими изменениями), закрепляя в пункте 1 статьи 18 положение о том, что родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, в пункте 3 той же статьи предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье, действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Пункт 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 года № 666 (далее - Положение) определяет дошкольное образовательное учреждение как тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Такие учреждения, согласно пункту 3 Положения обеспечивают воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Кроме того, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года дошкольное образование рассматривается как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, улучшения демографической ситуации в Российской Федерации.

Федеральным законом № 51-ФЗ от 10.04.2000г «Об утверждении Федеральной программы развития образования» утверждена Федеральная программа развития образования, как организационная основа государственной политики Российской Федерации в области образования.

Данная программа предусматривает, в том числе, основные
направления развития дошкольного образования,      а      именно:

обеспечение государством общедоступности услуг образовательных дошкольных учреждений для всех групп населения; создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода; сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения; поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях различных типов и видов; разработка программного и учебно-методического обеспечения государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ дошкольного образования; содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольных образовательных учреждений; обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования, внедрение новых образовательных технологий в системе дошкольного образования; совершенствование воспитательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
создание и функционирование системы дошкольных образовательных
учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения;
реализация новых подходов к формированию развивающей среды,
наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов
детей; обеспечение квалифицированного педагогическогоконсультирования родителей; расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых детям, не посещающим дошкольных образовательных учреждений; введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования.

В соответствии с пп. 2 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» и ст. 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Дубовского района Волгоградской области проведена проверка исполнения администрацией Дубовского муниципального района Волгоградской области действующего законодательства при предоставлении несовершеннолетним жителям Дубовского муниципального района дошкольного образования.

Проведенной прокуратурой района в мае 2011 года проверкой установлено, что на территории Дубовского района Волгоградской области складывается неблагополучная ситуация с обеспечением детей дошкольными образовательными услугами.

Установлено, что на территории Дубовского муниципального района проживают 1853 ребенка в возрасте от одного года до семи лет, необходимое количество мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях составляет 1130. Проектная мощность (вместимость) всех дошкольных учреждений района составляет 584 места. Таким образом, дефицит мест в детских дошкольных учреждениях района составляет 510 мест. (том 1 л.д. 7)

Система дошкольного образования на территории района состоит из 11 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 620 детей. (том 1 л.д. 7)

В очереди на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях состоят 510 детей, при этом ежегодно количество нуждающихся в получении данных услуг растет. (том 1 л.д. 7)

           В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В обоснование возражений на исковые требования прокурора представителем третьего лица- отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области сообщено, что администрацией Дубовского муниципального района, отделом по образованию ведется целенаправленная работа по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования, путем увеличения количества муниципальных дошкольных учреждений района, увеличения количества мест в существующих дошкольных образовательных учреждениях и открытия дошкольных групп в общеобразовательных школах, то есть принимаются определенные меры.

В Дубовском муниципальном районе в настоящее время, сеть учреждений, реализующих программы дошкольного образования, состоит из 13 дошкольных образовательных учреждений. Из них функционирует на 28.07.2011 года - 11, деятельность двух МДОУ приостановлена.В 11 дошкольных образовательных учреждениях функционирует 28 групп, которые посещает 583 ребенка. По состоянию на 28.07.2011г. очередь в ДОУ г. Дубовки     составляет 423 человека. Из них дети в возрасте от 0 до 3-х лет - 267 человек,от 3 до 7 лет - 154 человека.

Прокурор достоверность представленных ответчиком документов, как письменных доказательств, не оспаривает.

В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд расценивает представленные третьим лицом - отделом по образованию Дубовского муниципального района документы, как доказательство проведения определенной работы, направленной на организацию предоставления дошкольного образования на территории Дубовского муниципального района и г. Дубовка в целом.

Вместе с тем, наличие значительной очереди на получение мест в детских дошкольных учреждениях, «острой» нуждаемости в получении данных услуг, имеющегося дефицита мест в детских дошкольных учреждениях, по оценке суда свидетельствует о недостаточности проводимой администрацией района работы.

Прокурором Федоренко С.В. в судебном заседании указано, что с учетом проведения определенной работы, направленной на организацию предоставления дошкольного образования на территории г. Дубовка и Дубовского района, Волгоградской области, полагает определить срок исполнения требований прокурора по организации предоставления     доступного дошкольного образования до 01.09.2012 г, как указано в исковом заявлении.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Суд приходит к выводу, что иск правомочно предъявлен прокурором района в интересах неопределенного круга лиц, поскольку категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива.

Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ определено, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Указанные полномочия отнесены к вопросам местного значения Дубовского муниципального района.

Подпунктом 11 статьи 6 Устава Дубовского муниципального района Волгоградской области к вопросам местного значенияотнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Дубовского муниципального района. (том 1 л.д. 41-74)

Таким образом, суд считает, что Администрация Дубовского муниципального района Волгоградской области является по настоящему делу надлежащим ответчиком, а исковые требования прокурора - подлежащими удовлетворению.

Указанный прокурором срок для исполнения решения суда - до 01.09.2012 г. суд признает приемлемым и разумным, учитывающим необходимость обеспечения доступного дошкольного образования, увеличения дополнительных дошкольных учреждений на территории Дубовского муниципального района Волгоградской области.

       Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                      РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений и увеличения количества мест в существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Дубовского муниципального района удовлетворить.

Обязать администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области в срок до 01 сентября 2012 года обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений Дубовского муниципального района и увеличения количества мест в существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Дубовского муниципального района Волгоградской области.

           Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

          Мотивированное решение изготовлено 2 августа 2011 года.

                 Судья      подпись                                                        Л.П.Гайдамакина

Копия верна:

                 Судья                                                                                      Л.П.Гайдамакина