Дело № 2-693/2011 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 июля 2011 года г. Дубовка Дубовский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Репина А.Я., при секретаре Овчинниковой М.Ф., с участием помощника прокурора Дубовского района Волгоградской области Федоренко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственность «МетОйл» о признании незаконным бездействия природопользователя и понуждении его к действию, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Дубовского района Волгоградской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к ответчику обществу с ограниченной ответственность (далее ООО) «МетОйл» с требованиями о признании незаконным бездействия в невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду, об обязывании устранить в полном объёме допущенные нарушения законодательства, выразившееся в не предоставлении отчёта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и в невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Дубовского района Волгоградской области проведена проверка исполнения природопользователями Дубовского района требований природоохранного законодательства, в том числе в части обязательной постановки каждого природопользователя на учёт в Ростехнадзор как субъекта, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду и внесение им за это соответствующих платежей. В ходе указанной проверки установлено, что в нарушении действующего законодательства ООО «МетОйл» в 2011 году не предоставило отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке, не разработал проект нормативов образования отходов и лимитов на их разрешение, не отправила данный проект в Ростехнадзор, встал на учёт как субъект, осуществляющий негативное воздействие на окружающую среду, и не вносил за негативное воздействие на окружающую среду платежи в сроки, установленные законодательством. Таким образом, бездействие ООО «МетОйл» и не внесение платы нарушает интересы государства в части финансирования политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также конституционные права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании помощник прокурора Дубовского района Волгоградской области Федоренко С.В. поддержала исковые требования по основаниям указанным в иске. В связи с неявкой в судебное заседание ответчика просила вынести по делу заочное решение. Представитель ответчика ООО «МетОйл», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание не явился. О причинах своей неявки суд не известил и с заявлениями о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении судебного разбирательства по делу в суд также не обратился. Судом определено на основании ст. 233 ГПК РФ рассмотреть дело в порядке заочного производства. Представитель третьего лица - МУ «Экологический фонд Дубовского муниципального района Волгоградской области», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суд не известили и с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении судебного разбирательства по делу в суд также не обратились. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Управления Росприроднадзора по Волгоградской области в судебное заседание не явился, в суд представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Суд считает возможным на основании ч. 3 ст. 167 ГПК рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие не явившихся в суд вышеуказанных представителей третьих лиц. Выслушав объяснение помощника прокурора Дубовского района Волгоградской области Федоренко С.В., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В силу положений ст.ст.42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии со ст.16 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Согласно ст.18 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. На основании ст.23 указанного Закона плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно положений ст.11 данного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. В соответствии с ФЗ от 26.12.2005г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006г.», ФЗ от 19.12.2006г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007г.». ФЗ от 24.07.2007г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете па 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов», приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 24 от 21.01.2005г. Нижнее-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору исполняло функции администратора в части поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду. С 28 сентября 2010 года функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду переданы Федеральному Управлению Росприроднадзора Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 года № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы но надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору». На основании требований ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 20% поступлений зачисляется в федеральный бюджет, в размере 40% - зачисляется в бюджет субъекта РФ, 40% - в местный бюджет. При этом, исходя из положении ст.6 Бюджетного кодекса РФ, под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Уклонение хозяйствующими субъектами от обязанности по уплате сумм за негативное воздействие на окружающую среду, а также пассивная позиция уполномоченных органов, влекут за собой нарушение имущественных и иных прав, законных интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований. В судебном заседании по делу установлено, что ООО «МетОйл» является юридическим лицом и занимается предпринимательской деятельностью, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (л.д.11-14). Из сообщения МУ «Экологическая служба Дубовского муниципального района» Волгоградской области следует, что ООО «МетОйл» не представляет информацию по учёту и оплате за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 6,7). Вместе с тем, суду не представлено доказательств того, что ООО «МетОйл» в 2011 году предоставили отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке, и осуществляли платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, и учитывая то, что ООО «МетОйл» нарушило требования природоохранного законодательства, суд считает исковые требования прокурора Дубовского района Волгоградской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «МетОйл» в невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду. Обязать общество с ограниченной ответственностью «МетОйл» устранить в полном объёме допущенные нарушения законодательства, выразившиеся в не предоставлении отчёта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и в невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду. Заочное решение в 10-ти дневный срок может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Дубовский районный суд Волгоградской области, в 7-ми дневный срок, со дня получения копии настоящего заочного решения, ответчик вправе подать в Дубовский районный суд Волгоградской области заявление об отмене заочного решения. Судья (подпись) Копия верна: судья А.Я. РЕПИН