Дело № 2-898/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Дубовка 11 октября 2011 года Дубовский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Зобнина В.В., единолично при секретаре Куклицкой М.А., с участием представителя Волгоградской транспортной прокуратуры Василенко А.В., представителя ОАО «Балыклей» Головченко П.В., представителя третьего лица Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Зайцева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к Открытому акционерному обществу «Балыклей» Дубовского района Волгоградской области о признании незаконным бездействия по авиационной безопасности воздушного судна -вертолёта МИ-2, У С Т А Н О В И Л: Волгоградский транспортный прокурор в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу Балыклей Дубовского района Волгоградской области о признании незаконным бездействия по авиационной безопасности воздушного судна -вертолёта МИ-2. В обосновании заявленных требований указал, что Волгоградской транспортной прокуратурой в связи с обращением главы Дубовского муниципального района ФИО6, совместно со специалистом Южного МТУ ВТ ФАВТ, сотрудниками Федеральной службы безопасности РФ, проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности.Установлено, что на территории земельного участка, расположенного в Дубовском районе Волгоградской области около <данные изъяты> сельского поселения базируемся вертолет Ми-2, регистрационный номер №» собственником которого в соответствии с контрактом от ДД.ММ.ГГГГ № является ОАО «Балыклей». Принадлежность воздушного судна ОАО «Балыклей» также подтверждается свидетельством о регистрации гражданского воздушного судна № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании комплексного заключения центра по сертификации экземпляра воздушного судна НПЦ «Экспертиза» №153/08 - 14244/КЗ от 16.02.2009 года о соответствии экземпляра гражданского воздушного судна -вертолета МИ-2 № установленным требованиям к воздушному судну, на указанный вертолёт выдан сертификат летной годности гражданского воздушного судна № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный сертификат летной годности уполномоченным органом не продлялся. Таким образом, в настоящее время срок действия сертификата летной годности № на воздушное судно МИ-2 № истек, следовательно, осуществлять полеты на указанном воздушном судне запрещено. В соответствии с п. 3 ст. 61 Воздушного кодекса РФ эксплуатант -гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами. Воздушное судно вертолёт МИ-2 по своим характеристикам не относится к лёгким и сверхлёгким воздушным судам определение которых дано в ст. 32 Воздушного кодекса РФ, таким образом, использование воздушного судна собственником ОАО «Балыклей» не имеющим свидетельства эксплуатанта является не законным и угрожает безопасности полетов. По информации Федерального агентства воздушного транспорта от 19.08.2011 исх. №01.02.1006, воздушное судно Ми-2 с регистрационным знаком №» в период с 2005 года по настоящее время не числилось ни за одним из эксплуатантов гражданской авиации. Из объяснений директора ОАО «Балыклей» ФИО1 от 26.07.2011 следует, что данный вертолет приобретался обществом для пересчета дикого зверя в охотхозяйствах ОАО «Балыклей», из документов на воздушное судно в ОАО «Балыклей» имеется только копия свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна №. Взлет и посадка вертолета осуществляется с площадки, расположенной на указанном выше земельном участке. Воздушное судно - вертолет МИ-2 № использовалось последний раз осенью 2010 года. Также в своем объяснении прокурору ФИО1 отметил, что непосредственно охрана воздушного судна не осуществляется. Согласно акта обследования Федеральной службы безопасности от 26.07.2011, установлено, что на земельном участке, фактически находящимся в пользовании ОАО «Балыклей» находится площадка из железобетонных плит размером 9x12 метров. На площадке находится вертолет МИ-2, серийный номер №. Фюзеляж и лопасти несущего и рулевого винтов зачехлены. Дверь в грузовой отсек, правая дверь в кабину летного экипажа не опечатаны. Доступ в салон воздушного судна свободный. Внутренний и правый внешний топливные баки вертолета полностью заполнены топливом, заливные горловины всех трех топливных баков не опечатаны, что является нарушением. Вышеизложенное свидетельствует о готовности воздушного судна для осуществления полетов, при минимальных затратах времени для подготовки к взлету. При таких обстоятельствах, возможное использование ОАО «Балыклей» вертолета МИ-2 по назначению может привести к нарушению законодательства о безопасности полетов и иным, в том числе аварийным последствиям. Несмотря на то, что ОАО «Балыклей» не является эксплуатантом воздушного судна вертолета МИ-2, требования указанных Правил по авиационной безопасности распространяются на общество как на собственника воздушного судна, так как в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом указанные требования безопасности должны осуществляться командиром воздушного судна самостоятельно. Однако, в ОАО «Балыклей» отсутствует как должность командира воздушного судна, так и иные должности связанные с авиационной деятельностью. Как видно из акта обследования от 26.07.2011 указанные требования нормативных - правовых актов в области авиационной безопасности собственником воздушного судна не выполняются, что является недопустимым так как может способствовать захвату воздушного судна и проведению террористических актов на территории Волгоградской области и иных субъектов Российской Федерации, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц и интересам Российской Федерации. Выявленные нарушения законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности, могут негативно сказаться на безопасности полетов, привести к последствиям в виде возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе крушения воздушного судна, его захвата в целях проведения террористических актов, вред от которых будет причинен неопределенному кругу лиц, посчитать которых не возможно. Просит суд признать бездействие ОАО «Балыклей» по обеспечению авиационной безопасности воздушного судна - вертолета МИ-2 регистрационный номер № серийный (идентификационный) номер № - незаконным, запретить ОАО «Балыклей» использование (эксплуатацию) воздушного организовать и обеспечить охрану воздушного судна; оборудовать воздушное судно противоугонным устройством; закрыть и блокировать (опечатать) на воздушном судне двери, люки, 4) обеспечить постоянный контроль за доступом к стоянке воздушного Представитель истца Волгоградской транспортной прокуратуры Василенко А.В. в судебном заседания поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика ОАО «Балыклей» Головченко П.В. возражал против заявленных требований, просил в иске отказать. Представитель третьего лица Южного МТУ ВТ ФАВТ Зайцев В.А. просил требования Волгоградского транспортного прокурора удовлетворить в полном объеме, считает, что требования нормативных актов собственником воздушного судна не выполнены. Выслушав объяснения представителя Волгоградской транспортной прокуратуры Василенко А.В., представителя ответчика ОАО «Балыклей» Головченко П.В., представителя третьего лица Южного МТУ ВТ ФАВТ Зайцева А.В., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19.03.1997 № 60 «Воздушный кодекс РФ» (далее - Воздушный кодекс, ВК РФ) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что на основании комплексного заключения центра по сертификации экземпляра воздушного судна НПЦ «Экспертиза» № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии экземпляра гражданского воздушного судна -вертолета МИ-2 № установленным требованиям к воздушному судну, на указанный вертолёт выдан сертификат летной годности гражданского воздушного судна № сроком действия до 16.02.2011.Указанный сертификат летной годности уполномоченным органом не продлялся. Кроме того согласно акта обследования Федеральной службы безопасности от 26.07.2011, установлено, что на земельном участке, фактически находящимся в пользовании ОАО «Балыклей» находится площадка из железобетонных плит размером 9x12 метров. На площадке находится вертолет МИ-2, серийный номер №.Фюзеляж и лопасти несущего и рулевого винтов зачехлены. Дверь в грузовой отсек, правая дверь в кабину летного экипажа не опечатаны. Доступ в салон воздушного судна свободный. Внутренний и правый внешний топливные баки вертолета полностью заполнены топливом, заливные горловины всех трех топливных баков не опечатаны. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В развитие указанной нормы закона Правительством Российской Федерации издано Постановление от 27.03.1998 №360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах", которым утверждено Положение о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил. Пунктом 1 Положения установлено, что Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации и обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами. В соответствии со ст. 36 Воздушного кодекса РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Пунктом 1, 2 Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», утвержденных приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 №132 установлено, что экземпляр гражданского воздушного судна (далее экземпляр - ВС) допускается к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности. В соответствии с п. 1 ст. 83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Пунктом 2 ст. 84 закреплено, что авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности 3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в В развитие указанных норм закона приказом Министерства транспорта РФ от 27.03.2003 №29 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения». Пункт 8 Правил по авиационной безопасности устанавливает меры авиационной безопасности при базировании воздушного судна авиации общего назначения вне аэропорта. Такими требованиями являются: а) установка тормозных и противоугонных устройств; 6) закрытие и блокирование (опечатывание) на воздушном судне дверей, в) уборку (удаление) от воздушного судна посадочных трапов и лестниц; г) уборку (удаление) от воздушного судна переносных лестниц, подъемных д) постоянный контроль за доступом к стоянке воздушного судна. Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд считает, что выявленные нарушения законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности, могут негативно сказаться на безопасности полетов, привести к последствиям в виде возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе крушения воздушного судна, его захвата в целях проведения террористических актов, вред от которых будет причинен неопределенному кругу лиц, посчитать которых не возможно. С учетом изложенного, исковые требования Волгоградского транспортного прокурора суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Иск Волгоградского транспортного прокурора-удовлетворить. Признать бездействие ОАО «Балыклей» по обеспечению авиационной безопасности воздушного судна - вертолета МИ-2 регистрационный номер «№», серийный (идентификационный) номер № - незаконным. Запретить ОАО «Балыклей» использование (эксплуатацию) воздушного Обязать ОАО «Балыклей» исполнить требования законодательства об авиационной безопасности, а именно: организовать и обеспечить охрану воздушного судна; оборудовать воздушное судно противоугонным устройством; закрыть и блокировать (опечатать) на воздушном судне двери, люки, 4) обеспечить постоянный контроль за доступом к стоянке воздушного Решение в 10-ти дневный срок может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области. Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2011 года. Судья: подпись Копия верна. Судья: В.В. Зобнин
судна - вертолет МИ-2 регистрационный номер «№», серийный
(идентификационный) номер №, обязать ОАО «Балыклей» исполнить требования законодательства об авиационной безопасности, а именно:
заправочные горловины;
судна.
контролируемую зону аэропорта или аэродрома;
проникновения на воздушные суда посторонних лиц;
оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих,
проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции";
деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с
участием правоохранительных органов.
люков (лючков), заправочных горловин;
устройств и пассажирских транспортных средств;
судна - вертолет МИ-2 регистрационный номер №», серийный
(идентификационный) номер №.
заправочные горловины;
судна.