Решнение об обязывании Администрацию дубовского района исполнять требования в части выдачи специальных продуктов питания детям



                       Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дубовка                                                                                 24 ноября 2011 года

Дубовский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Калинина С.С., единолично,

при секретаре: Макаровой Н.В.,

с участием: помощника прокурора Дубовского района Волгоградской области Кузнецовой Ю.И.,

представителя ответчика администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области Калмыковой Е.В.,

представителя третьего лица МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» Аллилуевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению законодательства об обеспечении молочными продуктами питания детей первого-второго годов жизни.,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействие администрации Дубовского муниципального района по необеспечению нуждающихся граждан специальными продуктами питания в соответствии с требованиями федерального законодательства, обязывании администрацию Дубовского муниципального района исполнять требования Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N5487-1, в части обеспечения и выдачи специальных продуктов питания детям первого-второго года жизни.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении молочными продуктами питания детей первого-второго года жизни в деятельности администрации Дубовского муниципального района.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. № 1005 «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано рассмотреть вопрос об установлении условий и порядка бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания с учетом среднедушевого дохода семьи, имеющей детей, и его соответствия прожиточному минимуму, установленному на территории субъекта Российской Федерации.

Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации, администрацией Волгоградской области издано распоряжение № 546-р от 04.06.1998 г., в соответствии с которым администрациям городов и районов рекомендовано совместно с органами здравоохранения рассмотреть вопрос об установлении условий и порядка бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания с учетом среднедушевого дохода семьи и его соответствия прожиточному минимуму, установленному в данном городе (районе).

Таким образом, организация питания детей раннего возраста в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи является расходным обязательством муниципального района.

Между тем, как показала проведенная прокуратурой Дубовского района проверка, со второго полугодия 2010 года бесплатная выдача молока для питания детей первого-второго года жизни прекращена, до настоящего времени не производится.

Данное обстоятельство существенно нарушает права неопределенного круга лиц - детей первого-второго года жизни на оказание мер социальной поддержки.

Помощник прокурора Кузнецова Ю.И. исковые требования прокурора поддержала, просила суд обязать ответчика признать незаконным бездействие администрации Дубовского муниципального района по необеспечению нуждающихся граждан специальными продуктами питания в соответствии с требованиями федерального законодательства. Обязать администрацию Дубовского муниципального района исполнять требования Федерального закона от 6.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N5487-1, в части обеспечения и выдачи специальных продуктов питания детям первого-второго года жизни.

Представитель ответчика - администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области Калмыкова Е.В., действующая на основании доверенности,против удовлетворения искавозражала, указывая, что обязанность по организации обеспечения и выдаче специальных продуктов питания детям первого-второго года жизни возложена на МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района Волгоградской области», в связи с тяжелым финансовым положением, отсутствием возможности обеспечения и выдачи специальных продуктов питания детям первого-второго года жизни, администрацией Дубовского муниципального района Волгоградской области прекращены обеспечение и выдача специальных продуктов питания детям первого-второго года жизни, в законодательство внесены изменения, вступающие в силу с 01.01.2012 г., согласно которых на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению и выдаче специальных продуктов питания детям первого-второго года жизни не возлагается.

Представитель третьего лица МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» Аллилуева К.С., действующая в процессе на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, указывая, что МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» не может обеспечитьвыдачу специальных продуктов питания детям первого-второго года жизни, в связи с отсутствием финансирования со стороны администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области.

Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск прокурора Дубовского района Волгоградской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с п.п. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003
№131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального
района относится организация оказания на территории муниципального
района (за исключением территорий поселений, включенных в
утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий,
население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских
учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной
власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению
населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в
амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 №487 утвержден порядок организации первичной медико-санитарной помощи. Согласно указанному порядку к первичной медико-санитарной помощи относится амбулаторно-поликлиническая помощь, которая в свою очередь включает в себя организацию питания детей раннего возраста.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. № 1005 «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано рассмотреть вопрос об установлении условий и порядка бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания с учетом среднедушевого дохода семьи, имеющей детей, и его соответствия прожиточному минимуму, установленному на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно распоряжения администрации Волгоградской области № 546-р от 04.06.1998 г., администрациям городов и районов рекомендовано совместно с органами здравоохранения рассмотреть вопрос об установлении условий и порядка бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания с учетом среднедушевого дохода семьи и его соответствия прожиточному минимуму, установленному в данном городе (районе).

Таким образом, организация питания детей раннего возраста в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи является расходным обязательством муниципального района.

Между тем, как показала проведенная прокуратурой Дубовского района проверка, со второго полугодия 2010 года бесплатная выдача молока для питания детей первого-второго года жизни прекращена, до настоящего времени не производится.

Из письма главного врача МУЗ «ЦРБ Дубовского муниципального района» ФИО5 (л.д. 5) следует, что детская молочная кухня Дубовского района существовала с 1980 годов на средства районного бюджета, изготавливала «кустарным» способом творог, кефир, мясной фарш, каши для детей в возрасте до года. После 2000 года в связи с изменениями требований Сан.Пин. и адаптированного питания этой молочной кухней производилось только кипячение, разлив и раздача молока для кормящих матерей и детей в возрасте до года. В 2007 г. после анализа данных затрат и в соответствии с требованиями Сан.Пин. 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на территории РФ», Сан.Пин. 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», молоко приобреталось и раздавалось пакетированное, для детского питания из средств районного бюджета. Со второго полугодия 2010 года в связи с дефицитом денежных средств в районном бюджете, выдача молока временно приостановлена.

Данное обстоятельство существенно нарушает права неопределенного круга лиц - детей первого-второго года жизни на оказание мер социальной поддержки.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора Дубовского района Волгоградской области.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора Дубовского района Волгоградской области суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Доводы стороны ответчика - администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области об изменениях, внесенных в законодательство, регламентирующее деятельность органов местного самоуправления, вступающих в законную силу с 01.01.2012 г., не имеют отношения к предмету рассматриваемого дела, а потому не могут служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Дубовского муниципального района по необеспечению нуждающихся граждан специальными продуктами питания в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Обязать администрацию Дубовского муниципального района исполнять требования Федерального закона от 6.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N5487-1, в части обеспечения и выдачи специальных продуктов питания детям первого-второго года жизни.

Решение в 10-ти дневный срок может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области.

Мотивированное решение составлено 29.11.2011 года.

Судья:                                                                         С.С. Калинин