Дело № 2-1008/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Дубовка 29 ноября 2011 года Дубовский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи РЕПИНА А.Я., единолично, при секретаре ОВЧИННИКОВОЙ М.Ф., с участием истца КУЗНЕЦОВА А.А., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда (ГУ) РФ в Дубовском районе Волгоградской области ДЕНИСОВОЙ Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Андрея Александровича к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Дубовском районе Волгоградской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и обязывании включения периода службы в армии в специальный трудовой стаж, У С Т А Н О В И Л: Кузнецов А.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Дубовском районе Волгоградской области о признании незаконным решения № 239 от 14 октября 2011 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и обязывании включения периода службы в армии в специальный трудовой стаж. В обоснование иска указано, что 14 октября 2011 года ответчик решением № 239 отказал истцу в назначении досрочной трудовой пенсии (пенсии за выслугу лет). При назначении трудовой пенсии по старости УПФ РФ (ГУ) в Дубовском районе исключило из его педагогического стажа службу в составе Вооруженных Сил СССР с 25.06.1985 года по 10.12.1986 года. Всего из педагогического стажа работы было исключено 1 год 6 месяцев. Обосновывая, свое решение УПФ РФ в Дубовском районе ссылается на то, что на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 (до 09.10.1993 года) им не выработано 2/3 педагогического стажа (16 лет 8 месяцев) следовательно, годы службы в Вооруженных Сил не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работы в целях определения права на досрочную трудовую пенсию по старости. Период его службы в Советской Армии с 25.06.1985 года по 10.12.1986 года относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. В связи с чем, считает, что вышеназванный период службы в Советской Армии подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Истец просил суд признать решение УПФ РФ (ГУ) в Дубовском районе об отказе в установлении пенсии № 239 от 14 октября 2011 года незаконным и обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж период прохождения службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 25.06.1985 года по 10.12.1986 года, что составляет 1 год 5 месяцев. В судебном заседании истец Кузнецов А.А. уточнил исковые требования, и просил суд назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 06 октября 2011 года. Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Дубовском районе Волгоградской области Денисова Т.Б. просила отказать в иске. Суду показала, что период службы истца в составе Вооруженных сил СССР с 25.06.1985 года по 10.12.1986 года не может быть принят в специальный стаж по следующим основаниям. Федеральный закон от 17.12.2001 №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также во исполнение данного Закона Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением правительства РФ от 11.07.2002 № 516, не предусматривают включение периодов военной службы в армии в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, периоды службы в Вооруженных силах не предусмотрены. Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г., которое действовало в период службы Кузнецова А.А. в армии, в данном случае не может применяться, так как на день его отмены истец полностью не выработал необходимый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Учитывая изложенное, оснований для включения периода прохождения военной службы Кузнецовым А.А. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001года «О трудовых пенсиях в РФ», не имеется. Таким образом, специальный стаж на 06.10.2011 года составил 24 года 09 месяцев 01 день при требуемом 25 лет. На основании вышеизложенного, просила отказать в удовлетворении исковых требований Кузнецову А.А. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Конституция РФ, признавая права человека высшей ценностью, в статье 39 гарантирует социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца, указывая, что государственные пенсии устанавливаются законом. Подпунктом 10 п.1 ст.28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ установлено, что лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии (пенсии за выслугу лет). Согласно п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. В силу пункта 4 названного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Судом установлено, что 06 октября 2011 года Кузнецов А.А. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубовском районе Волгоградской области с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением УПФ РФ в Дубовском районе Волгоградской области № 239 от 14 октября 2011 года (л.д. 18-19) Кузнецову А.А. отказано в назначении досрочной пенсии с 06 октября 2011 года в связи с отсутствием требуемого специального стажа, специальный стаж Кузнецова А.А. составил 24 года 09 месяцев 01 день. В специальный стаж не был включен период прохождения Кузнецовым А.А. срочной службы по призыву в армии с 25.06.1985 года по 10.12.1986 год со ссылкой на то, что действующее законодательство такого зачёта не предусматривает. В соответствии с военным билетом (л.д. 12-14), Кузнецов А.А. проходил службу в Вооружённых Силах Союза ССР с 25 июня 1985 года по 12 декабря 1986 года. Согласно трудовой книжки (л.д. 6-11), Кузнецов А.А. принят на работу в качестве учителя трудового обучения Мачулищанской средней школы, 10.12.1987 года освобождён от работы в порядке перевода из Мачулищанской средней школы в среднюю школу № 38 Фрунзенского РОНО г. Минска. ДД.ММ.ГГГГ назначен учителем технического труда в порядке перевода в среднюю школу № Фрунзенского РОНО <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ освобождён от должности учителя технического труда в порядке перевода в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ назначен учителем трудового обучения Горнопролейской средней школы <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ присвоен 10 разряд согласно ЕТС. ДД.ММ.ГГГГ присвоена 2 квалификационная категория и установлен 12 разряд согласно ЕТС. ДД.ММ.ГГГГ присвоена 1 квалификационная категория и установлен 13 разряд согласно ЕТС. ДД.ММ.ГГГГ присвоена 1 квалификационная категория и установлен 13 разряд согласно ЕТС. ДД.ММ.ГГГГ присвоена высшая квалификационная категория. Продолжает работать по настоящее время. Суд считает, что доводы ответчика о том, что оспариваемый период не должен быть включён в стаж истца, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, не обоснован и противоречит материалам дела. Проанализировав в совокупности представленные сторонами доказательства по делу, суд считает исковые требования Кузнецова А.А. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В период, когда истец служил в армии с 25.06.1985 года по 10.12.1986 года действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, а дальнейшее изменение законодательства, по мнению суда не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения. Положением N 1397 от 17.12.1959 года предусматривалась возможность включения периода службы в армии в стаж по специальности в случае, если 2/3 требуемого стажа приходится на работу в учреждениях и должностях, предусмотренных Перечнем. Принимая во внимание, что на момент обращения Кузнецова А.А. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Доводы ответчика о том, что оспариваемый период не должен быть включён в стаж истца, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку в момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления, суд считает несостоятельными по следующим основаниям. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Период службы Кузнецова А.А. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеназванный период службы Кузнецова А.А. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако, в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган. На основании изложенного суд, считает необходимым назначить Кузнецову А.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, то есть с 06 октября 2011 года Поскольку состоявшееся решение принято в пользу истца, суд в силу требований ч.1 ст.98 ГПК РФ считает необходимым взыскать с ответчика понесённые им по делу судебные расходы: уплаченную при подаче искового заявления (л.д. 3) государственную пошлину в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Решение Управления Пенсионного фонда РФ в Дубовском районе Волгоградской области № 239 от 14 октября 2011 года об отказе в назначении Кузнецову Андрею Александровичу досрочной трудовой пенсии признать незаконным. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Дубовском районе Волгоградской области засчитать Кузнецову Андрею Александровичу в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с 25.06.1985 года по 10.12.1986 года. Назначить Кузнецову Андрею Александровичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью - с 06 октября 2011 года. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Дубовском районе Волгоградской области в пользу Кузнецова Андрея Александровича государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей. Решение в 10-ти дневный срок может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области. Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2011 года. Судья (подпись) Копия верна: судья А.Я. Репин