Дело № 2-1025/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Дубовка 30 ноября 2011 года Дубовский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи РЕПИНА А.Я., единолично, при секретаре: ОВЧИННИКОВОЙ М.Ф., с участием: старшего помощника прокурора Дубовского района Волгоградской области СЕМЬЯН К.Ф., представителя третьего лица - отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области уполномоченного исполнять обязанности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних ТОРХОВОЙ Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов Никитиной Юлии Федоровны к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области о предоставлении жилого помещения вне очереди, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов Никитиной Ю.Ф. обратился в суд с иском к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области об обязывании вне очереди предоставить Никитиной Ю.Ф., оставшейся без попечения родителей, жилое помещение. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Никитиной Ю.Ф., которая является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей по вопросу предоставления жилья. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Никитина Ю.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, проживающая в <адрес>, нуждающаяся во внеочередном получении жилья, согласно действующему законодательству, признана нуждающёйся в улучшении жилищных условий и поставлена на регистрационный учет на внеочередное получение жилья, она в 2010 году окончила ГОУ СПО «Дубовский педагогический колледж», однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявления прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Иск предъявлен прокурором в интересах Никитиной Ю.Ф., которая является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о нарушении её права на жилище. Прокурор района просил суд обязать ответчика вне очереди предоставить Никитиной Ю.Ф., оставшейся без попечения родителей, жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по месту её жительства в г. Дубовка Волгоградской области. Истец Никитина Ю.Ф., извещённая о времени и месте рассмотрения дела (л.д.25) в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила. Представитель ответчика - администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в суд представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя, против удовлетворения исковых требований не возражают (л.д. 27). Судом на основании ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие истца Никитиной Ю.Ф. и представителя ответчика администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области. В судебном заседании прокурор Семьян К.Ф. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить. Выслушав прокурора Семьян К.Ф., представителя третьего лица - отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области уполномоченного исполнять обязанности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних Торхову Е.В., исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора Дубовского района Волгоградской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Конституционное право на жилище, гарантированное ст.40 Конституции РФ предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством. На основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма, предоставляются на основании решений органов местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Исходя из смысла приведенной нормы закона, следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, определенная категория граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом. Урегулировав отношения, возникшие в связи с предоставлением органами государственной власти мер социальной поддержке детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, законодатель предоставил тем самым - в целях реализации ими права на получение жилья - дополнительные гарантии социальной защиты (до 23 лет). В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления жилой площади при распределении жилья устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Так, Законом Волгоградской области от 12.12.2005 года № 1144-ОД (ред. от 09.11.2009 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приёмных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки» органы местного самоуправления всех муниципальных районов и городских округов Волгоградской области на неограниченный срок наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые включают в себя в том числе обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение. Согласно ч. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 № 1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области», дети сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, также лица, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что решением Дубовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33) ФИО6 и ФИО7 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: Никитиной Ю.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Постановлением администрации Дубовского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), над несовершеннолетними Никитиной Ю.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлена опека, опекуном назначена ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место жительство несовершеннолетних определено по месту жительства опекуна: <адрес>. Согласно постановлению администрации городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Никитина Ю.Ф. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 12). Согласно справки (л.д. 15), Никитина Ю.Ф. обучается в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет» на факультете социальной и коррекционной педагогики. Никитина Ю.Ф., достигла возраста 18 лет, зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается отметкой в паспорте о регистрации по вышеуказанному адресу (л.д. 13, 14). Согласно заключению о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания (л.д. 11), акта обследования технического состояния жилого дома (л.д. 18-19), акта обследования помещения (л.д. 20) жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодно для постоянного проживания, признано аварийным и подлежащим сносу. При этом, из представленной суду выписки от 28 марта 2008 года (л.д. 17) следует, что в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных за Никитиной Ю.Ф. правах на жилое помещение. Никитина Ю.Ф. признана нуждающейся в предоставлении жилья и в соответствии с законодательством РФ, должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже социальных норм. Местом жительства, согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно ст. 62 Жилищного кодекса РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещение вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном жилом доме. В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления жилой площади при распределении жилья устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Вместе с тем в нарушение действующего законодательства Никитиной Ю.Ф. жилое помещение по договору социального найма вне очереди предоставлено не было. Учитывая, что до настоящего времени гарантированное государством жилое помещение не предоставлено Никитиной Ю.Ф., последняя имеет право на получение по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, вне очереди в г. Дубовка Волгоградской области, благоустроенного применительно к данному населенному пункту и администрация Дубовского муниципального района обязана предоставить ей соответствующее жилое помещение как ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, вне очереди. Право Никитиной Ю.Ф. на предоставление ей жилья вне очереди как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще не реализовано, и отказ в удовлетворении иска может повлечь неблагоприятные последствия для неё в случае отказа ответчика от выполнения своих обязательств, а возможности повторно обратиться с иском в суд у Никитиной Ю.Ф. уже не будет. Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора Дубовского района Волгоградской области. Анализ правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и лицам, оставшимся без попечения родителей, фактических обстоятельств дела, установленных судом, а также собранных по делу доказательств, позволяют сделать обоснованный вывод о том, что для предоставления жилья в порядке п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица определенного статуса - ребенка-сироты или ребенка оставшегося без попечения родителей, не имеющего собственного или закрепленного за ними жилого помещения и поставленного на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Никитина Ю.Ф. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, в установленном порядке жилое помещение за ней не закреплялось, за реализацией гарантированного права на обеспечение жилой площадью обратилась до достижения 23-летнего возраста, до настоящего времени жильём не обеспечена. С учетом изложенного, исковые требования прокурора Дубовского района Волгоградской области суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области вне очереди предоставить Никитиной Юлии Федоровне, оставшейся без попечения родителей, жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населённому пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по месту её жительства в <адрес>. Решение в 10-ти дневный срок может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области. Мотивированное решение составлено 05 декабря 2011 года. Судья (подпись) Копия верна: судья А.Я. РЕПИН