Дело № 2-1029/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Дубовка 13 декабря 2011 года Дубовский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Зобнина В.В., единолично, при секретаре: Сапунковой В.А., с участием: помощника прокурора Дубовского района Волгоградской области Семьян К.Ф., представителя третьего лица - органа опеки и попечительства администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области Торховой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области, поданному в интересах Ожигановой Натальи Владимировны к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Дубовского района Волгоградской области в интересах Ожигановой Н.В. к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Ожигановой Н.В., которая является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей по вопросу предоставления жилья. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации городского поселения г. Дубовка от ДД.ММ.ГГГГ Ожиганова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшаяся без попечения родителей, проживающая по адресу <адрес>, зарегистрированная по адресу: <адрес>, нуждающаяся во внеочередном получении жилья, согласно действующему законодательству, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на регистрационный учет на внеочередное получение жилья, она ДД.ММ.ГГГГ окончила Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 58» г. Дубовка, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявления прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Иск предъявлен прокурором в интересах Ожигановой Н.В., которая является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о нарушении её права на жилище. Помощник прокурора Семьян К.Ф. просила суд обязать ответчика вне очереди предоставить Ожигановой Н.В., оставшейся без попечения родителей, жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по месту её жительства в городском поселении г. Дубовка Волгоградской области. Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области Торхова Е.В. не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора. Истец Ожиганова Н.В., извещённая о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика - администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представили в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, против удовлетворения исковых требований прокурора не возражают. Суд, оценивая возможность рассмотрения гражданского дела по существу заявленных исковых требований в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, исходит из следующего. В соответствии со ст. 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Согласно ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве. Согласно ч. 1, 5 ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Руководствуясь ч.ч. 1,5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика. Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск прокурора Дубовского района Волгоградской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Конституционное право на жилище, гарантированное ст.40 Конституции РФ предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством. На основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Исходя из смысла приведенной нормы закона, следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, определенная категория граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом. Урегулировав отношения, возникшие в связи с предоставлением органами государственной власти мер социальной поддержке детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, законодатель предоставил тем самым - в целях реализации ими права на получение жилья - дополнительные гарантии социальной защиты (до 23 лет). В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ (ред. от 29.12.2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Так, Законом Волгоградской области от 12.12.2005 года № 1144-ОД (ред. от 09.11.2009 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приёмных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки» органы местного самоуправления всех муниципальных районов и городских округов Волгоградской области на неограниченный срок наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые включают в себя в том числе обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение. Согласно ч. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области», дети сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, также лица, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что родители Ожигановой Н.В. ФИО5, ФИО6 лишены родительских прав в отношении Ожигановой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая передана органу опеки и попечительства для дальнейшего устройства. Данные обстоятельства подтверждаются заочным решением Ольховского районного суда Волгоградской области от 16.12.1994 года (л.д.20-21). Решением Дубовского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление о администрации Дубовского района № от ДД.ММ.ГГГГ об удочерении Ожигановой Н.В., которая передана органу опеки и попечительства для дальнейшего устройства ( л.д. 18-19). Ожиганова Н.В., достигла возраста 18 лет, что подтверждается её паспортом (л.д.10). Согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ № Ожиганова Н.В. направлена в детский дом на полное государственное обучение( л.д.29). Согласно путевки № Ожиганова Н.В. направлена ГОУ Красноярскую специальную (коррекционную) школу - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида (л.д.31) и согласно сообщения данного учреждения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ожиганова Н.В.. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно обучалась и проживала в Красноярской специальной (коррекционной) школе - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида, и находилась на полном государственном обеспечении. ДД.ММ.ГГГГ Ожиганова Н.В. окончила Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 58» Волгоградской области. В настоящее время Ожиганова Н.В. находится по адресу: <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>. Согласно свидетельства Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 58» г. Дубовка, Ожиганова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ окончила ГОУ НПО «Профессиональное училище № 58» г. Дубовка по специальности штукатур -3 разряда (л.д.11). Согласно свидетельства Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 58» г. Дубовка, Ожиганова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ окончила ГОУ НПО «Профессиональное училище № 58» г. Дубовка по специальности швея 3 разряда (л.д.12-14). Согласно постановлению администрации городского поселения г. Дубовка сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Ожиганова Н.В., признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.16). Ожиганова Н.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма на территории Дубовского района и в соответствии с законодательством РФ, должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже социальных норм. Местом жительства, согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно ст. 62 Жилищного кодекса РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещение вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном жилом доме. В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления жилой площади при распределении жилья устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Вместе с тем в нарушение действующего законодательства Ожигановой Н.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди предоставлено не было. Учитывая, что до настоящего времени гарантированное государством жилое помещение не предоставлено Ожигановой Н.В., последняя имеет право на получение по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, вне очереди в городском поселении г. Дубовка Волгоградской области, благоустроенного применительно к данному населенному пункту и администрация Дубовского муниципального района обязана предоставить ей соответствующее жилое помещение как ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, вне очереди. Право Ожигановой Н.В. на предоставление ей жилья вне очереди как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще не реализовано, и отказ в удовлетворении иска может повлечь неблагоприятные последствия для неё в случае отказа ответчика от выполнения своих обязательств, а возможности повторно обратиться с иском в суд у Ожигановой Н.В. уже не будет. Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора Дубовского района Волгоградской области. Анализ правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и лицам, оставшимся без попечения родителей, фактических обстоятельств дела, установленных судом, а также собранных по делу доказательств, позволяют сделать обоснованный вывод о том, что для предоставления жилья в порядке п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица определенного статуса - ребенка-сироты или ребенка оставшегося без попечения родителей, не имеющего собственного или закрепленного за ними жилого помещения и поставленного на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ожиганова Н.В. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, в установленном порядке жилое помещение за ней не закреплялось, в 2011 году окончила Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 58» г. Дубовка, за реализацией гарантированного права на обеспечение жилой площадью, обратилась до достижения 23-летнего возраста, до настоящего времени жильем не обеспечена. С учетом изложенного, исковые требования прокурора Дубовского района Волгоградской области суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области вне очереди предоставить Ожигановой Наталье Владимировне, оставшейся без попечения родителей, жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по месту её жительства в городском поселении г. Дубовка Волгоградской области. Решение в 10-ти дневный срок может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области. Судья: подпись Копия верна. Судья : В.В. Зобнин