Решение об отказе требований Самородова М.В. о снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего сына



Дело № 2- 241/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2012 года                                                                        г. Дубовка                                                                                                                      

Дубовский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Ускова Г.В., единолично,

при секретаре Костине П.А.,

с участием: истца Самородова М.В.,

ответчика Самородовой О.В., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2,

представителя органа опеки и попечительства администрации Дубовского муниципального района Черноморцевой И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самородова Михаила Владимировича к Самородовой Олесе Сергеевне, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Самородов М.В. обратился в Дубовский районный суд <адрес> с иском к Самородовой О.С., действующей в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, о признании ФИО2                                 ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, утратившим право на проживание в жилом помещении и снятии его с регистрационного учёта по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указано, что Самородов М.В. на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ года истец состоял в браке с Самородовой О.С.

Решением мирового судьи судебного участка №<адрес> брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время в его жилом доме зарегистрирован его сын ФИО2, родившийся ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Дубовского районного суда Волгоградской области от 19 апреля 2011 года его бывшая жена Самородова О.С. признана утратившей право на проживание в принадлежащем ему домовладении и снята с регистрационного учёта.

Сын - ФИО2 не проживает в его жилом доме, а проживает по месту регистрации матери- Самородовой О.С. по адресу: <адрес>, р.<адрес> Яр, <адрес>.

Он как собственник жилого помещения один несет бремя содержания жилого дома. С момента расторжения брака Самородова О.С. и ФИО2 уже не являются членами его семьи.

В настоящее время он решил продать дом, но не может этого сделать, так как в нем зарегистрирован ФИО2 Согласия на снятие с регистрационного учета несовершеннолетнего ребёнка ФИО2 бывшая жена Самородова О.С. не дает, тем самым лишает его права как собственника в полной мере распоряжаться имуществом.

В соответствии п. 4 ст. 31 ЖК РФ, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Регистрация в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме его сына ФИО2, существенным образом ограничивает его права владения, пользования и распоряжения жилым помещением.

Самородов М.В. обязуется обеспечить жилым помещением своего сына ФИО2, а именно зарегистрировать его по месту жительства своего отца по адресу: <адрес>.

Истец Самородов М.В. поддержал исковые требования по основаниям, указанным в иске, просил их удовлетворить.

Ответчик Самородова О.С., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО2, возражая против удовлетворения иска, пояснила суду, что прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребёнка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением. Непроживание ребёнка в доме истца вызвано уважительной причиной, поскольку она не является членом семьи истца, а несовершеннолетний ребёнок, в силу своего возраста может проживать только с ней.

Представитель органа опеки и попечительства отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области Черноморцева И.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, так как они противоречат интересам несовершеннолетнего ребёнка.

Представитель третьего лица- администрации Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела третье лицо извещено надлежащим образом. В суд от главы Оленьевского сельского поселения поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя (л.д. 26).

При таких обстоятельствах, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица - администрации Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области.

Выслушав истца ФИО2, ответчика Самородову О.С., действующую в интересах несовершеннолетнего ФИО2, исследовав материалы дела, выслушав заключение представителя органа опеки и попечительства администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области Черноморцеву И.А., возражавшую против удовлетворения заявленных требований, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с ч.1 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно ч.2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Между тем, в силу положений ст. 31 ЖК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ", прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением в контексте правил части 4 статьи 31 ЖК РФ.

Судом установлено, что истец Самородов М.В. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается имеющимися в материалах дела копией договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ и копиями свидетельства о государственной регистрации права собственности (л.д.7,8,9).

Из справки главы администрации Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в жилом доме по адресу: <адрес> зарегистрирован ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.13).

          Согласно справки главы администрации Оленьевского сельского поселения Дубовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный в <адрес> по месту регистрации не проживает (л.д. 15).

Решением мирового судьи судебного участка №125 Дубовского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ брак между Самородовым М.В. и Самородовой О.С. расторгнут, что подтверждается копией свидетельства о расторжении брака (л.д.11).

Решением Дубовского районного суда Волгоградской области от 19 апреля 2011 года Самородова О.С. признана утратившей право проживания в жилом доме и снята с регистрации по адресу: <адрес> (л.д.27).

В соответствии с частью 2 статьи 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание является не только правом, но и обязанностью родителей. Каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно (часть 1 статьи 40 Конституции РФ).

Согласно ст.65 Семейного кодекса РФ обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

В силу положений Семейного кодекса РФ об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей, их обязанности заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии расторжение брака родителей или их раздельное проживание не влияют на права ребенка (пункт 1 статьи 55, пункт 1 статьи 62 Семейного кодекса РФ), в том числе и на жилищные права.

В силу ч.2 ст.20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

           По смыслу указанных норм несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей. Такое соглашение выступает предпосылкой вселения ребенка в конкретное жилое помещение. При этом закон не устанавливает какого-либо срока, по истечении которого то или иное лицо может быть признано вселенным.

В судебном заседании установлено, что истец Самородов М.В. и ответчик Самородова О.С. являются родителями несовершеннолетнего ФИО2, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д.10).

Имея право на спорную жилую площадь, несовершеннолетний ФИО2, в силу своего возраста, самостоятельно реализовать свое право пользования жилым домом истца не может.

При таких обстоятельствах, временное проживание несовершеннолетнего ФИО2 с матерью в другом жилом помещении не может служить основанием для признания несовершеннолетнего утратившим право пользования спорным жилым помещением.

Согласно пояснениям сторон у несовершеннолетнего ребёнка и его родителей право на какое-либо другое жилое помещение отсутствует. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Поскольку родителями несовершеннолетнего ФИО2 определено его место жительства в качестве члена семьи собственника жилья по месту жительства его отца Самородова М.В., прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребёнка, не может повлечь за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением, находящемся в собственности истца Самородова М.В.

Кроме того, обязательство истца о регистрации ребёнка по месту жительства его отца истца, не свидетельствует об обеспечении несовершеннолетнего ребёнка жильем, поскольку регистрация по месту жительства носит уведомительный характер.

Таким образом, исковые требования Самородова М.В. о признании несовершеннолетнего сына ФИО2 утратившим право на проживание в жилом доме истца не основаны на законе и противоречат интересам несовершеннолетнего ребёнка, поскольку какого-либо другого жилья ни у родителей, ни у ребёнка не имеется, и в случае удовлетворения иска лишает несовершеннолетнего ФИО2 жилья.

    Не подлежит удовлетворению и требование о снятии с регистрационного учёта несовершеннолетнего ФИО2, поскольку в соответствии с пп. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением производится органами регистрационного учета на основании решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Самородова Михаила Владимировича к Самородовой Олесе Сергеевне, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, о признании ФИО2 утратившим право на проживание в жилом помещении и снятии с регистрационного учёта ФИО2 адресу: <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 29 марта 2012 года.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья                                                                    Г.В. Усков