Дело № Р Е Ш Е Н И Е (заочное) Именем Российской Федерации 22 июня 2012 г. г. Дубовка Волгоградской области Федеральный суд Дубовского района Волгоградской области в составе председательствующего судьи Калинина С.С. при секретаре судебного заседания Макаровой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации Устьпогожинского сельского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению нарушений федерального законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Дубовский районный суд Волгоградской области с иском к ответчику администрации Устьпогожинского сельского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению нарушений федерального законодательства, в обоснование заявленных исковых требований указывая, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, а также законодательства в сфере охраны лесов и населённых пунктов от пожаров, в ходе которой установлено, что в нарушение требований п. 16 приложения 3 ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313 (далее ППБ 01-03), на огнетушителях, расположенных в здании администрации Устьпогожинского сельского поселения отсутствуют порядковые номера, отсутствует журнал учета огнетушителей (нарушение п. 108 приложение 3 ППБ 01-03), отсутствует приказ о противопожарном режиме (нарушение п. 15 ППБ 01-03), не назначено лицо, ответственное за сохранность огнетушителей (п. 15 приложения 3 ППБ 01-03). Кроме того, в нарушение п. 21, 32 ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313 работы по очистке территории поселения от горючих отходов, мусора, тары, сухой травы и веток в границах населенного пункта с. Усть-Погожье не произведены. При обследовании земельного участка, расположенного по месту привязки - в балке в 150 м. на северо-восток от кладбища, расположенного в восточной части с. Усть-Погожье, выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления размером 100м х 3 м. Общая площадь захламления составляет 300 кв.м. и включает в себя следующие отходы производства и потребления (код по ФККО: 1871020201005 - отходы упаковочного картона незагрязненные; 5710290201995 - отходы полиэтилена в виде пленки; 5710290313995- полиэтиленовая тара, поврежденная; 5710380001005 - отходы целлофана; 9120060101004 - мусор строительный, обрезь ветвей деревьев). Объем отходов составляет около 30,0 куб.м. Отходы размещены непосредственно на почве. При обследовании земельного участка, расположенного по месту привязки - в 500м на восток от сотовой вышки «Смартс», расположенной в северной части села Усть-Погожье, выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления размером 200м х 10 м. Общая площадь захламления составляет 2000 кв.м. и включает в себя следующие отходы производства и потребления код по ФККО: 1871020201005 - отходы упаковочного картона незагрязненные; 5710290201995 - отходы полиэтилена в виде пленки; 5710290313995- полиэтиленовая тара, поврежденная; 5710380001005 - отходы целлофана; 91100100 01 00 4 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); 9120060101004 - мусор строительный, обрезь ветвей деревьев;). Объем отходов составляет около 80,0 куб.м. Отходы размещены непосредственно на почве. Таким образом, со стороны органа местного самоуправления - администрации Устьпогожинского сельского поселения <адрес> имеет место бездействие, то есть неисполнение органом местного самоуправления обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. В частности, не выполняются требования пожарной безопасности, не осуществляется регулярная очистка территории муниципального образования от бытовых и иных отходов в соответствии с экологическими, санитарными требованиями а также требованиями законодательства о пожарной безопасности, что может привести к негативным последствиям для окружающей среды и человека, а именно: загрязнение почвы, атмосферного воздуха, распространение инфекционных заболеваний среди населения, возникновению пожаров. Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, просит суд признать бездействие администрации Устьпогожинского сельского поселения, выразившееся в невыполнении требований п. 16 приложения 3 ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313 (далее ППБ 01-03), нарушении п. 108 приложение 3 ППБ 01-03, п. 15 ППБ 01-03, п. 15 приложения 3 ППБ 01-03), а также в неосуществлении регулярной очистки территории муниципального образования от бытовых и иных отходов, незаконным; обязать администрацию Устьпогожинского сельского поселения <адрес>: - на огнетушители, расположенные в здании администрации Устьпогожинского сельского поселения нанести порядковые номера, оформить журнал учета огнетушителей, издать приказ о противопожарном режиме назначить лицо, ответственное за сохранность огнетушителей; очистить территорию сельского поселения от бытовых отходов и мусора: на земельном участке, расположенном по месту привязки - в балке в 150 м. на северо-восток от кладбища, расположенного в восточной части с. Усть-Погожье, размером 100м х 3 м., общей площадью захламления 300 кв.м.; на земельном участке, расположенном по месту привязки - в 500м на восток от сотовой вышки «Смартс», расположенной в северной части села Усть-Погожье, размером 200м х 10 м., общей площадью захламления 2000 кв.м. В судебном заседании прокурор Олейникова Т.Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Ответчик глава администрации Устьпогожинского сельского поселения <адрес>, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Суд, оценивая возможность рассмотрения гражданского дела по существу заявленных исковых требований в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, исходит из следующего. В соответствии со ст. 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Согласно ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве. Согласно ч. 1, 3 ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что представитель ответчика о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле. Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации Устьпогожинского сельского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению нарушений федерального законодательства, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Нормами ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. На основании ст. 8, Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения поселения в соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Федеральным классификатором каталогов отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. определено 5 классов опасности отходов. Отходы ТБО включают в себя отходы разных классов опасности. Так, отходы из жилищ несортированные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный отнесены к 4 классу опасности. При данном классе опасности экологическая система нарушается, и период ее самовосстановления составляет не менее 3-х лет. В соответствии со ст. 37 Федерального закона РФ N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Статьей 38 Федерального закона РФ N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители органов местного самоуправления, должностные лица в пределах их компетенции, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; Судом установлено. Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, а также законодательства в сфере охраны лесов и населённых пунктов от пожаров, в ходе которой установлено, что в нарушение требований п. 16 приложения 3 ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313 (далее ППБ 01-03), на огнетушителях, расположенных в здании администрации Устьпогожинского сельского поселения отсутствуют порядковые номера, отсутствует журнал учета огнетушителей (нарушение п. 108 приложение 3 ППБ 01-03), отсутствует приказ о противопожарном режиме (нарушение п. 15 ППБ 01-03), не назначено лицо, ответственное за сохранность огнетушителей (п. 15 приложения 3 ППБ 01-03). Кроме того, в нарушение п. 21, 32 ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313 работы по очистке территории поселения от горючих отходов, мусора, тары, сухой травы и веток в границах населенного пункта с. Усть-Погожье не произведены. При обследовании земельного участка, расположенного по месту привязки - в балке в 150 м. на северо-восток от кладбища, расположенного в восточной части с. Усть-Погожье, выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления размером 100м х 3 м. Общая площадь захламления составляет 300 кв.м. и включает в себя следующие отходы производства и потребления (код по ФККО: 1871020201005 - отходы упаковочного картона незагрязненные; 5710290201995 - отходы полиэтилена в виде пленки; 5710290313995- полиэтиленовая тара, поврежденная; 5710380001005 - отходы целлофана; 9120060101004 - мусор строительный, обрезь ветвей деревьев). Объем отходов составляет около 30,0 куб.м. Отходы размещены непосредственно на почве. При обследовании земельного участка, расположенного по месту привязки - в 500м на восток от сотовой вышки «Смартс», расположенной в северной части села Усть-Погожье, выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления размером 200м х 10 м. Общая площадь захламления составляет 2000 кв.м. и включает в себя следующие отходы производства и потребления код по ФККО: 1871020201005 - отходы упаковочного картона незагрязненные; 5710290201995 - отходы полиэтилена в виде пленки; 5710290313995- полиэтиленовая тара, поврежденная; 5710380001005 - отходы целлофана; 91100100 01 00 4 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); 9120060101004 - мусор строительный, обрезь ветвей деревьев;). Объем отходов составляет около 80,0 куб.м. Отходы размещены непосредственно на почве. Таким образом, со стороны органа местного самоуправления - администрации Устьпогожинского сельского поселения <адрес> имеет место бездействие, то есть неисполнение органом местного самоуправления обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. В частности, не выполняются требования пожарной безопасности, не осуществляется регулярная очистка территории муниципального образования от бытовых и иных отходов в соответствии с экологическими, санитарными требованиями а также требованиями законодательства о пожарной безопасности, что может привести к негативным последствиям для окружающей среды и человека, а именно: загрязнение почвы, атмосферного воздуха, распространение инфекционных заболеваний среди населения, возникновению пожаров. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования в интересах неопределённого круга лиц, прокурором заявлены в пределах процессуальных полномочий, предоставленных прокурору ст. 45 ГПК РФ, исковые требования являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации Устьпогожинского сельского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению нарушений федерального законодательства - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Устьпогожинского сельского поселения, выразившееся в невыполнении требований п. 16 приложения 3 ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313 (далее ППБ 01-03), нарушении п. 108 приложение 3 ППБ 01-03, п. 15 ППБ 01-03, п. 15 приложения 3 ППБ 01-03), а также в неосуществлении регулярной очистки территории муниципального образования от бытовых и иных отходов Обязать администрацию Устьпогожинского сельского поселения <адрес> исполнить следующие требования законодательства: - на огнетушители, расположенные в здании администрации Устьпогожинского сельского поселения нанести порядковые номера, оформить журнал учета огнетушителей, издать приказ о противопожарном режиме назначить лицо, ответственное за сохранность огнетушителей; - очистить территорию сельского поселения от бытовых отходов и мусора: на земельном участке, расположенном по месту привязки - в балке в 150 м. на северо-восток от кладбища, расположенного в восточной части с. Усть-Погожье, размером 100м х 3 м., общей площадью захламления 300 кв.м.; на земельном участке, расположенном по месту привязки - в 500м на восток от сотовой вышки «Смартс», расположенной в северной части села Усть-Погожье, размером 200м х 10 м., общей площадью захламления 2000 кв.м. Ответчик в течение 7 дней с момента получения копии заочного решения вправе обратиться в Дубовский районный суд Волгоградской области с заявлением о пересмотре заочного решения. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение 1 месяца через Дубовский районный суд Волгоградской области, по истечении срока на подачу заявления о пересмотре заочного решения. Судья подпись Калинин С.С. СПРАВКА: Мотивированный текст решения изготовлен 26.06.2012 г. с применением компьютерной техники. Судья подпись Калинин С.С. Копия верна: Судья