по иску Крицкой Л.П. к УПФР о признании незаконным отказ в назначении пенсии



Дело № 2-363/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2012 года                                                                                       г. Дубовка

Дубовский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Корнеевой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Скляровой Е.А.,

с участием: истца Крицкой Л.П.,

представителей ответчика - УПФР в Дубовском районе Волгоградской области Бородиной Е.А., Кузьмичевой И.Л.,

представителя третьего лица - УПФР в Центральном районе
г. Волгограда Селезнёвой О.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крицкой Лилии Петровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Дубовском районе Волгоградской области о признании незаконным отказ в назначении пенсии с определённого периода, возложении обязанности по назначению пенсионных выплат и взыскании невыплаченной суммы пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец Крицкая Л.П. обратилась в суд с настоящим иском, указав в обоснование своих требований, что в <данные изъяты> Комитетом по управлению архивами Администрации Волгоградской области были сданы документы о назначении ей пенсии в УПФР в Центральном районе г.Волгограда, которые проверены специалистом указанного учреждения <данные изъяты> ей по телефону специалистом УПФР в Дубовском районе Волгоградской области было сообщено, что она имеет право на досрочную трудовую пенсию, так как имеет стаж работы в районах Крайнего Севера <данные изъяты>. Решением ответчика ей было установлено назначение досрочной трудовой пенсии с 29 июля 2011 года, и после получения указанной пенсии она выяснила, что в стаж работы не были включены периоды работы в районах Крайнего Севера. Из письма УПФР в Центральном районе г. Волгограда ей стало известно, что дата приобретения права на пенсию ей была приобретена неверно. Считает назначение досрочной трудовой пенсии с 29 июля 2011 года незаконным, так как с документами на оформление пенсии она обратилась 02 февраля 2011 года, и не по её вине данные документы УПФР в Центральном районе г. Волгограда не были направлены в адрес ответчика. Просит признать незаконным отказ в назначении ей пенсии от 02 февраля 2011 года, назначить пенсионные выплаты со 02 февраля 2011 года и взыскать невыплаченную сумму пенсионных выплат за период со 02 февраля 2011 года по 29 июля 2011 года.

При подготовке дела к судебному разбирательству судом в качестве третьего лица привлечено УПФР в Центральном районе г. Волгограда (л.д.20-21).

Истец Крицкая Л.П. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что о праве на назначение досрочной трудовой пенсии, в связи с работой в районах Крайнего Севера, ранее ей было известно, и в марте 2010 года она в устном порядке обращалась в УПФР в Дубовском районе Волгоградской области за назначением пенсии, однако ей было отказано. В январе 2011 года лично она с заявлением о назначении пенсии в УПФР в Центральном районе г. Волгограда не обращалась, однако её документы были поданы в Пенсионный фонд работодателем, в связи с чем считает, что с даты проверки данных документов ей должна быть назначена пенсия. В УПФР в Дубовском районе Волгоградской области она обратилась после того, как ей по телефону сообщили о необходимости написания заявления о назначении досрочной трудовой пенсии. При этом органы Пенсионного фонда не предприняли мер для своевременной проверки документов, и её извещения о праве на досрочную трудовую пенсию. Также считает, что при назначении пенсии в её стаж не были включены периоды работы в районах Крайнего Севера <данные изъяты>. Просит признать незаконным отказ в назначении ей пенсии от 02 февраля 2011 года, назначить пенсионные выплаты со 02 февраля 2011 года и взыскать невыплаченную сумму пенсионных выплат за период со <данные изъяты> в размере <данные изъяты>

Представители ответчика - УПФР в Дубовском районе Волгоградской области Бородина Е.А., Кузьмичева И.Л. в судебном заседании исковые требования не признали. Бородина Е.А. пояснила, что заявление о назначении пенсии истцом подано в УПФР в Дубовском районе Волгоградской области 29 июля 2011 года, в связи с чем в силу ст.19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» назначение пенсии произведено с даты обращения. С целью предварительной оценки документов работодатель истца - Комитет по управлению архивами Администрации Волгоградской области 02 февраля 2011 года представил в УПФР в Центральном районе г. Волгоград (по месту регистрации страхователя) списки застрахованных лиц, приобретающих право на пенсию за период с <данные изъяты>, где право истца на пенсию было определено <данные изъяты>, то есть по достижении общеустановленного возраста 55 лет. Список с приложением копии трудовой книжки истца поступил в УПФР в Дубовском районе Волгоградской области (в территориальный орган по месту жительства застрахованного лица) <данные изъяты>. В процессе проведения правовой обработки (проверки ксерокопии трудовой книжки на предмет правильности её заполнения) выявлено, что страхователем была неверно определена дата приобретения права на пенсию Крицкой Л.П. С учётом работы в районах Крайнего Севера у истца право на пенсию определилось ранее возраста 55 лет, в связи с чем, она была немедленно извещена о наличии права на назначение пенсии с уменьшением общеустановленного возраста за работу на Крайнем Севере в соответствии со ст.28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года и необходимости обращения за назначением пенсии. При этом кандидату на назначение пенсии предоставлено полное право самостоятельно извещать органы Пенсионного фонда о возможном сроке и основании назначения пенсии, то есть способствовать реализации своего конституционного права на пенсионное обеспечение. Препятствий непреодолимой силы для обращения в пенсионный орган у истца не было. УПФР в Дубовском районе Волгоградской области не может нести ответственность за неверное определение страхователем даты приобретения права на пенсию.

Представитель третьего лица - УПФР в Центральном районе г.Волгограда Селезнёва О.К. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив, что соглашение о регулировании отношений в вопросах заблаговременного предоставления документов в УПФР в Центральном районе г. Волгограда отсутствует. 02 февраля 2011 года в адрес УПФР в Центральном районе г. Волгограда были представлены Списки застрахованных лиц, приобретающих право на пенсию в период с <данные изъяты>, где право истца на пенсию было определено с 23 сентября 2011 года. После проведённой проверки документов указанный Список и копия трудовой книжки Крицкой Л.П. были направлены в УПФР в Дубовском районе Волгоградской области. С заявлением о назначении пенсии Крицкая Л.П. обратилась в УПФР в Дубовском районе Волгоградской области 29 июля 2011 года и в соответствии со ст.19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» именно с указанной даты истцу была назначена досрочная трудовая пенсия. С заявлением о назначении пенсии в УПФР в Центральном районе г. Волгограда Крицкая Л.П. не обращалась. Законодательство, которое регулирует пенсионные правоотношения, не возлагает обязанности на орган пенсионного обеспечения и работодателя извещать гражданина о возникновении у него права на пенсию.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

С 01 января 2002 года трудовая пенсия на территории Российской Федерации исчисляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пп.1, 2 ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Днём обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно п.2 ст.18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На основании п.6 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчёта размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждённых постановлением Минтруда РФ № 17, ПФ РФ №19пб от 27 февраля 2002 года, граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

В соответствии с п.15 указанных выше Правил, пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и статье 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», но не ранее дня приобретения права на пенсию.

В судебном заседании установлено, что истец Крицкая Л.П. с 15 августа 1983 года по 18 января 1993 года (9 лет 5 месяцев) работала в районах Крайнего Севера, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.42-60).

В силу пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 данного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

С учётом указанных требований законодательства, а также периода работы в районах Крайнего Севера, у Крицкой Л.П. возникло право на досрочную трудовую пенсию по старости ранее возраста 55 лет (с 52 лет), что не оспаривалось в судебном заседании сторонами.

Согласно п.7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчёта размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждённых постановлением Минтруда РФ № 17, ПФ РФ №19пб от 27 февраля 2002 года, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на неё, без ограничения каким-либо сроком, путём подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Судом установлено, что с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Крицкая Л.П. обратилась в УПФР в Дубовском районе Волгоградской области (по месту своего жительства) 29 июля 2011 года и с указанной даты в соответствии с пп.6 п.2 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» истцу назначена пенсия в размере <данные изъяты>

При этом досрочная трудовая пенсия Крицкой Л.П. назначена с учётом периода её работы в районах Крайнего Севера с <данные изъяты>

Данные обстоятельства подтверждаются заявлением истца о назначении пенсии от 29 июля 2011 года (л.д.15-17), протоколом и решением УПФР в Дубовском районе Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-14).

Письмом УПФР в Дубовском районе Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Крицкой Л.П. были разъяснены порядок и сроки назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с положениями Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д.6).

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Вместе с тем, истцом не представлено суду доказательств того, что она ранее обращалась в УПФР в Дубовском районе Волгоградской области с заявлением о назначении ей пенсии.

Доводы Крицкой Л.П. о том, что с документами на оформление досрочной трудовой пенсии она обратилась ДД.ММ.ГГГГ и именно с указанного периода ей подлежит назначению пенсия, суд считает не состоятельными по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ работодателем истца Крицкой Л.П. - Комитетом по управлению архивами Администрации Волгоградской области в адрес УПФР в Центральном районе г. Волгограда был представлен Список застрахованных лиц, приобретающих право на пенсию в период <данные изъяты> (с копиями трудовых книжек кандидатов на назначение пенсии), в котором право на пенсию у Крицкой Л.П. было определено ДД.ММ.ГГГГ, то есть по достижении общеустановленного возраста 55 лет. Указанный Список с копией трудовой книжки истца поступил из УПФР в Центральном районе г. Волгограда в УПФР в Дубовском районе Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ. В процессе проведения правовой обработки документов ответчиком было выявлено, что в вышеназванном Списке неверно определена дата приобретения права на пенсию Крицкой Л.П., поскольку с учётом периода работы в районах Крайнего Севера у истца возникло право на досрочную трудовую пенсию ранее возраста 55 лет (с 52 лет), о чём ей было сообщено посредством телефонной связи (л.д.29, 6, 7).

Как установлено в судебном заседании, указанные выше мероприятия проводились с целью предварительной оценки документов кандидата на назначение пенсии, и заявительного характера о назначении досрочной трудовой пенсии со стороны Крицкой Л.П. представленные работодателем в УПФР в Центральном районе г. Волгограда документы не содержали.

Доводы истца о том, что органы Пенсионного фонда не предприняли мер для своевременной проверки документов, и её извещения о праве на досрочную трудовую пенсию, судом не принимаются, поскольку законом не установлено обязанности Пенсионного фонда извещать гражданина о возникновении права на пенсию, а с учётом положений указанных выше норм законодательства, гражданин должен самостоятельно обратиться в соответствующее отделение Пенсионного фонда с заявлением о назначении ему пенсии, то есть назначение пенсии носит заявительный характер и назначается со дня обращения за указанной пенсией.

Не могут быть приняты судом во внимание доводы истца и о том, что в марте 2010 года в устном порядке она обращалась в УПФР в Дубовском районе Волгоградской области по поводу назначения ей досрочной трудовой пенсии, и специалистом указанного учреждения в назначении пенсии ей было отказано, поскольку они не подтверждены какими-либо доказательствами.

При этом представленное Крицкой Л.П. заявление на имя председателя Комитета по управлению архивами Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче трудовой книжки для предъявления в Дубовский Пенсионный фонд, не может являться доказательством её обращения в установленном законом порядке в марте 2010 года в УПФР в Дубовском районе Волгоградской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.

Учитывая, что истец Крицкая Л.П. впервые обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ, тем самым реализовала своё право на её назначение с момента обращения за ней, у УПФР в Дубовском районе Волгоградской области отсутствовали основания для назначения истцу трудовой пенсии ранее дня обращения за ней, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения требований Крицкой Л.П. о признании незаконным отказ в назначении пенсии с определённого периода, возложении обязанности по назначению пенсионных выплат и взыскании невыплаченной суммы пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Крицкой Лилии Петровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Дубовском районе Волгоградской области о признании незаконным отказ в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, о назначении пенсионных выплат со ДД.ММ.ГГГГ и взыскании невыплаченной суммы пенсионных выплат за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья:                                                                                       Е.А. Корнеева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                                                                                       Е.А. Корнеева