Об обязывании администрацию Дуб. муниц. района вне очереди предостиавить жилое помещение Нечипорук А.В.



Дело № 2-394/2012        

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июня 2012 года                                                                                   г. Дубовка

Дубовский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Корнеева Е.А.,

при секретаре судебного заседания Скляровой Е.А..,

с участием: старшего помощника прокурора Дубовского района Волгоградской области Олейниковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области, в защиту интересов Нечипорук Александра Владимировича, к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Дубовского района Волгоградской области, в защиту интересов Нечипорук А.В., обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование своих требований, что прокуратурой проведена проверка по обращению Нечипорук А.В., являющегося лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о нарушении его жилищных прав администрацией Дубовского муниципального района Волгоградской области. В ходе данной проверки установлено, что постановлением главы администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Нечипорук А.В., как лицо, оставшееся без родительского попечения, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на регистрационный учёт на внеочередное получение жилья. Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение Нечипорук А.В. не предоставлено, что является нарушением его конституционного права на обеспечение дополнительными социальными гарантиями. Просит обязать администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области вне очереди предоставить Нечипорук А.В. жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населённому пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по месту его жительства в Дубовском районе Волгоградской области.

В судебном заседании старший помощник прокурора Дубовского района Волгоградской области Олейникова Т.Н. исковые требования поддержала по вышеуказанным основаниям и просила обязать администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области вне очереди предоставить Нечипорук А.В. жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населённому пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по месту его жительства в г. Дубовке Волгоградской области. В связи с неявкой в судебное заседание ответчика, не возражала против вынесения по делу заочного решения.

Нечипорук А.В., в интересах которого заявлен иск, в судебное заседание не явился, извещён о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Представитель ответчика - администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещён о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, ч.1 ст.233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии Нечипорук А.В., а также представителя ответчика - администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области в порядке заочного судопроизводства.

Выслушав старшего помощника прокурора Дубовского района Волгоградской области Олейникову Т.Н., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституционное право на жилище, гарантированное ст.40 Конституции РФ предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления.

Жилищное законодательство в силу п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путём предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, чётко обозначен федеральным законодательством.

На основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абз.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

Кроме того, ч.2 ст.8 указанного Федерального закона установлено, что регистрационный учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приёмная семья).

Исходя из смысла приведенной нормы закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, определённая категория граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, её виды и размеры устанавливаются законом. Урегулировав отношения, возникшие в связи с предоставлением органами государственной власти мер социальной поддержке детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, законодатель предоставил тем самым - в целях реализации ими права на получение жилья - дополнительные гарантии социальной защиты (до 23 лет).

В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии с требованиями п.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Согласно ст.19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Так, Законом Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приёмных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки» органы местного самоуправления всех муниципальных районов и городских округов Волгоградской области на неограниченный срок наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые включают в себя в том числе обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение.

Согласно ч.2 ст.4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области», дети сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, также лица, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что родители ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отец - ФИО4, мать - ФИО5 лишены родительских прав в отношении своего сына, в связи с чем ФИО1 приобрёл статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении истца (л.д.22), решением Фроловского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21).

В настоящее время истец Нечипорук А.В. обучается в ФГОУ СПО «Дубовский зооветеринарный колледж им. А.А. Шарова», срок окончания данного учебного заведения - 30 июня 2012 года (л.д.23).

Как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающийся в получении жилого помещения, родители которого были лишены родительских прав, Нечипорук А.В. подал заявление главе администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ о постановке его учёте в качестве нуждающегося в жилом помещение (л.д.25).

Согласно сообщению государственного регистратора Дубовского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных права ФИО1 (л.д.26).

Из справки Фроловского отделения Волгоградского филиала ФГУП «Ростехинвентраизация - Федеральное БТИ» следует, что по данным отделения за ФИО1 недвижимое имущество в г. Фролово Волгоградской области не зарегистрировано (л.д.24).

Постановлением главы администрации городского поселения г.Дубовка Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающийся в получении жилого помещения, и был включён в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма на территории Дубовского района Волгоградской области (л.д.16, 7-15).

Нечипорук А.В., в чьих интересах прокурором был подан иск в соответствии с законодательством РФ, став ребёнком, оставшимся без попечения родителей, должен был быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже социальных норм.

Местом жительства, согласно ч.1 ст.20 ГК РФ, признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст.62 ЖК РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещение вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном жилом доме.

В соответствии с ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления жилой площади при распределении жилья устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Судом по делу установлено, что на момент признания нуждающимся в улучшении жилищных условий на получение жилья ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес> корпус 1, ком.426, в настоящее время истец также проживает в г. Дубовке Волгоградской области, что подтверждается копиями паспорта, свидетельства о регистрации по месту пребывания, а также заявлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16, 17, 5).

В настоящее время ФИО1 достиг возраста 22 лет (л.д.17).

Анализ правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и лицам, оставшимся без попечения родителей, фактических обстоятельств дела, установленных судом, а также собранных по делу доказательств, позволяют сделать обоснованный вывод о том, что для предоставления жилья в порядке п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица определённого статуса - ребёнка-сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей, не имеющего собственного или закреплённого за ними жилого помещения и его постановка на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, в установленном порядке жилое помещение за ним не закреплялось, за реализацией гарантированного права на обеспечение жилой площадью обратился до достижения им 23-летнего возраста, но до настоящего времени жильём не обеспечен.

Так как до настоящего времени гарантированное государством жилое помещение ФИО1 не предоставлено, последний имеет право на получение по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, вне очереди в г. Дубовка Волгоградской области, благоустроенного применительно к данному населенному пункту и администрация Дубовского муниципального района обязана предоставить соответствующее жилое помещение ФИО1, являющемуся ребёнком, оставшимся без попечения родителей, вне очереди.

Право ФИО1 на предоставление ему жилья вне очереди как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ещё не реализовано и отказ в удовлетворении иска может повлечь неблагоприятные последствия для ФИО1 в случае отказа ответчика от выполнения своих обязательств, а возможности повторно обратиться с иском в суд у ФИО1 уже не будет.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора Дубовского района Волгоградской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Дубовского района Волгоградской области удовлетворить.

Обязать администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области вне очереди предоставить ФИО1 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм с учётом состава семьи, благоустроенное, применительно к соответствующему населённому пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по месту его жительства в г. Дубовке Волгоградской области.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Дубовский районный суд Волгоградской области в течение семи дней со дня получения им его копии.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                                                                             Е.А. Корнеева