Уголовное дело №1-48/2011
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
г. Волгоград 11 марта 2011 года
Дзержинский районный суд
под председательством судьи Григорьевой Л.М.,
с участием гос. обвинителя прокуратуры Дзержинского района Каспаровой А.А.,
при секретаре судебного заседания Барановой И.А.,
подсудимого Хайрулина А.Г.,
защитника Шиповского К.А., представившего ордер № от <дата>,
потерпевших П.А.Н., Р.В.С.,
представителя потерпевшей Луценко И.А., действующей на основании доверенности от <дата> сроком на три года,
гражданских истов П.В.В., К.А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению
Хайрулина Александра Геннадиевича, <...> не судимого, в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Хайрулин А.Г., управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения, повлекшие по неосторожности смерть двух лиц, при следующих обстоятельствах.
<дата> примерно в 23 час. 25 мин. Хайрулин А.Г., управляя принадлежащим ему автомобилем «KiaCerato», гос.номер №, двигаясь по правой полосе движения транспортных средств проспекта им. <адрес>. в направлении <адрес>, со скоростью более 72 км/ч, нарушил п. 10.1 абз. 1 Правил дорожного движения Российской Федерации, согласно которому «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил» и п. 10.2 Правил, согласно которому «в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч».
Подъезжая к перекрестку пр.<адрес> и <адрес>, Хайрулин А.Г. увидел стоящий на светофоре троллейбус марки «ЗИУ-682», бортовой номер №, под управлением водителя У...
Возобновив движение, водитель троллейбуса У... выехал на горизонтальную разметку 1.14.1 «зебра», где начал совершать перестроение в правую полосу движения, создав тем самым подсудимому Хайрулину А.Г. опасность для его движения, нарушив требования п.п. 8.1 и 8.4 Правил дорожного движения РФ, выразившиеся в недостаточной убежденности в безопасности маневра при перестроении.
Увидев перестроение троллейбуса, Хайрулин А.Г., нарушив требование п. 10.1 абз. 2 Правил дорожного движения о том, что «при возникновении опасности, которую водитель в состоянии обнаружить, должен принять все возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства», несвоевременно применил меры к остановке транспортного средства, хотя располагал такой возможностью, в результате чего потерял управление над автомобилем и столкнулся с задним левым бампером троллейбуса.
После столкновения с троллейбусом автомобиль подсудимого вынесло на разделительную полосу, где он столкнулся с деревом.
В результате дорожно-транспортного происшествия потерпевшей П...О, сидевшей на заднем пассажирском сидении справа, были причинены телесные повреждения в виде тупой открытой травмы головы, перелома костей лицевого черепа, ушиба головного мозга, повлекшие ее смерть на месте происшествия.
Потерпевшей Р..., сидевшей на заднем пассажирском сидении посередине, были причинены телесные повреждения в виде тупой открытой травмы головы, перелома челюсти, которая с места происшествия была доставлена в больницу №, где <дата> скончалась от полученных повреждений.
Подсудимый Хайрулин А.Г. вину в предъявленном обвинении признал частично и пояснил, что примерно в 23 час. 15 мин. <дата> на своем автомобиле марки «KiaCerato», регистрационный знак № с пассажирами Ш..., сидевшем на переднем пассажирском сидении, Р..., сидевшей на заднем пассажирском сидении, К.., сидевшем на заднем пассажирском сидении позади него, и подругой Р... П...О, сидевшей на заднем пассажирском сидении с правой стороны, ехали в <адрес>. Подъезжая к перекрестку пр. имени <адрес> и <адрес>, он двигался по первому ряду проезжей части со скоростью около 60 км/ч, при этом коробка передач находилась в нейтральном положении, так как на светофоре горел красный сигнал. Расстояние от автомобиля до границы проезжей части <адрес> составляло около 250 метров. Во второй полосе движения автотранспортных средств в тот момент находился троллейбус, который стоял перед разметкой «зебра». Когда расстояние до границы проезжей части <адрес> составляло около 100 метров, загорелся зеленый сигнал светофора. Когда троллейбус возобновил движение, он находился от него на расстоянии около 60-70 метров, включил четвертую передачу, постепенно прибавляя газа, при этом скорость движения составляла около 65 км/ч. Когда троллейбус проехал около 3,5 метров, водитель включил правый сигнал поворота и одновременно начал совершать перестроение в первую полосу, по которой двигался он. Поняв, что может произойти столкновение, он до упора нажал на педаль тормоза, автомобиль стало разворачивать против часовой стрелки, в результате чего произошло столкновение правой частью его автомобиля в заднюю левую часть троллейбуса. Что произошло дальше, он пояснить не может. Когда автомобиль остановился, он увидел, что находится на разделительной полосе, ударившись о дерево. Сотрудники МЧС вытащили тела девушек из машины. В результате дорожно-транспортного происшествия П...О погибла, а Р... отвезли в больницу. На место происшествия сотрудники милиции провели осмотр места происшествия, составили схему. Считает, что дорожно-транспортное происшествие произошло потому, что он превысил скорость движения автомобиля, а также водитель У... создал аварийную ситуацию.
Уголовное дело в отношении водителя У... прекращено по п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ.
Вина подсудимого подтверждается материалами уголовного дела, показаниями потерпевших, гражданских истцов, свидетелей.
Потерпевшая П.А.Н. пояснила, что <дата> дочери П...О примерно в 22.30 часов позвонила ее подруга Р.В.С. Р... и позвала гулять. Примерно в 23 часа дочь поехала с ней в «<...>» попить чаю. Примерно в 00 час.30 мин. ей на сотовой телефон позвонил гражданский муж дочери и сказал, что П...О попала в дорожно-транспортное происшествие и скончалась на месте. Она вместе с мужем приехала на место происшествие, где увидела стоящий на разделительной полосе около дерева автомобиль подсудимого, обстоятельства аварии ей известны от сотрудников милиции. Подсудимый не возмещал ей ущерб, не предлагал никакой помощи.
Потерпевшая Р.В.С. пояснила, что <дата> её дочь Р.В.С. Р... примерно в 18 час. ушла из дома к подруге. Из телефонного разговора с дочерью ей стало известно, что она со своим парнем Ш... Ш... и с подругой П.А.Н. П...О едут куда-то на автомобиле. Примерно в 00 час.15 мин. ей позвонил Ш... Ш... и сообщил, что они попали в дорожно-транспортное происшествие, и что дочь доставлена в больничный комплекс в тяжелом состоянии. Она приехала в больницу, где Ш... рассказал, что он, её дочь, подруга дочери П.А.Н. П...О, К.. Илья и Хайрулин Александр ехали на автомобиле Хайрулина и столкнулись с троллейбусом на перекрестке проспекта им. <адрес> и <адрес>, за рулем находился подсудимый. Р... была в реанимации, а <дата> дочь умерла. До настоящего времени подсудимый Хайрулин не возместил моральный и материальный ущерб.
Свидетель У... пояснил, чтоработает водителем троллейбуса в МУП «Метроэлектротранс» с 2007 года. <дата> он двигался по проезжей части проспекта Жукова <адрес> со стороны <адрес> по направлению в центр города. Проехав «<...>», он совершил остановку и вновь возобновил движение в сторону остановки «<...>», ехал по второй полосе. Когда выехал на перекресток, убедился, что транспортные средства на первой полосе отсутствуют, включил правый сигнал поворота, вновь убедился, что транспортных средств на первой полосе нет, и начал совершать маневр перестроения со второй полосы на первую полосу движения. Когда он начал совершать перестроение, скорость движения составляла 20 км./ч, в это время он почувствовал сильный толчок сзади и понял, что в троллейбус кто-то въехал. Он не стал резко тормозить, чтобы пассажиры, находящиеся в салоне не упали, а медленно остановил троллейбус. Очевидцы, которые находились на месте происшествия, вызвали «скорую помощь» и милицию. Выйдя из троллейбуса, он увидел, что автомобиль, который совершил столкновение, находится на разделительной полосе. Подойдя к автомобилю «Kio Cerato», увидел, что около автомобиля стояли двое парней, один из них был водителем данного автомобиля. Через некоторое время приехали сотрудники МЧС и стали извлекать из автомобиля девушек, одна девушка уже была без признаков жизни, а другая без сознания. Было осмотрено место происшествия, составлена схема.
Из оглашенных судом в соответствии с ч. 3 ст. 281 УПК РФ в связи с существенными противоречиями показаний свидетеля У... на предварительном следствии следует, что «когда он подъезжал к регулируемому пешеходному перекрестку проспекта <адрес> и <адрес>, перед стоп-линией он остановил троллейбус, поскольку горел запрещающий сигнал светофора. С правой стороны троллейбуса, перед стоп-линией стоял автомобиль иностранного производства синего цвета, слева - на третьей полосе движения находилось два автомобиля, на четвертой полосе - один автомобиль. Когда загорелся зеленый сигал светофора, автомобиль, находящийся справа от него, резко набрал скорость и уехал; автомобили, которые находились слева от троллейбуса в третьей и четвертой полосах возобновили движение одновременно с ним, но с большей скоростью. За перекрестком расположена троллейбусная остановка «<...>», он возобновил движение и поехал прямо, по второй полосе. Выехав на перекресток, он убедился, что транспортных средств на первой полосе нет, включил правый сигнал поворота, вновь убедился, что транспортных средств на первой полосе нет и начал совершать маневр перестроения со второй полосы на первую полосу движения, и почувствовал сильный толчок сзади. Он понял, что с троллейбусом кто-то столкнулся. Оглашенные показания свидетель подтвердил.
Свидетель Б...СВ,показания которой в соответствии с ч.1 ст.281 УПК РФ с согласия сторон оглашены в судебном заседании, в ходе предварительного следствия пояснила, что работает в кондуктором-контролером в «<...>». <дата> она работала на троллейбусе марки «ЗИУ-682», бортовой номер №, водителем которого являлся У..., который прошел медосмотр и был допущен на линию. Примерно в 23 часа 30 минут <дата> они двигались по проезжей части проспекта <адрес> в <адрес> в сторону <адрес>. В тот день была ясная, сухая погода, проезжая часть была без повреждений, дорога была хорошо освещена. Когда они подъезжали к регулируемому перекрестку проспекта им. Жукова и <адрес>, перед стоп-линией троллейбус остановился. В этот момент она находилась на задней площадке троллейбуса и видела, что позади троллейбуса по второй полосе движения транспортных средств достаточно высокой скорости движется автомобиль, его скорость была примерно около 100 км/ч. Данный автомобиль совершал маневры с одной полосы на другую, то есть то на третью, то на первую полосу. Какие автомобили стояли справа и слева относительно троллейбуса она не видела. Когда троллейбус возобновил движение, она прошла вперед салона, и когда троллейбус пересекал перекресток, почувствовала сильный удар в заднюю часть троллейбуса, увидела, что автомобиль, совершивший столкновение с троллейбусом, вылетел на разделительную полосу, перескочив через бордюр. Она сразу же проверила своих пассажиров на предмет причинения им травм, все были здоровы, в результате столкновения никто не пострадал. Водитель троллейбуса У... вышел из троллейбуса и пошел к автомобилю, совершившему столкновение с троллейбусом. Сам момент столкновения она не видела, так же пояснить с какой полосы двигался автомобиль, совершивший столкновение она не может. Очевидцы, которые находились на месте происшествия, вызвали скорую и милицию. Через некоторое время подъехали сотрудники МЧС, которые извлекли из автомобиля тело девушки, не подающую признаков жизни, и еще одну девушку, которая была без сознания. После этого приехали сотрудники милиции и скорой медицинской помощи. «Скорая помощь» забрала девушку. Сотрудниками были выяснены обстоятельства происшествия, была составлена схема осмотра места происшествия (том № 1 л.д. 76-81).
Свидетель К.. пояснил, что <дата> Хайрулин А.Г., управлявший автомобилем марки «Kia Cerato», регистрационный знак №, он, Ш..., его девушка Р... и её подруга П.А.Н. П...О, в качестве пассажиров этого автомобиля, поехать гулять. Двигались со скоростью около 80-90 км/ч по проезжей части проспекта <адрес> в <адрес>. Двигались по второй полосе движения транспортных средств. Когда проехали остановку, он стал писать смс-сообщение и на проезжую часть внимания не обращал. Дописав смс-сообщение, он положил телефон в карман, посмотрел на дорогу и увидел, что впереди, по второй полосе движения транспортных средств движется троллейбус. Вскоре водитель троллейбуса стал перестраиваться на первую полосу движения, включив указатель поворота. Хайрулин А.Г., проехав неопределенное расстояние, начал тормозить. Автомобиль занесло и произошло столкновение правой частью автомобиля с задней левой частью троллейбуса. После столкновения Хайрулин А.Г. повернулся и спросил: «Все ли живы?», он ответил, что жив, девушки находились без сознания. Когда он с Хайрулиным А.Г. и Ш... вышли из машины, то увидели, что приехали сотрудники милиции, которые запретили выносить девушек из машины до приезда МЧС. Потом приехали сотрудники МЧС, извлекли девушек из салона машины. П.А.Н. была уже мертва, Р.В.С. находилась без сознания, но подавала признаки жизни, ее увезли в больницу.
Свидетель Ш...,показания которого в соответствии с п.2 ч.2 ст.281 УПК РФ, в связи с тяжелой болезнью, препятствующей явке в суд, оглашены в судебном заседании, в ходе предварительного следствия пояснил, что <дата> примерно в 23 час.15 мин. он вместе с Р.В.С. Р..., её подругой П.А.Н. П...О, К.. К.. и Хайрулиным А.Г., на принадлежащем последнему автомобиле «Kia Cerato» поехали в <адрес>. В машине находилось четверо пассажиров и водитель Хайрулин, К.. сидел на заднем пассажирском сидении, позади водителя; на переднем пассажирском сидении сидел он; позади него сидела П...О; по середине заднего сидения находилась Р.В.С. Р.... Они поехали по проезжей части <адрес>, после чего свернули на <адрес>, и в конечном итоге продолжили движение по проезжей части проспекта <адрес> в <адрес>. Двигались они со скоростью 80 км/ч. по второй полосе движения транспортных средств, а, не доезжая перекрестка с <адрес>, примерно за 300 метров, Хайрулин перестроился на первую полосу движения транспортных средств. В этот момент на светофоре перед перекрестком горел красный сигнал светофора. Примерно на расстоянии около 100 метров перед светофором загорелся зеленый сигнал, троллейбус возобновил движение, и стал проезжать пешеходный переход. Когда задние колеса троллейбуса находились на пешеходном переходе «зебре», водитель включил сигнал правого указателя поворота и стал совершать маневр поворота на правую полосу движения. В этот момент они двигались по первому ряду со скоростью 80 км/ч. Увидев, что троллейбус смещается на первую полосу, Хайрулин вывернул руль влево и применил торможение, в результате которого их автомобиль стало заносить боком по направлению против часовой стрелки и произошло столкновение задней правой частью их автомобиля с левой задней частью троллейбуса. После удара, он наклонил голову и закрыл ее руками. Сознания не терял, но окружающую обстановку не воспринимал. Когда их автомобиль остановился, он вылез через разбитое окно правой передней пассажирской двери, обошел автомобиль, открыл заднюю левую пассажирскую дверь, увидел, что К.. жив. Он сел рядом с Р.В.С. Р..., и поднял ее голову, она была без сознания, хрипела, изо рта и ушей текла кровь, что было с П.А.Н. не знает, ее голова была опущена вниз. Примерно через минуту, к автомобилю подошел сотрудник ДПС и спросил, что с девушками. Он ответил, что Р.В.С. жива, что с П.А.Н. - не знает. Сотрудник ДПС пощупал ее пульс и сказал, что она погибла. Примерно через 10 минут подъехали сотрудники МЧС, извлекли пострадавших из автомобиля. Р.В.С. увезли в больницу. Приехавшие сотрудники взяли у него контактные данные, после чего он уехал в больницу (том № 1 л.д. 113-118).
Свидетель Т... пояснил, что <дата> вечером он двигался на своем автомобиле по проспекту <адрес> из центра города. При подъезде к перекрестку <адрес> на светофоре горел запрещающий сигнал светофора, он двигался по крайнему левому ряду движения, и перед стоп линией остановился. Когда загорелся разрешающий сигнал светофора, он посмотрел налево, в сторону перекрестка, убедился что на перекрестке совершающих маневр в его сторону движения, автомобилей не было и начал движение. Одновременно с ним во встречном направлении начал движение троллейбус с выездом на перекресток, после чего стал постепенно менять полосу движения. Когда троллейбус передней частью смещался к правому краю проезжей части, он увидел, что за троллейбусом движется автомобиль со скоростью около 90 км/ч, вскоре автомобиль занесло, и на пешеходном переходе произошло столкновение с ним автомобиля. Подъехав к месту происшествия, увидел, что троллейбус находится в крайнем правом ряду, а автомобиль - на разделительной полосе между деревьями. Подойдя к автомобилю, увидел, что на передних сидениях никого не было, на заднем сидении был парень, который придерживал голову девушки, другая девушка находилась на правой части заднего сидения автомобиля, облокотившись головой в правую заднюю стойку. Вскоре приехали сотрудники ГИБДД и МЧС, которые стали извлекать девушек из машины, одна девушка была жива, другая - погибла.
Из оглашенных судом в соответствии с ч. 3 ст. 281 УПК РФ в связи с существенными противоречиями показаний свидетеля Т... на предварительном следствии следует, что «одновременно с ним со стороны встречного направления по второй полосе начал движение троллейбус. Когда его передняя часть находилась на середине перекрестка, водитель троллейбуса включил правый указатель поворота, и стал постепенно менять полосу движения». Оглашенные показания свидетель подтвердил.
Свидетель Ч... пояснил, что <дата> он двигался в сторону <адрес>. На светофоре перед стоп-линией остановился на запрещающий сигнал светофора в третьем ряду движения транспортных средств. Справа от него, во второй полосе движения транспортных средств, стоял троллейбус. Когда загорелся разрешающий сигнал светофора, он и троллейбус одновременно возобновили движение и находились примерно на середине перекрестка с <адрес>, когда троллейбус стал перестраиваться в левый крайний ряд, при этом скорость его движения составляла около 25 км./ч. Проехав перекресток, он услышал удар и на него посыпалось стекло, он стал притормаживать, в зеркало заднего вида увидел, что легковой автомобиль совершил столкновение с троллейбусом и залетел на разделительную полосу. Увидев это, он остановил машину у правого края проезжей части, троллейбус также остановился у правого края проезжей части. Он позвонил в «скорую помощь» и сообщил о случившемся. Подойдя к автомобилю «Kia Cerato», увидел, что одна девушка была без сознания, а вторая признаков жизни не подавала.
Из оглашенных судом в соответствии с ч. 3 ст. 281 УПК РФ в связи с существенными противоречиями показаний свидетеля Ч... на предварительном следствии следует, что «когда загорелся разрешающий сигнал светофора, он и троллейбус одновременно возобновили движение. Когда они находились примерно на середине перекрестка с <адрес>, троллейбус стал перестраиваться в левый крайний ряд, при этом скорость его движения составляла около 25 км/ч, увидев это, он так же стал смещаться правее, на вторую полосу движения».
Оглашенные показания свидетель подтвердил, пояснив, что они соответствуют схеме дорожно-транспортного происшествия, составленной на месте ДТП сотрудниками ГИБДД.
Свидетель М...,показания которой в соответствии с ч.1 ст.281 УПК РФ с согласия сторон оглашены в судебном заседании, в ходе предварительного следствия пояснила, что работает в должности инспектора по безопасности движения в МУП «<...>» <адрес> с 1978 года, в указанной должности с 2004 года. В ее служебные обязанности входит организация проведения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, а именно проведение бесед с водителями троллейбусов депо № и прочих профилактических мероприятий. Ей известно, что <дата> примерно в 23 часа 25 минут троллейбус, движущийся по маршруту №, с бортовым номером №, попал в ДТП. Обстоятельства происшествия ей известны только со слов. За управлением данного троллейбуса находился водитель У..., который на предприятии МУП «<...>» работает с 2007 года. Алкоголем У... не злоупотребляет, замеченным в состоянии опьянения на рабочем месте не был. <дата> примерно в 10 часов 00 минут ей следователем было предъявлено постановление о производстве выемки троллейбуса марки «ЗИУ-682», бортовой номер №, документов на него, путевого листа от <дата>, а так же приказа о назначении У... на должность. Троллейбус и документы добровольно ею были выданы следователю (том № 1 л.д. 76-81)
Вина подсудимого подтверждается письменными материалами дела:
- рапортом инспектора ИДПС П... о том, что <дата> в 23 часа 34 минуты от оператора «02» поступило сообщение о том, что на пересечении проспекта <адрес> и <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими. На место происшествия направлена следственно-оперативная группа. По прибытию на место было установлено, что в <дата> в 23 часа 30 минут, водитель Хайрулин А.Г., управляя автомобилем марки «Kia Cerato», регистрационный знак № совершил столкновение с троллейбусом «ЗИУ-682», бортовой номер №, движущимся в попутном направлении. В результате дорожного происшествия Р... госпитализирована в МУЗ ГКБ СМП №, П...О скончалась на месте происшествия (том № 1 л.д. 3);
- рапортом начальника дежурной смены ОМ № УВД по <адрес> Б... о том, что <дата> от медсестры МУЗ ГКБ СМП № поступило сообщение о том, что Р... госпитализирована с диагнозом политравма, травму получил при дорожно-транспортном происшествии (том № 1 л.д. 4);
- справкой о дорожно-транспортном происшествии от <дата>, в которой указаны место происшествия и время происшествия, состояние погоды - ясно; видимость - более 100 метров; освещение - искусственное; внешние световые приборы - включены; продольный профиль - уклон, ширина проезжей части - 14,2 метра, покрытие дороги - асфальт, состояние дорожного покрытия - сухое, дефекты дорожного покрытия - неровное дорожное покрытие, скорость движения транспорта перед происшествием: автомобиля «Kia Cerato» - 80-90 км/ч, троллейбуса - 5-10 км/ч. Сведения об автомобиле - «Kia Cerato», госномер №, принадлежащим гр. Хайрулину А.Г.; троллебусе марки «ЗИУ-682», принадлежащий МУП «<...>»; сведения о водителях и потерпевших - П...О, Р... (том № 1 л.д. 5);
- протоколом от <дата> осмотра места происшествия, схемой происшествия и фототаблицей в нему об осмотре участка проезжей части, расположенный по проспекту <адрес>, в <адрес>, рядом с пересечением с <адрес>, отражена обстановка дорожно-транспортного происшествия (том № 1 л.д. 6-26);
- протоколом от <дата> осмотра и проверки технического состояния троллейбус «ЗИУ-682», бортовой номер №, в ходе которого установлено, что он находится в технически исправном состоянии, имеет следующие повреждения: задняя часть с левой стороны, левый бампер, левые фонари (том № 1 л.д. 38);
- протоколом от <дата> осмотра и проверки технического состояния автомобиля марки «Kia Cerato», госномер №, которым установлено, что он находится в технически неисправном состоянии, цвет - черный, имеет следующие повреждения: капот, передний бампер, правое переднее крыло, правая передняя дверь, средняя стойка, крыша, задние стойки, заднее правое крыло, передний и задний диски колес, правое зеркало заднего вида, заднее стекло, задний бампер слева, заднее левое крыло, левый задний стоп-фонарь, левый задний диск колеса, разбиты стекла задних дверей, передняя подвеска, скрытые дефекты, состояние шин - среднее, показания спидометра - 11500 км (том № 1 л.д. 39);
- актом № от <дата> медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителя У..., согласно которому состояние опьянения не установлено (том № 1 л.д. 45);
- актом № от <дата> медицинского освидетельствования на состояние опьянения Хайрулина А. Г., которым установлено, что состояние опьянения не установлено (том № 1 л.д. 47);
- заключением судебно-медицинской экспертизы № от <дата> установлено, что смерть гр. П...О наступила от тупой открытой травмы головы, сопровождающейся открытым переломом костей свода и основания черепа, переломов костей лицевого черепа, ушибом головного мозга тяжелой степени, разрывами твердой мозговой оболочки, кровоизлияниями под мягкие мозговые оболочки, кровоизлияниями в мягкие ткани головы. При судебно-медицинском исследовании обнаружены повреждения в виде тупой открытой травмы головы, сопровождающейся открытым переломом костей свода и основания черепа, переломов костей лицевого черепа, ушибом головного мозга тяжелой степени, разрывами твердой мозговой оболочки, кровоизлияниями под мягкие мозговые оболочки, кровоизлияниями в мягкие ткани головы, которые образовались от действия тупого твердого предмета, возможно, что в результате удара выступающими частями внутри салона автомобиля, оцениваются как повлекшие ТЯЖКИЙ вред здоровью, по признаку опасности для жизни, повлекшие смерть. При судебно-химическом исследовании крови от трупа П...О этиловый спирт не обнаружен (том № 1 л.д. 87-91);
- заключением транспортно-трассологической судебной экспертизы № от <дата> установлено, что при столкновении транспортных средств первичный контакт происходил передней правой дверью автомобиля «Kia Cerato» с задним левым бампером троллейбуса. В дальнейшем происходило внедрение автомобиля «Kia Cerato» за счет деформации кузова (повреждения верхней рамки троллейбуса марки «ЗИУ-682» угол между их продольными осями составлял около 60-70 градусов (отсчет ведется против часовой стрелки от осевой линии троллейбуса) (том № 1 л.д. 101-105);
- рапортом оперативного дежурного ПМ ОМ № УВД по <адрес> А... о том, что <дата> от медсестры МУЗ ГКБ СМП № поступило сообщение о том, что в реанимационное отделение госпитализирована гр. Р... с диагнозом: черепно-мозговая травма, множественными переломами лицевой части черепа, травму получила при ДТП (том № 1 л.д. 126);
- рапортом оперативного дежурного ПМ ОМ № УВД по <адрес> А... о том, что в МУЗ ГКБ СМП № скончалась гр. Р..., труп которой направлен в морг для установления причины смерти (том № 1 л.д. 127);
- протоколом от <дата> осмотра места происшествия, схемой происшествия и фототаблицей к нему, в ходе которого осмотрен труп гр. Р... (том № 1 л.д. 128-132);
- заключением судебно-медицинской экспертизы № от <дата> установлено, что смерть гр. Р... наступила в результате тупой открытой травмы головы, сопровождавшейся кровоизлияниями под оболочки, в вещество, мост, головного мозга, осложнившейся отеком, дислокацией, некрозом, ущемлением вещества головного мозга. При судебно-медицинском исследовании обнаружены повреждения в виде тупой открытой травмы головы, тупой травмы головы: перелома угла нижней челюсти справа, перелома верхней челюсти, переломов правой скуловой кости, орбиты клеток решетчатого лабиринта слева, перелома скуловой кости стенок гайморовой пазухи, перелома чешуи и пирамиды височной кости, ссадины и кровоподтеков лица, кровоизлияния в мягкие ткани головы, под мягкие мозговые оболочки, вещество головного мозга. Данные телесные повреждения образовались в результате воздействия тупого твердого предмета (предметов) одномоментно или в быстрой последовательности друг за другом, возможно, что в результате автотравмы внутри салона автомобиля, квалифицируются как причинившие Тяжкий вред здоровью, состоят в прямой причинной связи со смертью. При судебно-химическом исследовании крови от трупа этиловый спирт не обнаружен (том № 1 л.д. 163-169);
- светокопией справки начальника службы городского наружного освещения МУП «Волгоградгорсвет» Ч...В от <дата>, согласно которой линия наружного освещения проезжей части дороги по проспекту <адрес>, в <адрес> числятся в хозяйственном ведении их предприятия. Согласно «Суточного графика включения и отключения уличного освещения Волгограда» и данным записей в оперативном журнале линия наружного освещения проезжей части дороги по проспекту <адрес>, со стороны <адрес> по направлению к <адрес>, в <адрес>, была включена в 18 часов 34 минуты <дата> и отключена в 06 часов 44 минуты <дата>, и находилась в исправном состоянии. Освещение дороги по <адрес> выполнено светильниками с натриевыми лампами мощностью 250 Вт, освещенность проезжей части на данном участке находится в пределах нормы согласно ГОСТ Р50597-93 и СНиП (том № 1 л.д. 185);
- справкой начальника ГУ «Волгоградский ЦГМС» ПНВ о том, что в 22 часа 00 минут, <дата>, была облачность 4 балла, видимость 10 километров, без осадков, ветер северо-восточный 5 м/с, температура воздуха 6°С тепла; в 01 час 00 минут, <дата>, была облачность 5 баллов, видимость 10 километров, без осадков, ветер северо-восточный 4 м/с, температура воздуха 4°С тепла (том № 1 л.д. 187);
- протоколом от <дата> выемки у представителя МУП «<...>» М... троллейбуса марки «ЗИУ-682», бортовой номер №, паспорта на троллейбус марки «ЗИУ-682», бортовой номер №, талона о прохождении техосмотра троллейбуса марки «ЗИУ-682», бортовой номер №, страхового полиса ОСАГО серия ВВВ № от <дата>; путевого листа троллейбуса №-к от <дата> на троллейбус марки «ЗИУ-682», бортовой номер №, приказа о переводе работника на другую работу №-к от <дата> (том № 1 л.д. 200-203);
- протоколом от <дата> осмотра троллейбуса марки «ЗИУ-682», бортовой номер №, паспорта на троллейбус марки «ЗИУ-682», бортовой номер №, талона о прохождении техосмотра троллейбуса марки «ЗИУ-682», бортовой номер №, страхового полиса ОСАГО серии ВВВ № от <дата>; путевого листа троллейбуса №-к от <дата> на троллейбус марки «ЗИУ-682», бортовой номер №, приказа о переводе работника на другую работу №-к от <дата> (том № 1 л.д. 204-213);
- постановлением от <дата> о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств: троллейбуса марки «ЗИУ-682», бортовой номер №, талона о прохождении техосмотра троллейбуса марки «ЗИУ-682», бортовой номер №, страхового полиса ОСАГО серия ВВВ № от <дата>; путевого листа троллейбуса №-к от <дата> на троллейбус марки «ЗИУ-682», бортовой номер №, приказа о переводе работника на другую работу №-к от <дата>, которые возвращены под сохранную расписку представителю МУП «<...>» М... (том № 1 л.д. 214-215);
- протоколом от <дата> осмотра автомобиля марки «Kia Cerato», регистрационный знак №, изъятого в ходе осмотра места происшествия <дата> по проспекту <адрес>, на пересечении с <адрес>, в <адрес> (том № 1 л.д. 222-223);
- постановлением от <дата> о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств: автомобиля марки «Kia Cerato», регистрационный знак №, изъятого в ходе осмотра места происшествия <дата> по проспекту <адрес>, на пересечении с <адрес>, в <адрес>, который возвращен под сохранную расписку владельцу - Хайрулину А.Г. (том № 1 л.д. 224-226);
- протоколом от <дата> проверки показаний на месте свидетеля У..., схемой и фототаблицей к нему, установлено, что <дата> примерно в 23 час 30 минут, управляя троллейбусом марки «ЗИУ-682», бортовой номер №, остановился на запрещающий «красный» сигнал светофора перед стоп-линией, на расстоянии 1,7 метра, перед перекрестком с <адрес>, во второй полосе движения проезжей части проспекта <адрес>, по направлению движения в сторону <адрес>, при включении зеленого сигнала светофора, он возобновил движение, и передней часть троллейбуса, выехав на пешеходный переход включил сигнал поворота направо, и стал перестраиваться в первую полосу движения. С момента начала перестроения до момента столкновения он преодолел 24 метра, за 5,22 секунды. Так же У... было указано место, где он остановил троллейбус марки «ЗИУ-682», бортовой номер № после столкновения и место остановки автомобиля «Kia Cerato», регистрационный знак № (том № 1 л.д. 229-238);
- протоколом от <дата> проверки показаний на места свидетеля Ш..., схемой и фототаблицей к нему, установлено, что он, <дата>, примерно в 23 час 30 минут, двигался на переднем пассажирском сидении в салоне автомобиля марки «Kia Cerato», регистрационный знак №, под управлением Хайрулина А.Г. За 300 метров до перекрестка с <адрес>, Хайрулин А.Г. перестроился в первую полосу движения проезжей части проспекта <адрес>, по направлению движения в сторону <адрес>. Хайрулин А.Г. двигался со скоростью около 80 км/ч. Когда, троллейбус, стоящий во второй полосе движения транспортных средств на зеленый сигнал светофора возобновил движение, и стал перестраиваться в первую полосу движения, включив правый сигнал поворота, расстояние от переднего бампера автомобиля «Kia Cerato» до задней части троллейбуса составляло 31,90 метра, и от задней части троллейбуса до места столкновения составляло 24 метра. Когда троллейбус начал выезжать на первую полосу движения, водитель Хайрулин А.Г. вывернул руль влево и применил торможение (том № 1 л.д. 239-246);
- протоколом от <дата> проверки показаний на места свидетеля К.., схемой и фототаблицей к нему, установлено, что он, <дата>, примерно в 23 час 30 минут, двигался на заднем пассажирском сидении слева в салоне автомобиля марки «Kia Cerato», регистрационный знак №, под управлением Хайрулина А.Г. За 300 метров до перекрестка с <адрес>, Хайрулин А.Г. перестроился в первую полосу движения проезжей части проспекта <адрес>, по направлению движения в сторону <адрес>. Хайрулин А.Г. двигался со скоростью около 80-90 км/ч. Когда, троллейбус, стоящий во второй полосе движения транспортных средств на зеленый сигнал светофора возобновил движение, и стал перестраиваться в первую полосу движения, включив правый сигнал поворота, расстояние от переднего бампера автомобиля «Kia Cerato» до задней части троллейбуса составляло 31,90 метра, и от задней части троллейбуса до места столкновения составляло 24 метра. Когда троллейбус начал выезжать на первую полосу движения, водитель Хайрулин А.Г. вывернул руль влево и применил торможение (том № 2 л.д. 1-8);
- протоколом от <дата> следственного эксперимента, фототаблицей к нему, установлено, что с рабочего места водителя троллейбуса марки «ЗИУ-682», бортовой номер №, стоящего на второй полосе движения транспортных средств проспекта <адрес>, по направлению движения в сторону <адрес>, перед перекрестком с <адрес>, в правое зеркало заднего вида видно автомобиль марки «Kia Cerato», движущийся в первой полосе движения на расстоянии биле 150 метров (том № 2 л.д. 9-16);
- протоколом от <дата> выемки у Хайрулина А.Г., в присутствии двух понятых и защитника Шиповского К.А., свидетельства о регистрации транспортного средства автомобиля марки «Kia Cerato», регистрационный знак <адрес>; страхового полиса ОСАГО на автомобиль марки «Kia Cerato», регистрационный знак № RUS, талона о прохождении техосмотра <адрес> (том № 2 л.д. 18-21);
- протоколом от <дата> осмотра свидетельства о регистрации транспортного средства автомобиля марки «Kia Cerato», регистрационный знак №; страхового полиса ОСАГО на автомобиль марки «Kia Cerato», регистрационный знак №, талона о прохождении техосмотра <адрес> (том № 2 л.д. 22-26);
- постановлением от <дата> о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств: свидетельства о регистрации транспортного средства автомобиля марки «Kia Cerato», регистрационный знак №; страхового полиса ОСАГО на автомобиль марки «Kia Cerato», регистрационный знак № RUS, талона о прохождении техосмотра <адрес>, которые возвращены под сохранную расписку Хайрулину А.Г. (том № 2 л.д. 27-29);
- копией свидетельства о регистрации транспортного средства <адрес>, согласно которого, собственником автомобиля «Kia Cerato», регистрационный знак № является Хайрулин Александр Геннадиевич (том № 2 л.д. 24);
- копией водительского удостоверения <адрес>, выданного <дата>, сроком до <дата>, согласно которого Хайрулин А.Г. имеет право на управление автотранспортными средствами категории «В,С» (том № 2 л.д. 71);
- водительским удостоверением <адрес> на имя Хайрулина А.Г. (том № 2 л.д. 72);
- заключением автотехнической экспертизы № от <дата> установлено, что скорость движения автомобиля «Kia Cerato» составляла более 72 км/ч; в данной дорожной ситуации Хайрулин А.Г. располагал технической возможностью предотвратить столкновение с троллейбусом, и, следовательно предотвратить происшествие, даже применяя служебное (плавное) торможение. Действия водителя Хайрулина А.Г. не соответствовали требованиям п.10.1 и п. 10.2 Правил дорожного движения. Действия водителя У..., управлявшего троллейбусом «ЗИУ-682», бортовой номер №, не соответствовали требованиям п.8.1 и п. 8.4 Правил дорожного движения. С технической точки зрения, в причинной связи с происшествием находились действия водителя Хайрлуина А.Г., несоответствующие требованиям п.10.1 и п. 10.2 ПДД (том № 2 л.д. 44-52);
- постановлением от <дата> об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении У... по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 24 УПК РФ (том № 2 л.д. 58-59).
Находя вину подсудимого Хайрулина А.Г. доказанной в совершении преступления, действия его подлежат квалификации по ч. 5 ст. 264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшим по неосторожности смерть двух лиц.
Судом установлено, что Хайрулин А.Г., управляя автомобилем, значительно превысил скорость движения транспортного средства, не своевременно принял меры к остановке транспортного средства, в результате чего совершил дорожно-транспортное происшествие, повлекшее смерть двух потерпевших.
Вина Хайрулина А.Г. подтверждается показаниями подсудимого, представителей потерпевших, свидетелей и письменными материалами дела.
Потерпевшие П.А.Н. и Р.В.С., свидетели У..., Б...СВ, К.., Ш..., Т..., Ч..., М... давали последовательные показания, которые согласуются с другими доказательствами, поэтому их показаниям суд доверяет.
Оценивая и сопоставляя письменные материалы уголовного дела, показания потерпевших и свидетелей, суд находит их относимыми, допустимыми и достоверными, а все доказательства в совокупности, достаточными для установления вины подсудимого.
По вышеизложенным обстоятельствам, суд не находит оснований к оправданию подсудимого, о чем просил защитник.
При определении вида и размера наказания в соответствии с ч. 3 ст. 60 УК РФ суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного подсудимым преступления, относящегося к категории неосторожных тяжких преступлений; данные о его личности, положительно характеризующегося, не судимого, занимающегося трудом; влияние наказание на его исправление и условия жизни его семьи; нарушение водителем троллейбуса У... Правил дорожного движения РФ.
К обстоятельствам, смягчающим ответственность подсудимого, суд относит частичное признание вины, раскаяние в содеянном, частичное возмещение морального вреда.
Отягчающих наказание Хайрулина А.Г. обстоятельств судом не установлено.
С учетом обстоятельств дела, наличием тяжких последствий, личности подсудимого, в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения им совершения новых преступлений, суд назначает ему наказание в виде лишения свободы и только с его реальным отбытием.
В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ местом отбывания наказания суд назначает колонию-поселение, поскольку им совершено неосторожное преступление, ранее он не отбывал лишение свободы.
Суд удовлетворяет исковые требования П.А.Н. и взыскивает с Хайрулина А.Г. материальный ущерб за погребение П...О в сумме <...> руб., а также исковые требования Р.В.С. о взыскании с Хайрулина А.Г. материального ущерба за погребение Р... в сумме <...> руб., поскольку вышеуказанные суммы подтверждены документами (т. 2 л.д. 154-158, 165-170).
На основании ст.ст.151, 1099-1101 ГК РФ суд частично удовлетворяет требования потерпевших и гражданских истцов о взыскании с подсудимого морального вреда, и с учетом материального положения подсудимого, разумности и справедливости взыскивает с него в их пользу по <...> руб. каждому.
Однако, учитывая, что на депозитном счету нотариуса Т..ДС находится <...> руб., внесенных подсудимым на имя П.А.Н. в возмещение морального вреда, суд взыскивает с подсудимого в ее пользу <...> руб.; а также <...> руб., внесенных подсудимым на имя К.А.Л. в счет возмещения морального вреда, суд взыскивает с подсудимого <...> руб. в его пользу (т.2 л.д.225).
Руководствуясь ст.ст.303-304, 307-309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
ХАЙРУЛИНА Александра Геннадиевича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на четыре года с отбыванием в колонии-поселении с лишением права управления транспортными средствами на два года.
Меру пресечения осужденному изменить на заключение под стражу, взять его под стражу в зале суда и с этого времени исчислять срок наказания.
К месту отбывания наказания осужденному необходимо следовать под конвоем.
При вступлении приговора в законную силу вещественные доказательства: троллейбус марки «ЗИУ-682», бортовой номер №; паспорт на троллейбус марки «ЗИУ-682», бортовой номер №; талон техосмотра на троллейбус; страховой полис ОСАГО серия ВВВ №, путевой лист троллейбуса №-к, приказ о переводе работника на другую работу №-к от <дата>, переданные под сохранную расписку представителю МУП «<...>» М..., оставить по принадлежности МУП «<...>»; автомобиль марки «KiaCerato», регистрационный знак №, свидетельство о регистрации транспортного средства на автомобиль «KiaCerato», гос.номер <...>, талон техосмотра автомобил, страховой полис ВВВ №, переданные под сохранную расписку Хайрулину А.Г., оставить по принадлежности у последнего.
Взыскать с Хайрулина Александра Геннадьевича в пользу П.А.Н. моральный вред в сумме <...> руб., материальный ущерб - <...> руб., а всего <...> руб; в пользу П.В.В. моральный вред в сумме <...> руб; Р.В.С. моральный вред в сумме <...> руб., материальный ущерб - <...> руб., а всего <...> руб; К.А.Л. моральный вред в сумме <...> руб.
Приговор может быть обжалован в течение 10 суток в судебную коллегию Волгоградского областного суда через Дзержинский суд г. Волгограда, осужденным - в тот же срок с момента вручения копии приговора. В случае принесения кассационной жалобы или кассационного представления осужденный вправе подать свои возражения в письменном виде.
Судья Григорьева Л.М.