Дело № 2-3723/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Волгоград 21 июня 2011 г. Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе председательствующего судьи Калинина С.С. при секретаре судебного заседания Шевченко Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации <адрес> об оспаривании постановления судебного пристава- исполнителя, установил: Администрация <адрес> обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, в обоснование требований указала, что решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования Волкотруб ФИО7. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. На основании исполнительного листа, выданного Волкотруб ФИО7 судебным приставом исполнителем МО по ОИП УФССП по <адрес> в отношении администрации Волгограда возбуждено исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках данного исполнительного производства судебным приставом - исполнителем вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации Волгограда исполнительского сбора в размере 5 000 руб. Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило неисполнение администрацией Волгограда требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, при отсутствии доказательств уважительности причин неисполнения. Оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя администрация Волгограда считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Взыскатель Волкотруб ФИО7 относится в категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лица из их числа. Финансовое обеспечение мер социальной поддержки детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством <адрес>, в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О мерах социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях <адрес>». Средства на исполнение расходных обязательств по обеспечению дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учитываются в областном фонде компенсаций и передаются из областного бюджета муниципальным районам и городским округам в форме субвенций. Предоставление субвенций производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе Волгоградской областном бюджете на соответствующий финансовый год. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О размещении закона поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», приобретение жилых помещений за счет бюджетных средств осуществляется на основании торгов (аукциона). ДД.ММ.ГГГГ решением аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие открытом аукционе «На право заключить муниципальные контракты долевого участия в строительстве в 2010 году жилых помещений (квартир) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа» указанный аукцион признан несостоявшимся. Согласно положениям ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», приказа Министерства экономического развития и торговли РФ ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)», в случае признания открытого аукциона несостоявшимся, заказчик вправе просить уполномоченные органы о согласовании размещения муниципального заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Управлением по жилищной политике администрации Волгограда (муниципальной заказчик) направлено письмо в адрес ОАО «ЗЖБИК» о возможности заключения муниципальных контрактов долевого участия в строительстве в 2010 году жилых помещений (квартир) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ОАО «ЗЖБИК» уведомило о согласии на оказание услуг по подбору и приобретению жилых помещений, отвечающих требованиям документации об открытом аукционе, в том числе и ценовому предложению. ДД.ММ.ГГГГ управлением по жилищной политике администрации Волгограда направлено письмо в комитет муниципального заказа администрации Волгограда с просьбой о согласовании с Комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства <адрес> размещения муниципального заказа по лотам № открытого аукциона на право заключить муниципальные контракты долевого участия в строительстве в 2010 году жилых помещений (квартир) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц их числа, на условиях документации об открытом аукционе, у единственного поставщика (исполнителя) - ОАО «ЗЖБИК». Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства <адрес> принял решение согласовать возможность заключения муниципальных контрактов долевого участия в строительстве в 2010 году жилых помещений (квартир) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на условиях документации об открытом аукционе, с единственным поставщиком (исполнителем) - ОАО «ЗЖБИК», что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ДД.ММ.ГГГГ-19/7192. ДД.ММ.ГГГГ между управлением по жилищной политике администрации Волгограда ОАО «ЗЖБИК» заключены муниципальные контракты долевого участия в строительстве в 2010 году жилых помещений (квартир) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, с последующей передачей в муниципальную собственность городского округа город-герой Волгоград, после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома. Срок поставки по муниципальным контрактам установлен ДД.ММ.ГГГГ, при соблюдении условий о государственной регистрации муниципальной собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. В настоящее время обязательства по муниципальным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ Застройщиком не исполнены, жилые помещения в муниципальную собственность не переданы. ДД.ММ.ГГГГ в адрес управления по жилищной политике администрации Волгограда поступило письмо от ОАО «ЗЖБИК» о продлении срока исполнения обязательств - в течение ДД.ММ.ГГГГ, к которому приложены дополнительные соглашения к муниципальным контрактам. По информации ОАО «ЗЖБИК» осуществить передачу жилых помещений в муниципальную собственность возможно только ДД.ММ.ГГГГ. Для оформления права муниципальной собственности приобретаемые жилые помещения (квартиры), с последующим предоставлением их детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, требуется определенное время. С учетом объективных обстоятельств неисполнения ОАО «ЗЖБИК» обязательств по муниципальным контрактам, перенесения срока исполнения на апрель 2011 год, администрация Волгограда обратилась в Центральный районный суд <адрес> с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определением Центрального районного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ администрации Волгограда была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени Застройщиком жилые помещения в муниципальную собственность Волгограда не переданы, обязательства по муниципальным контрактам не исполнены, в связи с чем управлением ведется судебно-претензионная работа с ОАО «ЗЖБИК». Заявитель просит суд восстановить срок для подачи жалобы на постановление судебного пристава МО ОИП УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора. Признать постановление судебного пристава - исполнителя МО по ОИП УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Отменить постановление судебного пристава - исполнителя МО по ОИП УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора. В судебном заседании представитель администрации Волгограда Мальцев ФИО7., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просит восстановить срок для подачи жалобы на постановление судебного пристава-исполнителя МО ОИП УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора. Признать постановление судебного пристава - исполнителя МО по ОИП УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора незаконным; Отменить постановление судебного пристава - исполнителя МО по ОР УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора. Судебный пристав-исполнитель МО по ОИП УФССП <адрес> Тахаев ФИО7 заявленные требования не признал просил суд в удовлетворении заявления отказать. Представитель УФССП по <адрес> Варламова ФИО7 действующая в процессе на основании доверенности, полагая постановление судебного пристава-исполнителя законным, просила в удовлетворении заявления отказать. Выслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, находящиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 441 ч. 2 ГПК РФ, заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов. В соответствии со ст. 2 Федерального Закона РФ «Об исполнительном производстве» от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ) (далее по тексту ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Согласно ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов). Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», разъяснено, что «исходя положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту». Судом установлено. Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования Волкотруб ФИО7. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. На основании исполнительного листа, выданного Волкотруб ФИО7. судебным приставом исполнителем МО по ОИП УФССП по <адрес> в отношении администрации Волгограда возбуждено исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках данного исполнительного производства судебным приставом - исполнителем вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации Волгограда исполнительского сбора в размере 5 000 руб. Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило неисполнение администрацией Волгограда требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, при отсутствии доказательств уважительности причин неисполнения. В силу статьи 122 Федерального Закона «Об исполнительном производстве», жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). Учитывая, что оспариваемое постановление администрацией Волгограда получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции, суд приходит к выводу, что пропущенный срок для подачи заявления об оспаривании постановления судебного пристава подлежит восстановлению. Суд находит заявление администрации Волгограда обоснованным по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. Финансовое обеспечение мер социальной поддержки детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством <адрес>, в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О мерах социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях <адрес>». Средства на исполнение расходных обязательств по обеспечению дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учитываются в областном фонде компенсаций и передаются из областного бюджета муниципальным районам и городским округам в форме субвенций. Предоставление субвенций производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе Волгоградской областном бюджете на соответствующий финансовый год. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О размещении закона поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», приобретение жилых помещений за счет бюджетных средств осуществляется на основании торгов (аукциона). ДД.ММ.ГГГГ решением аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие открытом аукционе «На право заключить муниципальные контракты долевого участия в строительстве в 2010 году жилых помещений (квартир) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа» указанный аукцион признан несостоявшимся. Согласно положениям ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», приказа Министерства экономического развития и торговли РФ ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)», в случае признания открытого аукциона несостоявшимся, заказчик вправе просить уполномоченные органы о согласовании размещения муниципального заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Управлением по жилищной политике администрации Волгограда (муниципальной заказчик) направлено письмо в адрес ОАО «ЗЖБИК» о возможности заключения муниципальных контрактов долевого участия в строительстве в 2010 году жилых помещений (квартир) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ОАО «ЗЖБИК» уведомило о согласии на оказание услуг по подбору и приобретению жилых помещений, отвечающих требованиям документации об открытом аукционе, в том числе и ценовому предложению. ДД.ММ.ГГГГ управлением по жилищной политике администрации Волгограда направлено письмо в комитет муниципального заказа администрации Волгограда с просьбой о согласовании с Комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства <адрес> размещения муниципального заказа по лотам № открытого аукциона на право заключить муниципальные контракты долевого участия в строительстве в 2010 году жилых помещений (квартир) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц их числа, на условиях документации об открытом аукционе, у единственного поставщика (исполнителя) - ОАО «ЗЖБИК». Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства <адрес> принял решение согласовать возможность заключения муниципальных контрактов долевого участия в строительстве в 2010 году жилых помещений (квартир) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на условиях документации об открытом аукционе, с единственным поставщиком (исполнителем) - ОАО «ЗЖБИК», что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ДД.ММ.ГГГГ-19/7192. ДД.ММ.ГГГГ между управлением по жилищной политике администрации Волгограда ОАО «ЗЖБИК» заключены муниципальные контракты долевого участия в строительстве в 2010 году жилых помещений (квартир) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, с последующей передачей в муниципальную собственность городского округа город-герой Волгоград, после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома. Срок поставки по муниципальным контрактам установлен ДД.ММ.ГГГГ, при соблюдении условий о государственной регистрации муниципальной собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. В настоящее время обязательства по муниципальным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ Застройщиком не исполнены, жилые помещения в муниципальную собственность не переданы. ДД.ММ.ГГГГ в адрес управления по жилищной политике администрации Волгограда поступило письмо от ОАО «ЗЖБИК» о продлении срока исполнения обязательств - в течение ДД.ММ.ГГГГ, к которому приложены дополнительные соглашения к муниципальным контрактам. По информации ОАО «ЗЖБИК» осуществить передачу жилых помещений в муниципальную собственность возможно только ДД.ММ.ГГГГ. Для оформления права муниципальной собственности приобретаемые жилые помещения (квартиры), с последующим предоставлением их детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, требуется определенное время. С учетом объективных обстоятельств неисполнения ОАО «ЗЖБИК» обязательств по муниципальным контрактам, перенесения срока исполнения на апрель 2011 год, администрация Волгограда обратилась в Центральный районный суд <адрес> с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определением Центрального районного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ администрации Волгограда была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени Застройщиком жилые помещения в муниципальную собственность Волгограда не переданы, обязательства по муниципальным контрактам не исполнены, в связи с чем управлением ведется судебно-претензионная работа с ОАО «ЗЖБИК». На основании ст. 112 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей. Учитывая, что должник - администрация Волгограда от исполнения исполнительного документа не уклоняется, предпринимаются меры по исполнению решения суда, кроме того, суд учитывает, что выделение и предоставление жилого помещения может быть исполнено при определенном условии - наличие жилого помещения, как следцет из материалов дела, администрацией Волгограда было заключено 58 муниципальных контрактов долевого участия в строительстве в 2010 году жилого помещения (квартиры) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, срок поставки жилых помещений (квартир) определено ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем по вине ОАО «ЗЖБИК» обязательство по муниципальным контрактам не исполнены, суд приходит к выводу, о том, что взыскание исполнительского сбора, при условии направленности действий должника на добровольное исполнение требований исполнительного документа, противоречит действующему законодательству вследствие чего постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства 13026/11/45/34 подлежит признанию незаконным. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Заявление Администрации <адрес> об оспаривании постановления судебного пристава - исполнителя МО ОИП УФССП РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, удовлетворить. Восстановить срок для подачи заявления на постановление судебного пристава-исполнителя МО ОИП УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора. Признать незаконным постановление судебного пристава - исполнителя МО ОИП УФССП РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации Волгограда исполнительского сбора. Возложить на судебного пристава - исполнителя МО ОИП УФССП РФ по <адрес> обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя и препятствие к осуществлению его прав и свобод. Решение может быть обжаловано сторонами в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течение 10 дней. Федеральный судья: подпись С.С. Калинин Копия верна: Судья Секретарь . 9