Дело № 2-5397/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 сентября 2011 года Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе председательствующего судьи Веркошанской Т.А., при секретаре Яхъяевой С.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Волгограда об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, у с т а н о в и л: Администрация <адрес> обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, в обоснование требований указала, что решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены исковые требования прокурора <адрес> Волгограда в интересах Гущиной К.В. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в течение пятимесячного срока с момента вступления решения суда в законную силу. На основании исполнительного листа, выданного Гущиной К.В., судебным приставом исполнителем МО по ОИП УФССП по <адрес> в отношении администрации Волгограда возбуждено исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках данного исполнительного производства судебным приставом - исполнителем вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации Волгограда исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило неисполнение администрацией Волгограда требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, при отсутствии доказательств уважительности причин неисполнения. Оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя администрация Волгограда считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Взыскатель Гущина К.В. относится в категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лица из их числа. Финансовое обеспечение мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством <адрес> в соответствии с Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О мерах социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях <адрес>». Средства на исполнение расходных обязательств по обеспечению дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учитываются в областном фонде компенсаций и передаются из областного бюджета муниципальным районам и городским округам в форме субвенций. Предоставление субвенций производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе Волгоградской областном бюджете на соответствующий финансовый год. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении закона поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» приобретение жилых помещений за счет бюджетных средств осуществляется на основании торгов (аукциона). ДД.ММ.ГГГГ решением аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие открытом аукционе «На право заключить муниципальные контракты долевого участия в строительстве в 2010 году жилых помещений (квартир) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа» указанный аукцион признан несостоявшимся. Согласно положениям ст. 40 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», приказа Министерства экономического развития и торговли РФ 03.05.2006 г. №124 «Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)», в случае признания открытого аукциона несостоявшимся, заказчик вправе просить уполномоченные органы о согласовании размещения муниципального заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Управлением по жилищной политике администрации Волгограда (муниципальной заказчик) направлено письмо в адрес ОАО «ЖБИК» о возможности заключения муниципальных контрактов долевого участия в строительстве в 2010 году жилых помещений (квартир) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ОАО «ЗЖБИК» уведомило о согласии на оказание услуг по подбору и приобретению жилых помещений, отвечающих требованиям документации об открытом аукционе, в том числе и ценовому предложению. ДД.ММ.ГГГГ управлением по жилищной политике администрации Волгограда направлено письмо в комитет муниципального заказа администрации Волгограда с просьбой о согласовании с Комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства <адрес> размещения муниципального заказа по лотам № открытого аукциона на право заключить муниципальные контракты долевого участия в строительстве в 2010 году жилых помещений (квартир) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц их числа, на условиях документации об открытом аукционе, у единственного поставщика (исполнителя) - ОАО «ЗЖБИК». Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства <адрес> принял решение согласовать возможность заключения муниципальных контрактов долевого участия в строительстве в 2010 году жилых помещений (квартир) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на условиях документации об открытом аукционе, с единственным поставщиком (исполнителем) - ОАО «ЗЖБИК», что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между управлением по жилищной политике администрации Волгограда ОАО «ЗЖБИК» заключены муниципальные контракты долевого участия в строительстве 2010 году жилых помещений (квартир) для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа с последующей передачей в муниципальную собственность городского округа город-герой Волгоград после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома. Срок поставки по муниципальным контрактам установлен до ДД.ММ.ГГГГ, при соблюдении условий о государственной регистрации прав муниципальной собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. В настоящее время обязательства по муниципальным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ Застройщиком не исполнены, жилые помещения в муниципальную собственность не переданы. ДД.ММ.ГГГГ в адрес управления по жилищной политике администрации Волгограда поступило письмо от ОАО «ЗЖБИК» о продлении срока исполнения обязательств - течение ДД.ММ.ГГГГ, к которому приложены дополнительные соглашения к муниципальным контрактам. По информации ОАО «ЗЖБИК» осуществить передачу жилых помещений в муниципальную собственность возможно только ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени Застройщиком жилые помещения в муниципальную собственность Волгограда не переданы, обязательства по муниципальным контрактам не исполнены, в связи с чем управлением ведется судебно-претензионная работа с ОАО «ЗЖБИК». Согласно письму ОАО «ЗЖБИК» от ДД.ММ.ГГГГ срок передачи квартир в муниципальную собственность установлен ДД.ММ.ГГГГ. На основании письма от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ЗЖБИК» уведомило о передачи жилых помещений в рамках контрактов ДД.ММ.ГГГГ, на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ уведомило о передаче квартир в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право муниципальной собственности на жилое помещение - <адрес>, приобретенное в рамках исполнения указанных муниципальных контрактов. В настоящее время проект постановления администрации Волгограда о предоставлении Гущиной К.В. указанного жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма подготовлен и находится на согласовании в структурных подразделениях администрации Волгограда. Просит признать постановление судебного пристава - исполнителя МО по ОИП УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Отменить постановление судебного пристава - исполнителя МО по ОИП УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора. Освободить администрацию Волгограда от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании представитель администрации Волгограда Тупикова Н.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, заявленные требования поддержала, просит суд признать постановление судебного пристава - исполнителя МО по ОИП УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Отменить постановление судебного пристава - исполнителя МО по ОИП УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора. Освободить администрацию Волгограда от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ. Судебный пристав-исполнитель МО по ОИП УФССП по <адрес> Заставная А.Е. заявленные требования не признала, просила суд в удовлетворении заявления отказать. Представитель УФССП по <адрес> Орлова Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования не признала, просила суд в удовлетворении заявления отказать. Заинтересованное лицо Гущина К.В. в судебное заседание не явилась о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, находящиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 441 Гражданского Кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов. Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что «исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту». Судом установлено. ДД.ММ.ГГГГ МО по ОИП УФССП по <адрес> на основании исполнительного документа - исполнительного листа по делу №, выданного Центральный районным судом Волгограда на предмет исполнения: обязать администрацию Волгограда обеспечить Гущину К.В. вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, на территории, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в Волгограде в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В соответствии с п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения согласно требованиям, содержащихся в исполнительном документе. Исходя из пункта 3 постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предупредил должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа, в срок, предоставленный для добровольного исполнения и непредставления доказательств того, исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 19). Согласно исполнительному листу решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, т.о. последний день для добровольного исполнения пришелся на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16). ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 12). В силу ст. 11 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав- исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительских действий. В соответствии со ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Согласно ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Статьей 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Согласно материалам дела, администрации <адрес>, как должнику, в рамках основных исполнительного производства предлагалось добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, а также разъяснялись последствия неисполнения исполнительного документа. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено. В силу ст. 112 п.7 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что правовой статус и имущественное положение Администрации Волгограда не предусмотрены вышеперечисленными нормами в качестве обстоятельств для освобождения от взыскания исполнительского сбора, суд приходит к выводу, что нарушений требований Федерального Закона «Об исполнительном производстве» при вынесении постановления ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом МО по ОИП УФССП по <адрес> допущено не было, постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в соответствии с требованиями закона и является обоснованным. При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявления Администрации Волгограда о признании постановления судебного пристава - исполнителя МО по ОИП УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, отмене постановление судебного пристава - исполнителя МО по ОИП УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, освобождении администрации Волгограда от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ надлежит отказать. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Администрации <адрес> о признании постановления судебного пристава - исполнителя МО по ОИП УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, отмене постановление судебного пристава - исполнителя МО по ОИП УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, освобождении администрации Волгограда от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ - отказать. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд Волгограда в течение десяти дней. Судья: подпись ВЕРНО Судья: