Дело № 2-335-10 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 августа 2010 года Село Старое Дрожжаное Дрожжановский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Ракиповой А.А., с участием заместителя прокурора Дрожжановского района Республики Татарстан Ахметзянова Д.Д., представителя Совета Дрожжановского муниципального образования РТ Хайруллиной Э.Ж., при секретаре Дамаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Дрожжановского района РТ в интересах муниципального образования о признании недействующими п.2 ч.1 ч.2 ст.53 и п.9 ст.29 Устава Дрожжановского муниципального района РТ, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Дрожжановского района РТ обратился в суд с заявлением о признании противоречащими Бюджетному кодексу Российской Федерации и недействующими п.2 ч.1, ч.2 ст.53, п.9 ст.29 Устава Дрожжановского муниципального района РТ утвержденного решением Представительного органа Дрожжановского муниципального района РТ № 1 от 08 декабря 2005 года. В обоснование заявления прокурор района указал, что статьей 53 Устава предусмотрено создание финансово-бюджетной палаты района и на него возложены функции по исполнению бюджета района, составление проектов бюджета района, отчетов и его исполнении, подотчетность финансово-бюджетной палаты Совету района ( представительному органу), назначение председателя названной палаты Советом района по предложению Главы района и назначение руководителя финансово - бюджетной палаты находится в компетенции Совета района( статья 29 Устава). Считая, что создание Устава с названными статьями противоречат действующему федеральному закону. Финансово-бюджетная палата на основании действующего Бюджетного кодекса РФ должна входить в структуру исполнительного органа местного самоуправления, не может быть подотчетна Совету района. Установление контроля ( подотчетность палаты Совету, назначение на должность председателя палаты Советом по представлению Главы района) является незаконным вмешательством в деятельность исполнительного органа. Прокурор просит признать недействующими п.2 ч.1 ст.53, п.29 ст.29 Устава Дрожжановского муниципального района РТ, утвержденного решением Представительного органа Дрожжановского муниципального района РТ № 1 от 08 декабря 2005 года. Представитель заявителя заместитель прокурора района Ахметзянов Д.Д. в судебном заседании поддержал изложенные в заявлении требования прокурора и пояснил, что при создании Устава района допущены ряд противоречий, их необходимо привести в соответствие с Бюджетным кодексом. Принесенный протест прокурора района в марте 2010 года не был удовлетворен. Просит удовлетворить изложенные в заявлении требования. Представитель Совета Дрожжановского муниципального образования Хайруллина Э.Ж. с требованиями прокурора, изложенными в заявлении, не согласилась и просит их оставить без удовлетворения. При этом пояснила, что структуру органов местного самоуправления муниципальное образование определяет самостоятельно, основываясь, на нормы Конституции Российской Федерации, на статьи Бюджетного кодекса РФ, также в соответствии с Федеральным законом № 131 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Выслушав заместителя прокурора района Ахметзянова Д.Д., представителя муниципального образования Хайруллину Э.Ж. и изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения доводов заявления прокурора района. В судебном заседании установлено, что представительным органом Дрожжановского муниципального района на основании ч.3 ст.44 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» № 131 - ФЗ от 06 октября 2003 года решением от 08 декабря 2005 принят Устав муниципального образования Дрожжановского района РТ. Одновременно согласно п.4 ч.1 ст.44 настоящего Закона Уставом муниципального образования должны определяться структура и порядок формирования органов местного самоуправления. В силу ч.1 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации ( исполнительно - распорядительного органа муниципального образования) является обязательным. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Статьей 53 Устава Дрожжановского муниципального района в структуре органов местного самоуправления Дрожжановского муниципального района предусмотрено наличие Финансово-бюджетной палаты района, возложением на нее функции по исполнению бюджета района, составление проектов бюджета района и отчета о его исполнении. Финансово-бюджетная палата подотчетна Совету района. Председатель названной палаты назначается Советом района по предложению Главы района. Также статьей 29 Устава установлено, что назначение руководителя финансово-бюджетной палаты находится в компетенции Совета района. В соответствии со ст.153 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы наделены следующими полномочиями: рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением соответствующих бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществление иных полномочий в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации. В соответствии со ст.154 Бюджетного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) имеют следующие бюджетные полномочия: обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана); вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов; разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядка предоставления межбюджетных трансфертов; обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности; представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов; обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом; осуществляют иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом и ( или) принимаемыми в соответствии с Бюджетным кодексом РФ нормативными правовыми актами ( муниципальными правовыми актами) регулирующими бюджетные правоотношения. В п.2 ст.154 Бюджетного кодекса РФ законодатель выделил полномочия финансовых органов. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано определение понятия финансовых органов муниципальных образований как органов (должностных лиц) местных администраций муниципальных образований, осуществляющих составление и организацию исполнения местных бюджетов. Данной нормой законодатель закрепил ведомственное подчинение финансовых органов местным администрациям как исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований. Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета ( проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный орган (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. В соответствии со ст.171 Бюджетного кодекса РФ составление проектов местных бюджетов является исключительной прерогативой местных администраций муниципальных образований, при этом в соответствии с частью второй указанной статьи непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований. Исполнение местного бюджета в соответствии со ст.215.1 Бюджетного кодекса РФ обеспечивается местной администрацией муниципального образования, при этом организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган. Исходя из изложенного, представительный орган муниципального образования, как участник бюджетных правоотношений наделен полномочиями утверждать местный бюджет и отчеты об их исполнении, и также осуществлять последующий контроль за исполнением бюджета. Как следует из материалов дела, финансово-бюджетная палата района создана самостоятельным органом района и является постоянно действующим органом местного самоуправления, осуществляющим исполнение бюджета района, составление проектов бюджета района и отчета о его исполнении (п.1 ч.1 ст. 53 Устава района), и финансово-бюджетная палата подотчетна Совету района (ч.2 ст.53 Устава района), председатель финансово-бюджетной палаты является должностным лицом местного самоуправления района (ч.3 ст.53 Устава района). Следовательно, суд приходит к выводу о том, что создание Советом района финансово-бюджетной палаты в качестве самостоятельного органа муниципального образования не является нарушением Бюджетного кодекса РФ, это право представительного органа. Финансово-бюджетная палата создана Советом района и подотчетна ему. Подотчетность финансово-бюджетной палаты Совету не означает распоряжение Совета района бюджетом. Бюджетный кодекс РФ (ст.ст.153-154) не содержит прямого запрета на создание самостоятельного финансового органа муниципального образования и на назначение председателя палаты Советом района. Не является вмешательством в управлении и распоряжении средствами местного бюджета. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания недействующими оспариваемых актов в указанной выше части не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований прокурора Дрожжановского района Республики Татарстан о признании недействующими п.2 ч.1, ч.2 ст. 53, п.9 ст.29 Устава Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан утвержденного решением представительного органа Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан № 1 от 08 декабря 2005 года отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней через районный суд, со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий А.А. Ракипова