О признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело № 2-338-12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 20012 года село Старое Дрожжаное

Дрожжановский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Ракиповой А.А.,

при секретаре Насретдиновой Р.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атаулловой Л.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда России в <адрес> о признании права на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Атауллова Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда России (ГУ УПРФ) в <адрес> РТ о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование заявленных требований истица указывает, что ГУ УПРФ в <адрес> РТ вынесено решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Ответчиком не зачтены следующие периоды работы:

-периоды нахождения на курсах повышения квалификации – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

-периоды работы в должности заведующего отделом – помощником санитарного врача с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Ответчик не засчитал вышеуказанные периоды в ее специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, мотивировав, что Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ должность заведующий отделом не предусмотрена Списком и не дает право на досрочное назначение пенсии.

В судебном заседании истица поддержала свои требования и пояснила, что с апреля 1988 года по настоящее время работает в должности помощника санитарного врача, выполняет обязанности помощника санитарного врача, обязанности заведующего отделом возложены на нее, но оплата за эту должность не производится. Согласно должностным обязанностям выполняет обязанности помощника санитарного врача, отбирает пробы и направляет на исследование, как помощник санитарного врача. В период работы неоднократно находилась на курсах повышении квалификации по приказу главного врача.

Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме включить периоды повышения квалификации на курсах и период работы с 2007 года по настоящее время в должности заведующего отделом – помощник санитарного врача в специальный трудовой стаж и назначить трудовую пенсию со дня обращения за назначением досрочной трудовой пенсии.

Представитель ответчика – ГУ УПРФ в <адрес> РТ Садеева В.И. по доверенности, исковые требования истицы не признала и пояснила, что истица находилась на курсах повышении квалификации, периоды нахождения на которых не подлежит зачету в специальный трудовой стаж. Период работы с января 2007 года не включается, должность заведующий отделом не предусмотрена в Списке, также работодатель не представил индивидуальные сведения за эти годы с указанием кода льготы. Просит в удовлетворении исковых требований истице отказать.

Опрошенная в судебном заседании свидетель ФИО7 показала, что истицу знает по совместной работе. Она (свидетель) работает в санэпидстанции с 1983 года, а истица – Атауллова Л.А. приступила к работе в апреле 1988 года и работает по настоящее время. Она была принята помощником санитарного врача и по настоящее время выполняет эту обязанность, все пробы по коммунальной гигиене отбираются ею, другого врача нет. За исполнение обязанностей заведующего она заработную плату не получает, эта обязанность возложена на нее после увольнения заведующего отделом - Ракиповой Ф.,Н. которая также одновременно работала помощником врача бактериолога и на нее были возложены обязанности заведующего. Все отборы проб производятся Атаулловой Л.А., другого врача или специалиста не имеется.

Выслушав истицу Атауллову Л.А., представителя ответчика Садееву В.И., допросив свидетеля и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа только в городах, независимо от возраста.

Согласно п.2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организации), с учетом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

На момент подачи заявления о назначении трудовой пенсии по старости Атаулловой Л.А. действовали Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 год № 781.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Списками, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, от 29 октября 2002 года № 781 предусмотрена должность помощник санитарного врача и наименование учреждений «Центр государственно санитарно-эпидемиологического надзора».

Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшее до 22 сентября 1993 года, предусматривало включение в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работу в качестве помощников врачей, фельдшеров (всех наименования должности) больничных учреждений всех типов и наименований здравпунктов, санитарно-эпидемиологических станций.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Из материалов дела усматривается, что истица – Атауллова Л.А. окончила Казанское медицинское училище по специальности санитарный фельдшер, имеет диплом об окончании от ДД.ММ.ГГГГ.

После окончания училища ДД.ММ.ГГГГ истица принята на должность помощника санитарного врача в Дрожжановская СЭС (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ истица переведена на должность заведующей отделом - помощник санитарного врача отдела в Дрожжановском районе филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Буинском районе и г. Буинске (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) и по настоящее время работает в данной должности.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГУ- УПРФ в <адрес> РТ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Однако ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого 25 летнего стажа работы.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж не включено:

- периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - время нахождения на курсах повышения квалификации;

- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей отделом.

При этом Управление мотивировало отказ во включении указанных периодов работы в специальный стаж, тем, что периоды нахождения на курсах повышении квалификации и должность заведующего отделом не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы.

Выслушав стороны и изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

В соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения определенных видов деятельности (п.4ст.196 ТКРФ).

Трудовым законодательством на работодателя возложена обязанность определять необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд, создавать условия для совмещения работы с обучением и предоставлять установленные законом, иными, нормативными актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором гарантии.

Направление Атауллову Л.А. для прохождения курсов повышения квалификации было вызвано необходимостью профессиональной подготовки. В спорные периоды за истицей сохранялось место работы и должность, так же и средняя заработная плата и перечислялись страховые взносы, что не оспаривался представителем ответчика.

Следовательно, периоды прохождения на курсах повышения квалификации с 09 декабря по ДД.ММ.ГГГГ, с 15 января по ДД.ММ.ГГГГ, с 15 января по ДД.ММ.ГГГГ, с 09 февраля по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Ответчиком в специальный стаж не включены периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности заведующего отделом – помощника санитарного врача в Дрожжановском филиале, в связи тем, что должность заведующий отделом не предусмотрена в Списке, дающей право на досрочную трудовую пенсию.

Из копии трудовой книжки истицы следует, что она принята ДД.ММ.ГГГГ на должность помощника санитарного врача Дрожжановской СЭС и она с данной должности не уволена.

Приказом «а» ДД.ММ.ГГГГ истица переведена на должность заведующей отделом – помощник санитарного врача отдела <адрес> филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в Буинском районе и г. Буинске.

Из представленных должностных инструкций помощника санитарного врача и заведующего отделом – помощника санитарного врача, начиная, с 2007 года следует, что работа истицы в спорный период происходила в одних и тех же условиях, характер и специфика и функциональные обязанности истицы не изменились, соответствуют работе в должностях предусмотренных Списками.

Как следует из протоколов лабораторных исследований за 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 годы, представленные в виде доказательств, следует, что отборы проб отобраны помощником санитарного врача Атаулловой Л.А. и направлены на исследование.

Согласно выпискам из штатных расписаний ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в <адрес> и <адрес> в Дрожжановском филиале на 2007- 2011 годы установлена штатная единица должности заведующий отделом – помощник санитарного врача в количестве одной единицы, другой штатной единицы не предусмотрено.

Суд, проанализировав должностные инструкции, в период работы Атаулловой Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по специальности, как заведующего отделом и как помощника санитарного врача и сделал вывод о том, что должностные обязанности дублируют друг друга.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности заведующего отделом - помощник санитарного врача подлежат включению в специальный стаж.

В указанный период с ДД.ММ.ГГГГ истица проработала в одном и том же учреждении, и характер выполняемой работы, независимо от должности ничуть не изменился.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истица, занимая должность заведующего отделом, одновременно выполняла обязанности помощника санитарного врача, непосредственно в течение полного рабочего времени осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Ответчиком не включены при подсчете специального стажа период работы истицы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на справку, направленного ДД.ММ.ГГГГ работодателем, о том, что истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

Доводы ответчика по указанному вопросу суд считает несостоятельным. Как следует из представленных доказательств, табелей учета рабочего времени за 1992 год, истица – Атауллова Л.А., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на работе, выполняла обязанности помощника санитарного врача, в одной единице и 0.25 единицы лаборантки. Так же факт работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, что ДД.ММ.ГГГГ приступила к работе на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с п.23 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» суд имеет право указать, с какого времени ответчик обязан назначить пенсию.

Специальный стаж работы истицы – Атаулловой Л.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, с учетом спорных периодов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 лет и ей в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Атаулловой Л.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда России в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить частично.

Включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации в специальный трудовой стаж:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время период работы в должности заведующего отделом - помощник санитарного врача.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного Фонда России в <адрес> назначить досрочную трудовую пенсию Атаулловой Л.А., с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца, со дня вынесения его в окончательной форме.

Председательствующий            Ракипова А.А.