О признании отказа УПФР в Дрожжановском районе РТ в назначении трудовой пенсии незаконным и признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело № 2-406-12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2012 года село Старое Дрожжаное

Дрожжановский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Ракиповой А.А.,

при секретаре Насретдиновой Р.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синдюковой А.Г. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда России в <адрес> Республики Татарстан о признании отказ в назначении трудовой пенсии незаконным и признании за ней права на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Синдюкова А.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда России (ГУ - УПРФ) в Дрожжановском районе РТ о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование заявленных требований истица указывает, что ГУ УПРФ в Дрожжановском районе РТ вынесено решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Ответчиком не зачтены следующие периоды работы:

-периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

-периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста до полутора лет.

Ответчик не засчитал вышеуказанные периоды в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, мотивировав, что отпуск истице по уходу за ребенком предоставлен после вступления в силу Закона РФ от 22 сентября 1992 года № 3543 «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РФ». Периоды нахождения на курсах не включаются в специальный стаж, поскольку не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 11 мюля 2002 года № 516.

В судебном заседании истица поддержала свои требования и пояснила, что с августа 1991 года по настоящее время работает в должности медицинской сестры. В период работы неоднократно находилась на курсах повышении квалификации по приказу главного врача. За время нахождения на курсах повышении квалификации ей выплачена заработная плата и начислены страховые взносы и перечислены в Пенсионный фонд.

Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме включить периоды повышения квалификации на курсах и время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет. Назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения за назначением пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – ГУ - УПРФ в Дрожжановском районе РТ Мухарямова Ф.Л.. по доверенности, исковые требования истицы не признала и пояснила, что истица находилась на курсах повышении квалификации, периоды нахождения на курсах не подлежит зачету в специальный трудовой стаж. Также периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет не включается в специальный стаж. Отказ принят на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Постановления Правительства от 11 июля 2002 года № 516. Просит в удовлетворении исковых требований истице отказать.

Выслушав истицу Синдюкову А.Г., представителя ответчика Мухарямову Ф.Л. и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа только в городах, независимо от возраста.

По делу установлено, что истица ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в качестве медицинской сестры хирургического отделения Дрожжановской ЦРБ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность медицинской сестры – анестезиста хирургического отделения (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) и по настоящее время работает на этой должности.

Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой, представленными материалами дела.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГУ - УПРФ в Дрожжановском районе РТ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Однако ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого 25 летнего стажа работы.

Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж не включено:

- периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности медсестры анестезиста палаты реанимации и интенсивной терапии в Дрожжановской ЦРБ;

- периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - время нахождения на курсах повышения квалификации.

При этом Управление мотивировало отказ во включении указанных периодов работы в специальный стаж, тем, что периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет засчитывается в специальный стаж до ДД.ММ.ГГГГ, до даты вступления в силу Закона РФ от 22.09.1992 № 3543 «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РФ».

Периоды нахождения на курсах повышении квалификации не засчитывается в стаж работы в связи тем, что Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 не предусмотрено включение в специальный стаж курсов повышения квалификации.

Выслушав стороны и изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом, Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Согласно подпункту «ж» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, действующим до 22 сентября 1993 года, в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалось время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.

Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04 июля 2002 года № 499, предусмотрено, что медицинская деятельность является лицензированным видом деятельности и одним из лицензионным требованием и условием при осуществлении медицинской деятельности является повышении не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющих медицинскую деятельность.

Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения определенных видов деятельности (п.4ст.196 ТКРФ).

Трудовым законодательством на работодателя возложена обязанность определять необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд, создавать условия для совмещения работы с обучением и предоставлять установленные законом, иными, нормативными актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором гарантии.

В соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника на повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поскольку истица в спорный период работала в должности медицинской сестры, в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации медицинского работника. В связи с этим, истица была направлена работодателем на курсы повышения квалификации. В указанный период за истицей сохранялось место работы, выплачивалась средняя заработная плата, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства Российской Федерации производит отчисления в Пенсионный Фонд РФ.

Следовательно, периоды прохождения на курсах повышения квалификации с 13 января по ДД.ММ.ГГГГ, с 25 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 15 ноября по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Суд соглашается с решением ответчика, в части отказа во включении в специальный стаж времени нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет в льготном исчислении, поскольку имело место после 06 октября 1992 года, то есть после времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». Отпуска по уходу за ребенком истице предоставлены с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ, данные периоды включению в специальный стаж не подлежат.

Сроки назначения пенсии установлены статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях РФ» и Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии.

Согласно п.15 Правил от 27.02.2002 г. № 17/19 пб пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за пенсией считается день приема Пенсионным Фондом заявления со всеми необходимыми документами.

Как следует из решения УПРФ в Дрожжановском районе, истица с заявлением обратилась за назначением досрочной трудовой пенсией 25 апреля 2012 года, однако ей было отказано в связи отсутствием необходимого стажа.

Специальный стаж работы истицы – Синдюковой А.Г., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, с учетом спорных периодов (периоды нахождения на курсах повышении квалификации), по состоянию на 25 апреля 2012 года составляет более 25 лет и ей в соответствии в подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости, не включение данных периодов в специальный стаж ущемляет права истицы на реализацию установленных законом гарантий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Синдюковой А.Г. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда России в Дрожжановском районе Республики Татарстан удовлетворить частично.

Включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации в специальный трудовой стаж:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

Во включении периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный трудовой стаж Синдюковой А.Г. отказать.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного Фонда России в Дрожжановском районе Республики Татарстан назначить досрочную трудовую пенсию Синдюковой А.Г., с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца, со дня вынесения его в окончательной форме.

Председательствующий                Ракипова А.А.