о признании незаконным решения жилищной комиссии, о восстановлении на учете и об обязании предоставить жилое помещение



Дело

                Р Е Ш Е Н И Е

          Именем Российской Федерации

<адрес>         ДД.ММ.ГГГГ

Дорогомиловский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Чипиги К.В., при секретаре Лященко Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артамонов А.А. к ГКНПЦ имени М.В, Хруничева о признании незаконным решения жилищной комиссии, о восстановлении на учете и об обязании предоставить жилое помещение,

            У С Т А Н О В И Л:

Истец Артамонов А.А. обратился в суд с указанным иском к ФГУ ГКНПЦ имени М.В. Хруничева, указав, что он зарегистрирован в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 37,3 кв.м., жилой 22,8 кв.м. На данной жилой площади также зарегистрированы его жена ФИО1, дочь ФИО2, дочь ФИО3 С 1974 года и по настоящее время Артамонов А.А. работе в должности оператора ЧПУ станков 5 разряда на предприятии ответчика. В ноябре 1988 года он встал на учет на улучшение жилищных условий по месту работы, о чем свидетельствует решение исполкома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем между ним и ответчиком было заключено соглашение, по которому истец должен был отработать нормо-часы на строительстве жилых домов и за период с ноября 1989 года по июнь 1993 года истец выработал положенные 10500 нормо-часов за предоставление трехкомнатной квартиры. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему двухкомнатной квартиры вместо отработанной трехкомнатной с требованием старшую дочь ФИО3 оставить в имеющейся квартире. Данная просьба решением от ДД.ММ.ГГГГ была удовлетворена, однако как выяснилось позже, истец был поставлен в конец очереди на получение двухкомнатной квартиры в нарушение очередности по срокам выработки нормо-часов. Неоднократные обращения к ответчику в 2003-2004 и 2010 годах положительного разрешения не получили, а ДД.ММ.ГГГГ он был снят с очереди по улучшению жилищных условий, поскольку у мужа старшей дочери имеется в собственности жилая площадь. Считает решение незаконным, поскольку вставал на учет для получения квартиры на предприятии за выработку нормо-часов, а не как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Просит признать решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с очереди незаконным, обязать ответчика предоставить истцу двухкомнатную квартиру в соответствии с заключенным между ним и ответчиком договором лицевого счета как участника строительства жилых домов от ДД.ММ.ГГГГ Г. или предоставить иную жилую площадь.

Истец, представитель истца в судебное заседание явились, исковые требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении, просили удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении иска просили отказать по изложенным в возражении доводам, сославшись на то, что истец утратил право на получение жилого помещения, поскольку не является нуждающимся.

Представитель третьего лица профсоюзного комитета ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (далее - МОО-ППО работников им. М.В, Хруничева) в судебное заседание явился, вопрос о разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Выслушав явившихся лиц, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Артамонов А.А. зарегистрирован в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью 37,3 кв.м., жилой 22,8 кв. м. Совместно с ним на данной площади зарегистрированы и проживают его жена ФИО1, дочь ФИО2 и дочь ФИО3

Истец работает на предприятии ответчика с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.

Согласно решению Киевского исполкома от ДД.ММ.ГГГГ Артамонов А.А. утвержден очередником предприятия.

По ответу на обращение истца в адрес ответчика о зачете 10500 нормо-часов для получения трехкомнатной квартиры в счет получения двухкомнатной квартиры и оставлении старшей дочери ФИО3 проживать в занимаемой трехкомнатной квартире последним разрешено положительно.

Распоряжением главы района «Раменки» от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО4 из четырех человек поставлена на учет по предоставлению жилой площади по договору коммерческого найма, по категории «общие основания».

ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии (выраженной протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, ответ от ДД.ММ.ГГГГ) Артамонов А.А. снят с учета очередников предприятия. Основанием к принятию решения послужил факт обеспеченности заявителя жилой площадью в соответствии с жилыми нормами, а потому не относящемся к категории нуждающихся.

ДД.ММ.ГГГГ между Артамонов А.А. и ФГУП ГКНПЦ им М.В. Хруничева заключен договор условия участия в строительстве жилых домов, согласно которому участнику строительства за выработанные им нормо-часы на строительстве в зависимости от выполненных работ начисляется один квадратный метр жилой площади, размер которой определяется руководством завода совместно с профсоюзной организацией при выдаче лицевого счета согласно утвержденным нормам, жилая площадь предоставляется после выработки необходимого количества нормо-часов согласно очередности по срокам выработки.

Лицевой счет выдан ДД.ММ.ГГГГ

Факт заключения договора условий участия в строительстве жилых домов и договора лицевого счета участника строительства жилых домов сторонами не оспаривался, не оспаривался также и факт выработки Артамонов А.А. установленных 10500 нормо-часов как основание к получению трехкомнатной квартиры.

Анализируя доводы сторон относительно условий заключенного договора и доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что необходимым условием на момент его заключения была нуждаемость работника и основанием для получения истцом жилого помещения, как очередником предприятия, является не его нуждаемость как таковая, а выработка им соответствующих нормо-часов согласно имеющимся между сторонами договорным отношениям, подтверждение которых имеется в материалах дела.

Таким образом, в случае выработки необходимых нормо-часов право на получение жилой площади за работником сохраняется. При определенных обстоятельствах такое право может прекратиться, если впоследствии будет установлено, что к моменту заключения договора работник не являлся нуждающимся в получении жилого помещения.

По стадийное принятие решений профсоюзного комитета в отношении истца и его семьи (в рассматриваемом споре -зачет нормо-часов в счет получения двухкомнатной квартиры и оставлении дочери истца ФИО3 проживать на занимаемой площади - решение от ДД.ММ.ГГГГ), свидетельствует не только о придаваемом ответчиком особом значении заключению и выполнению такого рода договоров с работниками - отслеживание изменяющихся условий проживания работников и членов его семьи, изменение условий договора по взаимному согласию независимо от фактической нуждаемости в жилом помещении к тому моменту, когда часы выработаны), но и о возникновении права на получение жилой площади.

Следовательно, данное право на получения жилого помещения в порядке и размере, утвержденном в последнем принятом решении профсоюзного комитета до снятия истца с учета, принадлежит ему в полном объеме.

В период возникновения правоотношений действовал ЖК РСФСРФ, ст. 30 которого предусматривала, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Статьями 33 и 43 ЖК РСФСР предусматривалось предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищ9ных условий в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений, а в домах ведомственного жилищного фонда - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, сельского Совета народных депутатов.

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения в целях последующего их предоставления, когда такое право возникло доведения в действие ЖК РФ, сохраняется до получения такими гражданами жилых помещений (ст. 55 ЖК РФ, ч. 2 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Получение кем-либо из членов семьи работника жилого помещения по любым иным основаниям после заключения договора и фактической отработки нормо-часов (в данном споре - наличие квартиры на праве собственности к мужа старшей дочери заявителя как основание для отказа в предоставлении жилья, при том, что ни к моменту заключения договора, ни к моменту его выполнения со стороны Артамонов А.А. состав семьи не изменялся), не может служить отказом в предоставлении жилого помещения, за которое фактически работник уже заплатил - отработал необходимое количество нормо-часов.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1 ст. 258 ГПК РФ).

При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению только в части признания незаконным решение жилищной комиссии ГКНПЦ им. М.В. Хруничева от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Артамонов А.А. с очереди на улучшение жилищных условий очередников-строителей и обязании ГКНПЦ имени М.В. Хруничева восстановить Артамонов А.А. в очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с очередностью по срокам выработки нормо-часов.

Требование истца об обязании ответчика приобрести для истца отдельную благоустроенную двухкомнатную квартиру в случае отсутствия жилого помещения в домах завода не основаны на законе и не соответствуют условиям договора.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

          Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение жилищной комиссии ГКНПЦ им. М.В. Хруничева от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Артамонов А.А. с очереди на улучшение жилищных условий очередников-строителей.

Обязать ГКНПЦ имени М.В. Хруничева восстановить Артамонов А.А. в очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с очередностью по срокам выработки нормо-часов.

Обязать ГКНПЦ имени М.В. Хруничева предоставить Артамонов А.А. для проживания на условиях договора социального найма жилое помещение в домах завода <адрес> в виде отдельной благоустроенной 2-х комнатной квартиры, жилой площадью не менее 36 кв.метров.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Догоромиловский районный суд в течение 1 месяца со дня составления в окончательной форме.

Судья                                     Чипига К.В.