Решение Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Дорогомиловский районный суд <адрес> В составе председательствующего федерального судьи Гаврилиной С.А., С участием прокурора Зиновенковой Е.И., При секретаре Чулковой Т.П. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № По иску Аппарата Правительства Мурманской области к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, несовершеннолетней ФИО5 о признании утратившими права пользования жилым помещением, выселении, встречному иску ФИО1, ФИО2 к Аппарату Правительства Мурманской области об исключении квартиры из числа служебных жилых помещений, признании права пользования для постоянного проживания на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма, Установил: Спорной является служебная <адрес> по адресу: <адрес>, принадлежащая на праве государственной собственности по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Мурманской области, закреплена на праве оперативного управления за Аппаратом Правительства Мурманской области. Распоряжением Правительства Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира отнесена к категории служебных жилых помещений (л.д. 8-10, 23 том 1). Истец Аппарат Правительства Мурманской области обратился в суд с иском к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО11 (умер ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о смерти л.д. 206 том1) о прекращении права пользования жилым помещением, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком ФИО1, замещающей должность заместителя руководителя представительства Правительства Мурманской области при Правительстве Российской Федерации, был заключен договор найма служебного жилого помещения на семью из 5 человек. ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 трудовые отношения расторгнуты, она уволена с государственной гражданской службы в связи с уходом на трудовую пенсию. Договор найма подлежит расторжению с обязанностью нанимателя сдачи квартиры в течение трех дней с момента прекращения служебных полномочий. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 было направлено обращение с просьбой до ДД.ММ.ГГГГ освободить занимаемую квартиру, она была проинформирована, что после выселения из служебного жилья ей будет предоставлено свободное жилое помещение в г. Мурманске или Мурманской области, где она имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>. ФИО1 квартиру не освободила, ответ на предложение истца не дала. Истец в соответствии со ст. 39 ГПК РФ представил уточненный иск (л.д. 223 том 1): просит признать ФИО1 и членов ее семьи ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО5 утратившими право пользования спорным жилым помещением, выселить их из спорного жилого помещения. Ответчики, возражая против иска Аппарата Правительства Мурманской области, предъявили встречный иск с уточнением об исключении спорной квартиры из числа служебных жилых помещений, признании права пользования для постоянного проживания на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма (л.д.146-151 том 1, 25-26 том 2). В судебном заседании представитель истца Аппарата Правительства Мурманской области по доверенности Касьянова О.А. основной иск о признании утратившими права пользования жилым помещением, выселении поддержала, возражала против встречного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях на встречный иск и дополнениях (л.д.192-196 том 1, л.д.22-23 том 2). В судебном заседании ответчик ФИО1, представитель ответчиков по доверенностям от ФИО2, ФИО3, ФИО4 (законный представитель несовершеннолетней ФИО5) и ордеру адвокат Сбежнева М.Е. (л.д. 6-7, 24 том 2) возражали против основного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях с дополнениями, поддержали встречный иск. Суд в качестве государственного органа привлек орган опеки Муниципалитет Филевский Парк, представитель органа опеки в судебном заседании не участвует, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в данном заявлении имеется заключение о том. что выселение несовершеннолетнего ребенка ФИО5 противоречит интересам ребенка (л.д. 34 том 2). Дело рассмотрено в отсутствие представителя органа опеки. Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего в иске о выселении отказать, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда. В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФдоговор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. В судебном заседании установлено, ответчик ФИО1 состояла в трудовых отношениях с истцом с ноября 1999 г., с сентября 2006 г. - в должности заместителя руководителя представительства Правительства Мурманской области при Правительстве РФ (л.д.69-79), распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ уволена ДД.ММ.ГГГГ с государственной гражданской службы в связи с уходом на трудовую пенсию (л.д. 56 том 1). На основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12 том 1) приказом Управления делами Правительства Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении служебного жилого помещения» ФИО1 спорная квартира предоставлена на семью из 4 человек в качестве служебного жилого помещения (л.д.11 том 1). ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком ФИО1 заключен договор найма служебного жилого помещения (л.д.13-18 том 1). По условиям данного договора, договор заключается на время прохождения ФИО1 государственной гражданской службы Мурманской области (п.1.5) По условиям договора, наниматель обязан при расторжении или прекращении настоящего договора освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение наниматель и члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке. Условия и порядок расторжения договора урегулирован п.4 договора (л.д.16 том 1). Нормами гражданского законодательства порядок расторжения договора регулируется главой 29 ГК РФ. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Требование о признании ответчиков утратившими права пользования спорным жилым помещением истцом не мотивировано, основания для признания их утратившими права пользования не указаны, таким образом, данное требование необоснованно и не подлежит удовлетворению. Подлежит отказу требование о выселении ответчиков из спорного жилого помещения. По условиям договора найма спорного служебного помещения, наниматель обязан при расторжении или прекращении настоящего договора освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение наниматель и члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке. В соответствии с ч.1 ст.103 ЖК РФ, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных часть. 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи. Истец в силу ст. 56 ГПК РФ не представил доказательства, подтверждающие, что договор найма расторгнут с ответчиками в порядке главы 29 ГК РФ и прекращен в силу ст.102 ЖК РФ. Письмо истца от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19) не содержит предложения о расторжении договора найма служебного помещения в соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ. Заявив в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнение требований, истец требование о прекращении права пользования спорным жилым помещением в судебном заседании не заявил и не поддержал. Кроме того, в силу п.2 ч.2 ст.103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях пенсионеры по старости. Из материалов дела следует, что ответчики ФИО1 и ее муж ФИО2 являются пенсионерами по старости, кроме того, в соответствии с ответом на запрос суда администрации городского поселения Туманный Кольского района установлено, что ФИО1 состоит на учете в администрации городского сельского поселения Туманный Кольского района с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (л.д. 47 том 2). Однако, истец не представил доказательства, подтверждающие, что ответчики должны быть выселены без предоставления других жилых помещений в силу п.2 ч.2 ст.103 ЖК РФ. Встречный иск ФИО1 и В.Б. подлежит отказу в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии со ст.13 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся государственный учет жилищного фонда субъекта РФ; определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта РФ; определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Заявлены требования: об исключении спорной квартиры из числа служебных жилых помещений, признании права пользования спорной квартирой для постоянного проживания на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма спорной квартиры. Требования об исключении спорной квартиры из числа служебных жилых помещений истцами по встречному иску не мотивированы, нормативные акты, на основании которых возможен перевод служебных помещений в неслужебные, не представлены. Доводы истцов по встречному иску, что спорная квартира изначально была обременена правами ФИО1 на получение спорной квартиры, суд считает несостоятельными, поскольку в силу ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие, что спорная квартира до ее приобретения в собственность г. Мурманска была обременена какими-либо правами ФИО1 Из Распоряжения Правительства Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ» О размещении заказа у единственного исполнителя» (л.д.127 том 1), Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, Дополнительного соглашения к государственному контракту (л.д.128-131 том 1), договора купли-продажи спорной квартиры, передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.132-133 том 1) следует, что спорная квартира приобреталась для государственных нужд Мурманской области в г.Москве. В соответствии с Законом Мурманской области «О жилищном фонде Мурманской области» (л.д. 160-164 том 1) служебные жилые помещении относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (л.д.163 том 1). Действующим федеральным законодательством не предусмотрен перевод служебного помещения в неслужебное. Истцы по встречному иску не представили нормативный акт субъекта РФ <адрес>, на основании которого за гражданами, проработавшими определенное количество лет в организациях, предоставивших им служебное жилье, закрепляется занимаемое жилое помещение, то есть, это жилое помещение исключается из числа служебных и гражданин продолжает пользоваться им уже по договору социального найма. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма урегулированы главой 7 ЖК РФ и Законом Мурманской области «О жилищном фонде Мурманской области» (л.д. 160-164 том 1). Истцы по встречному иску не представили доказательства, подтверждающие, что имеются основания для признания за ними права пользования спорной квартирой для постоянного проживания на условиях социального найма. Оснований для принудительного обязания ответчика по встречному иску заключить договор социального найма спорной квартиры с истцами не имеется. Оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что подлежит отказу в удовлетворении иск Аппарата Правительства Мурманской области, и подлежит отказу в удовлетворении встречный иск ФИО1 и ФИО2 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении требований Аппарата Правительства Мурманской области к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, несовершеннолетней ФИО5 о признании утратившими права пользования жилым помещением, выселении отказать. В удовлетворении встречного иска ФИО1, ФИО2 к Аппарату Правительства Мурманской области об исключении квартиры из числа служебных жилых помещений, признании права пользования для постоянного проживания на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма, отказать. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца. Судья: С.А. Гаврилина