о назначении досрочной пенсии



РЕШЕНИЕ Дело № 2-799/2011

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2011 года

Дорогобужский районный суд Смоленской области

В составе:

Председательствующего: судьи Шкредова С.А.,

При секретаре: Корнеевой Н.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Елены Анатольевны к Государственному учреждению - <данные изъяты> в Дорогобужском районе Смоленской области о назначении трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Козлова Е.А. обратилась в суд с иском к ГУ – <данные изъяты> в Дорогобужском районе Смоленской области (далее Пенсионный фонд) о назначении трудовой пенсии по старости на том основании, что она имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, так как общая продолжительность её специального стажа составляет 26 лет 10 месяцев 8 дней. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии ей было отказано. Из подсчета специального трудового стажа исключены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах повышения квалификации, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком засчитан в стаж без применения льготного исчисления, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение в отпуске по уходу за ребенком не включен в подсчет специального стажа. С указанным решением она не согласна. Просит суд признать решение Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение на курсах повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком с применением льготного исчисления стажа из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, а также взыскать с ответчика судебные расходы.

В суде Козлова Е.А. и её представитель, адвокат Копылова О.М., исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель <данные изъяты> по доверенности Обухова И.С. с иском не согласилась, поддержала решение об отказе в установлении пенсии, согласно которому Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, норма о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации отсутствует. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в специальный стаж в льготном исчислении в связи с тем, что в это время работником не выполняется работа, предусмотренная Списками. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в подсчет специального стажа, в связи с тем, что в Разъяснениях Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 5 определено, что в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 года, то есть до вступления в силу закона РФ от 25.09.1992 года № 3541-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» по отношению к пенсиям на льготных условиях. Кроме того, заявленные истицей судебные расходы в сумме 14000 рублей являются чрезмерными. Просит в иске Козловой Е.А. отказать.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ Козлова Е.А. обратилась в <данные изъяты> с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> вынес решение об отказе Козловой Е.А. в установлении пенсии в связи с тем, что на дату обращения у неё имелось 24 года 05 месяцев 16 дней работы, дающей право на назначение досрочной пенсии (л.д.5-7).

Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – время нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж Козловой Е.А. не засчитаны.

Согласно п.п.20 п. ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Специальный стаж Козловой Е.А. 24 года 5 месяцев 16 дней Пенсионный фонд не оспаривает.

В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N516 от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд.

В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.

Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

На основании приказа /к от ДД.ММ.ГГГГ Козлова Е.А. – <данные изъяты> направлена на усовершенствование в г.Смоленск Учебный центр СОКБ по циклу «Сестринское дело в хирургии» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с сохранением среднего заработка (л.д.33)

Свидетельство учебного центра при Смоленской областной больнице подтверждает прохождение повышения квалификации Козловой Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29)

Согласно сообщению ОГБУЗ «<данные изъяты>» за Козловой Е.А. на период нахождения на курсах повышения квалификации сохранялась средняя заработная плата и производились отчисления в соответствующие фонды (л.д.31)

Согласно приказу по ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Козлова Е.А. направлена в командировку в ОГОМУ Смоленский базовый медицинский колледж с целью повышения квалификации на 45 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21)

Свидетельство Смоленского базового медицинского колледжа подтверждает прохождение повышения квалификации в указанный период (л.д.28).

Из представленных лицевых счетов Козловой Е.А. за период с марта по май 2009 года усматривается, что за ней сохранялась средняя заработная плата (л.д.22-24).

Из материалов дела усматривается, что по окончании курсов повышения квалификации истице выдавалось свидетельство о повышении квалификации. Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности медицинских работников. В период нахождения на курсах истице выплачивалась заработная плата, с которой взыскивались налоги.

Поэтому суд удовлетворяет требование Козловой Е.А. о включении периодов нахождения её на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в календарном порядке.

<данные изъяты> засчитало в специальный стаж Козловой Е.А. без применения льготного исчисления период нахождения в дородовом и послеродовом отпуске и отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исключено ответчиком из подсчета специального стажа.

В суде установлено, что ДД.ММ.ГГГГ у Козловой Е.А. родился ребенок (л.д.30)

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Козлова Е.А. находилась на больничном листе (дородовый и послеродовый), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в отпуске по уходу за ребенком (л.д. 8).

Согласно приказу ДД.ММ.ГГГГ Козлова Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ приступила к работе после отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет.(л.д.34)

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом, статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Принимая во внимание, что отпуск истицы по уходу за ребенком начался с 08 апреля 199 года., т.е. в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 6 октября 1992 г. по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы Козловой Е.А. на тех же условиях на которых она проходила работу, т.е. с применением льготного порядка исчисления как один год работы за один год и шесть месяцев.

При условии включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении, а также время нахождения истицы в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении в специальный стаж Козловой Е.А., он составит более 25 лет, что дает ей право на назначение пенсии в соответствии со п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истицей представлены суду квитанции об оплате 2000 рублей за составление искового заявления (л.д.38) и 12000 рублей за ведение гражданского дела в суде (л.д.39).

Однако, учитывая, что данное дело не представляет повышенной сложности, адвокат принимал участие только в одном судебном заседании, суд приходит к выводу, что взыскание в счет возмещения судебных расходов 3000 рублей будет отвечать требованиям разумности.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение Государственного учреждения – <данные изъяты> в Дорогобужском районе Смоленской области об отказе Козловой Елене Анатольевне в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Государственное учреждение – <данные изъяты> Российской Федерации в Дорогобужском районе Смоленской области включить в специальный стаж Козловой Елене Анатольевне, дающий право на назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение на курсах повышения квалификации в календарном порядке.

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком с применением льготного порядка исчисления как один год работы за один год и шесть месяцев.

Обязать Государственное учреждение – <данные изъяты> Российской Федерации в Дорогобужском районе назначить Козловой Елене Анатольевне трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения – <данные изъяты> Российской Федерации в Дорогобужском районе Смоленской области в пользу Козловой Елены Анатольевны 3000 рублей в счет возмещения расходов на юридические услуги представителя.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 (десяти) дней со дня составления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Дорогобужский районный суд.

Судья Дорогобужского районного суда

Смоленской области Шкредов С.А.