РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 июня 2010 года город Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Пеньковой А.В.,
при секретаре Почуевой В.П.,
с участием истца ФИО5, представителя истца ФИО3, представителя заинтересованного лица Государственного учреждения ФИО7 по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску ФИО5 к Государственному учреждению ФИО7, ФИО9 о признании недействительным отказа в предоставлении социальной поддержки и признании права на получение мер социальной поддержки,
установил:
ФИО5 обратился в суд с иском к ФИО7 и ФИО9 о признании недействительным отказа в предоставлении социальной поддержки и признании права на получение мер социальной поддержки, ссылаясь на то, что он, являясь пенсионером Министерства обороны РФ, получающим пенсию за выслугу лет, и одновременно ветераном труда, обратился в ФИО7 с заявлением о предоставлении ему, как ветерану труда, мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и приобретении льготного проездного билета, предусмотренных статьёй 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и Постановлением администрации Тульской области № 83 от 15.02.2006 года «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области». Однако в предоставлении вышеуказанных мер социальной поддержки ему было отказано со ссылкой на то, что в соответствии со статьями 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года, меры социальной поддержки предоставляются только в случае достижения возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Одновременно истец просил суд взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 700 рублей.
В судебном заседании истец ФИО5 и его представитель ФИО3, допущенный к участию в деле в порядке п.6 ст.53 ГПК РФ, поддержали исковые требования.
Представитель ответчика ФИО7 по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, сославшись на то, что правовых оснований согласно Закону для назначении истцу мер социальной поддержки не имеется, поскольку он не достиг возраста 60 лет, дающего право на назначение пенсии по старости по Закону о трудовых пенсиях, с которым законодатель связывает наличие права на получение мер социальной поддержки.
Представитель ФИО9 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещен. В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление с просьбой в удовлетворении исковых требований отказать, так как истец не достиг возраста, определенного законодательством для назначения трудовой пенсии по старости, и просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика ФИО9.
Выслушав объяснения истца, его представителя, представителя ФИО7 исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО5 является пенсионером Министерства обороны РФ с 01.09.2005 года, что подтверждается пенсионным удостоверением серии ГФ Номер обезличен.
В соответствии с удостоверением серии М Номер обезличен, выданным Минобороны РФ Дата обезличена года, ФИО5 является ветераном военной службы.
Согласно удостоверению «Ветеран труда» серии В Номер обезличен, выданного Дата обезличена года комитетом социальной защиты населения г.Донского, ФИО5 имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».
Федеральный закон № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) установил правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, отразив в статье 1 категории ветеранов, к числу которых относятся и ветераны труда.
В силу п. 1 ч.1 ст. 7 вышеназванного закона, ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда». Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).
До внесения изменений 22.08.2004 года в Федеральный закон РФ «О ветеранах», статья 22 указанного закона, предусматривала в качестве мер социальной защиты ветеранов труда:
бесплатный проезд ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
оплату в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов;
оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством субъекта Российской Федерации. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; (пп. 6 в ред. Федерального закона от 06.05.2003 года №52-ФЗ)
оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
При этом предоставление данных льгот допускалось лишь лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности. А ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, право на льготы гарантировалось только при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
На основании статей 20 и 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), меры социальной поддержки ветеранов труда стали определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение этого был принят 28 декабря 2004 года Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» №493-ЗТО действие, которого стало распространяться на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.
В статье 1 данного закона (в редакции Законов Тульской области № 745-ЗТО от 31.10.2006, № 921-ЗТО от 05.12.2007, № 972-ЗТО от 18.02.2008, № 1145-ЗТО от 26.11.2008, № 1352-ЗТО от 31.10.2009, № 1376-ЗТО от 21.12.2009) определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Суд установил, что истец ФИО5 в порядке, установленном действующим законодательством, является ветераном труда и, тем самым, имеет права и льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных ст. 22 Федерального закона РФ «О ветеранах».
Данный факт подтвержден удостоверением серии В Номер обезличен, выданным Дата обезличена года на имя ФИО5 Комитетом социальной защиты населения муниципального образования г. Донской Тульской области, которое является бессрочным и действительным на всей территории Российской Федерации, и которое дает право ФИО5 на льготы, предъявляемые на условиях и в порядке установленных ст.ст. 22,23 ФЗ «О ветеранах».
Факт того, что истец является лицом, которому назначена пенсия за выслугу лет, подтвержден удостоверением серии ГФ Номер обезличен, выданным Дата обезличена года Тульским областным военкоматом.
Как усматривается из заявления ФИО5, поданного им в Государственное учреждение ФИО7, он просил назначить ему ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) как ветерану труда и выдать справку для реализации своего права на приобретение единого льготного месячного проездного билета. Данное заявление, датированное Дата обезличена года, подано истцом и принято ФИО7 Дата обезличена года, о чем имеется соответствующая отметка на указанном заявлении.
Согласно Порядку назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденному Постановлением администрации Тульской области № 201 от 15.03.2005 года «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года (пп.2 п. 2 Порядка).
В силу п. 8 вышеуказанного Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Как следует из ответа ФИО7 от Дата обезличена года Номер обезличен, направленного истцу, в выплате ежемесячной денежной выплаты и выдаче справки на приобретение льготного проездного билета ФИО5 было отказано, так как он не достиг возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии.
Однако суд, оценив изложенное, полагает, что отказ органа социальной защиты населения в предоставлении требуемых истцом мер социальной поддержки, равно как и доводы представителя ответчика ФИО7 по доверенности ФИО2 о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований, являются необоснованными по следующим основаниям.
На основании ст. 3 Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 № 745-ЗТО, от 31.10.2009 № 1352-ЗТО);
2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке (в ред. Законов Тульской области от 26.11.2008 № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 № 1352-ЗТО).
Указаний на то, что ограничение в виде достижения возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), т.е. 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, подлежит распространению и на иные меры социальной поддержки, в том числе и на получение ежемесячной денежной выплаты, в названном выше Законе не содержится, кроме случаев, установленных статьей 3 Закона.
Вместе с тем, статьей 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Статья 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» предусматривает ограничения (достижение возраста) по предоставлению льгот по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг. Указаний о том, что такое ограничение подлежит распространению на иные меры социальной поддержки, закон не содержит и с доводами в указанной части представителя ответчика ФИО7 суд не может согласиться.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением от 15 марта 2005 года №201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
В силу п.4 указанного порядка граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства.
Как следует из заявления, поданного Дата обезличена года истцом в ФИО7 ФИО5 в установленном порядке обратился в ораны социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты и получении справки на льготный проездной билет. Данное заявление в этот же день было принято ФИО7 К заявлению были приложены копии паспорта, удостоверения ветерана труда, пенсионного удостоверения.
Учитывая тот факт, что истец в установленном порядке было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства, а иных документов, кроме копии документов, удостоверяющих личность, место жительства гражданина и копии удостоверения, дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты, для обращения с таким заявлением не требуется, суд считает, что отказ ФИО7 в выплате ФИО5 единовременной денежной выплаты является незаконным, в связи с чем, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца о понуждении ФИО7 устранить допущенные нарушения прав путем назначения ему ЕДВ.
Поскольку истец обратился с заявлением о назначении и выплате ему ежемесячной денежной выплаты Дата обезличена года, то в силу п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением от 15 марта 2005 года №201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд считает, что требование истца о назначении ему ежемесячной денежной выплаты является обоснованным. Однако, принимая во внимания заявительный характер назначения оспариваемой выплаты, она подлежит назначению истцу с 8.04.2010 года.
Разрешая требования ФИО5 о предоставлении льгот на получение единого месячного льготного проездного билета, суд исходит из следующего.
В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области, оказания мер социальной поддержки, государственная социальная помощь которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания, администрацией Тульской области за Номер обезличен от Дата обезличена года было принято Постановление «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».
Согласно п.п.20 п.1 вышеназванного Постановления (в редакции Постановлений администрации Тульской области № 311 от 03.07.2006 года и № 160 от 29.03.2008 года) на территории Тульской области для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, введен единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси).
Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.
Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями, стоимость которого устанавливается пунктом 2 Постановления администрации Тульской области за № 83 от 15.02.2006 года «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».
Данного ограничения для предоставления ветерану труда мер социальной поддержки в виде права на приобретение единого месячного льготного проездного билета ст. 3 Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не содержит.
Таким образом, учитывая, что действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по предоставлению меры социальной поддержки ветерану труда в виде права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, суд приходит к выводу, что требования истца и в этой части подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из квитанции серии АВ Номер обезличен, выданной Тульской региональной общественной организацией участников миротворческих операций по восстановлению международного мира и безопасности «Клиса», следует, что ФИО5 было оплачено за консультацию по правовым вопросам, составление заявления, ходатайств и искового заявления всего 700 рублей.
Исходя из принципа разумности, суд приходит к выводу о том, что истцу подлежит возмещение расходов за услуги представителя в размере 700 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования ФИО5 удовлетворить.
Признать за ФИО5 право на получение ежемесячной денежной выплаты и на получение единого месячного льготного проездного билета.
Обязать ФИО7 назначить ФИО5 ежемесячную денежную выплату как ветерану труда с Дата обезличена года.
Взыскать с ФИО7 в пользу ФИО5 расходы, связанные с оплатой помощи представителя, в размере 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Донской городской суд Тульской области в течение 10 дней.
Судья А.В. Пенькова