РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2010 года город Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Пасечниковой Е.В.,
при секретаре Кузнецовой И.Ю.,
с участием представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН города Донского Климовой Н.Г., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербатых А.И. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского», Департаменту социального развития Тульской области о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки, как ветерану труда, и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в виде оплаты за жилое помещение и за коммунальные услуги,
установил:
Щербатых А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского» (далее – ГУ ТО УСЗН города Донского), Департаменту социального развития Тульской области о признании права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, об обязании предоставить указанные меры социальной поддержки с Дата обезличена.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является пенсионером органов внутренних дел Российской Федерации с Дата обезличена, а Дата обезличена ему присвоено звание «Ветеран труда».
Считает, что в силу ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от 31.10.2009 № 1352-ЗТО, вступившими в силу с 01.01.2010 года) он имеет право на заявленные им в иске меры социальной поддержки, в предоставлении которых ему Дата обезличена органом социальной защиты по результату рассмотрения его заявления от Дата обезличена отказано. Считает данный отказ незаконным.
Истец Щербатых А.И. в судебном заседании исковые требования и доводы в их обоснование поддержал, настаивал на их удовлетворении, уточнил, что им допущена ошибка в наименовании ответчика по тексту иска, а именно вместо Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского» указан комитет социальной защиты населения г.Донского.
Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского» по доверенности Климова Н.Г. в судебном заседании исковые требования Щербатых А.И. не признала, считая их необоснованными, ссылаясь на то, что истец является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 57 лет, в связи с чем, правовых оснований для предоставления ему указанных мер социальной поддержки не имеется.
Представитель ответчика - Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела руководитель извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика Департамента социального развития Тульской области.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН города Донского, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Щербатых А.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, и условия при которых возникает право на их получение.
К мерам социальной поддержки, подлежащих предоставлению ветеранам труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года установленным статьей 3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 № 745-ЗТО, от 26.11.2008 № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 № 1352-ЗТО) отнесены ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, а также за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение)) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Согласно пп.2 ст.1 данного Закона право на указанные выше меры социальной поддержки имеют, в том числе ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
По смыслу ст.3 данного Закона основанием для предоставления данных мер социальной поддержки является достижение возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
Таким образом, согласно данной норме Закона Тульской области право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с наличием какого-либо определенного возраста или видом пенсии.
Согласно подпункту 4 пункта 1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 г. №30, предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.
В данном случае таким учреждением является ГУ ТО УСЗН города Донского, на которое и должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу указанных мер социальной поддержки.
В судебном заседании установлено, что истец Щербатых А.И. является пенсионером органов внутренних дел с Дата обезличена, что подтверждается пенсионным удостоверением Номер обезличен.
Дата обезличена ему присвоен статус «Ветеран труда», что подтверждается одноименном удостоверением серии Т-Н Номер обезличен.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспаривалось.
Дата обезличена истец обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, которое в тот же день было принято ГУ ТО «УСЗН города Донского», но в удовлетворении данного требования истцу было отказано по причине не достижения истцом возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Данный отказ суд считает незаконным, поскольку ответчиком неправильно трактуются нормы материального права.
Позиция ответчиков противоречит положениям Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 57 лет для мужчин и 52 лет для женщин, как лиц, проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Несостоятельными суд считает и доводы представителя ГУ ТО УСЗН города Донского о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениями ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку он не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».
Так, статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и военнослужащие.
Среди видов пенсий, установленных данным законом предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», то есть военнослужащим, к числу которых относится и истец.
Таким образом, истец имеет право на государственное пенсионное обеспечение на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Данное обстоятельство не является исключительным для лишения истца права на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области» и другими региональными нормативными правовыми актами.
Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчиков по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым.
Принимая во внимание, что истец имеет право на получение пенсии в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», является ветераном труда, жителем города Донского и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ему неправомерно было отказано в предоставлении названных выше льгот, суд считает, что требования Щербатых А.И. о назначении ему с Дата обезличена ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, а также ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского».
Поскольку согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, то Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского» от обязанности возмещения истцу понесенных судебных издержек, подлежит освобождению. Данные расходы в силу ст.103 ГПК РФ подлежат возмещению истцу за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Щербатых А.И. удовлетворить..
Признать за Щербатых А.И., как за ветераном труда, право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского» предоставить Щербатых А.И., как ветерану труда, меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с Дата обезличена.
Возместить истцу за счет средств федерального бюджета судебные расходы по оплате госпошлины при подаче иска в размере ** рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Донской городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Пасечникова